НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (345). Организация ввозит запасные части к автомобилям из Российской Федерации и реализует их на территории и за пределы Республики Беларусь. Часть ввезенного в 2009 г. из Российской Федерации товара организация реализует в 2010 г. в Афганистан. На 1 января 2010 г. у организации имеется незачтенный НДС (превышение налоговых вычетов над суммой НДС, исчисленной по реализации). Распределение налоговых вычетов в 2009 и 2010 гг. производится методом удельного веса.
Возможно ли в 2010 г. принимать к вычету в полном объеме суммы НДС, уплаченные в 2009 г. при ввозе товаров из Российской Федерации?
Указанные суммы НДС подлежат распределению.
Поскольку организация имеет обороты, облагаемые НДС по различным ставкам, она должна распределять налоговые вычеты.
При реализации товара на территории Республики Беларусь "входной" НДС вычитается в пределах сумм НДС, исчисленного по реализации.
Вычет сумм НДС производится в полном объеме по товарам (работам, услугам), при реализации которых обложение НДС осуществляется по ставке 0 %, в случае представления плательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет документов (их копий), предусмотренных пп. 2–8 ст. 102 НК, и поступления выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) на счета плательщиков в банках РБ либо на открытые на основании разрешения Нацбанка РБсчета плательщиков в банках, являющихся таковыми в соответствии с законодательством иностранного государства, с местом нахождения за пределами территории Республики Беларусь или в случае ввоза товаров, выполнения работ, оказания услуг по осуществленным на основании законодательства товарообменным (бартерным) операциям (подп. 23.1 п. 23 ст. 107 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
Определение суммы налоговых вычетов, которую можно принять к вычету независимо от суммы НДС, исчисленной по реализации, производится согласно п. 24 ст. 107 НК.
Из вопроса следует, что организация распределяет налоговые вычеты в 2009 и 2010 гг. методом удельного веса. Напомним, что при определении методом удельного веса налоговых вычетов, приходящихся на определенную сумму оборота по реализации, эта сумма оборота делится на общую сумму оборота по реализации и умножается на сумму налоговых вычетов, приходящихся на общую сумму оборота по реализации.
В 2009 г. действовала следующая норма: "При распределении налоговых вычетов по товарам (работам, услугам), имущественным правам методом удельного веса в распределении не участвуют налоговые вычеты прошлого года". В 2010 г. в НК отсутствует аналогичная норма. При этом в письме МНС РБ от 20.05.2010 № 2-1-10/10236 разъясняется, что организация при распределении налоговых вычетов в 2010 г. долю оборотов по реализации, облагаемых НДС по ставке 0 %, умножает на все налоговые вычеты, включая налоговые вычеты 2009 г., имеющиеся в остатке на 1 января 2010 г.
Таким образом, суммы НДС, уплаченные в 2009 г. при ввозе товаров из Российской Федерации, подлежат распределению в 2010 г.
2 (346). Каким образом с 1 июля 2010 г. изменился порядок определения налоговой базы по НДС по ввозимым товарам в связи со вступлением в силу Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25.01.2008 и Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11.12.2009?
По товарам, принятым на учет с 1 июля 2010 г., НДС исчисляется только от стоимости товара.
Обратимся к норме п. 2 ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11.12.2009. Она предусматривает, что для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров (в т.ч. товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении), а также товаров, полученных по договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам. Стоимостью приобретенных товаров, в т.ч. товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении, является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги), согласно условиям договора (контракта).
Действовавшим до 1 июля 2010 г. Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Соглашение с РФ) было предусмотрено, что для целей уплаты НДС налоговую базу следовало определять на дату принятия на учет ввезенных товаров (но не позднее срока, установленного национальным законодательством государств сторон) как сумму стоимости приобретенных товаров, включая затраты на транспортировку и доставку данных товаров, подлежащих уплате акцизов. Стоимостью приобретенных товаров являлась цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате поставщику за ввозимый товар. При определении стоимости приобретенных товаров (продуктов переработки) в цену сделки необходимо было включать следующие расходы (если такие расходы не были включены в цену сделки):
а) расходы по доставке товара, в т.ч. расходы на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров;
б) страховую сумму;
в) стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
г) стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.
Приведенные разъяснения содержатся в п. 2 разд. I Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, являющегося приложением к Соглашению с РФ.
Таким образом, с 1 июля 2010 г. никакие дополнительно оплачиваемые расходы, связанные с приобретением ввозимых из Российской Федерации и Республики Казахстан товаров, не учитываются при исчислении НДС. НДС исчисляется только от стоимости товаров.
3 (347). Организация ввезла товар из Российской Федерации и оприходовала его 29 июня 2010 г. Уплата НДС производится в июле 2010 г.
В каком порядке должна определяться база для исчисления НДС?
В порядке, применявшемся до 1 июля 2010 г.
Ответ на этот вопрос содержится в письме МНС РБ от 07.07.2010 № 4-1-14/3511. В нем разъясняется, что по товарам, импортированным из Российской Федерации и принятым на учет до 1 июля 2010 г., плательщик представляет заявление в порядке, установленном Соглашением с РФ, и по форме, утвержденной постановлением МНС РБ от 25.01.2005 № 8. Налоговая база для исчисления косвенных налогов определяется в порядке, действовавшем до 1 июля 2010 г. (т.е. по Соглашению с РФ). Налоговая декларация (расчет) по НДС и акцизам представляется по сроку 20.07.2010 по форме, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.12.2009 № 87.
4 (348). В каком порядке производится исчисление НДС при реализации предмета в обороте в следующей ситуации:
– цена приобретения с НДС – 118 тыс. руб., без НДС – 100 тыс. руб.;
– остаточная стоимость предмета в обороте на момент реализации – 50 тыс. руб.;
– цена реализации с учетом НДС – 70 тыс. руб.?
Полагаем, что вопрос возник в связи с наличием в п. 3 ст. 97 НК нормы следующего содержания: при реализации отдельных предметов в составе оборотных средств и имущества, учитываемого в составе внеоборотных активов, по ценам ниже остаточной стоимости, при реализации приобретенных на стороне товаров, имущественных прав (за исключением нематериальных активов) по ценам ниже цены приобретения налоговая база определяется соответственно исходя из остаточной стоимости, цены приобретения.
Если цена реализации с учетом НДС составляет 70 тыс. руб., то цена без учета НДС будет равна 58 333 руб. (70 000 / 120 × 100).
В указанной ситуации исчисление НДС производится от цены реализации, поскольку она превышает остаточную стоимость. Исчисленная сумма НДС составит 11 667 руб. (58 333 × 20 %).
5 (349). Организация приобрела ритуальные предметы, по которым продавец предъявил к оплате сумму НДС.
Имеет ли право организация при дальнейшей реализации ритуальных предметов применить льготу по НДС?
Имеет.
От обложения НДС освобождаются обороты по реализации на территории Республики Беларусь ритуальных услуг, работ по уходу за могилами по перечню таких услуг и работ, утверждаемому Президентом РБ, надгробных памятников, оград и других ритуальных предметов, связанных с погребением, а также работ по их изготовлению. Освобождение от НДС распространяется также на всех плательщиков, реализующих приобретенные ритуальные предметы. Основанием для применения покупателем освобождения от НДС служит указанная продавцом в первичных учетных документах, применяемых при отгрузке ритуальных предметов, запись: "Освобождение согласно подпункту 1.8 пункта 1 статьи 94 Налогового кодекса Республики Беларусь". Такая норма содержится в подп. 1.8 п. 1 ст. 94 НК.
Добавим, что на основании письма МНС РБ от 24.09.2008 № 2-1-9/740 "Об актуальных вопросах по исчислению налога на добавленную стоимость и акцизов" названную льготу по НДС можно применить и при отсутствии в документах ссылки на нее. В письме сказано, что "для применения льготы необходимо исходить из сущности назначения товаров, исходя из которой они могут быть отнесены к надгробным памятникам, оградам и другим ритуальным предметам, в частности из их наименования либо из сведений, указанных в договоре, что такой товар приобретается для размещения в местах погребения. Указанная информация также может содержаться в товаросопроводительных документах, сертификатах, в справке производителя и иных документах".
Таким образом, организация, купившая ритуальные предметы с учетом НДС, при их реализации может применять установленное подп. 1.8 п. 1 ст. 94 НК освобождение от НДС.
Олег Бурдюк, аудитор
6 (350). Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) без НДС, в III квартале переходит на общий порядок налогообложения.
Каким образом исчислять в III квартале налог на прибыль и НДС?
НК установлено, что при переходе с УСН с уплатой (без уплаты) НДС на УСН без уплаты (с уплатой) этого налога налогообложение поступивших после перехода сумм выручки за реализованные до перехода товары (работы, услуги), имущественные права осуществляется в порядке и на условиях, применявшихся на дату отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав. При переходе с общей системы налогообложения на УСН без уплаты НДС поступившие после перехода суммы выручки за реализованные до перехода товары (работы, услуги), имущественные права облагаются НДС в порядке и на условиях, применявшихся на дату отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав. Указанные суммы НДС в налоговую базу налога при УСН не включаются (п. 3 ст. 288 НК).
Законы РБ и решения местных Советов депутатов, устанавливающие или отменяющие налоги, сборы (пошлины), повышающие или понижающие налоговые ставки, устанавливающие или отменяющие налоговые льготы, изменяющие порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), применяются с момента (даты) вступления их в силу и распространяют свое действие на налоговые или отчетные периоды, на которые приходятся соответственно дата фактической реализации, дата фактического получения дохода, иная аналогичная дата, если иное не определено законами РБ или актами Президента РБ. Аналогичный порядок распространяется и на акты Президента РБ (п. 8 ст. 3 НК).
В отношении НДС предусмотрено, что при изменении порядка исчисления данного налога (изменении состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, момента фактической реализации, ставок, порядка применения освобождения от налогообложения) новый порядок исчисления применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных с момента изменения порядка исчисления НДС (п. 10 ст. 103 НК).
Следовательно, при переходе с III квартала на общую систему налогообложения организация должна производить исчисление и уплату НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, отгруженным (выполненным, оказанным), переданным с 1 июля 2010 г.
В отношении налога на прибыль отметим, что порядок его исчисления зависит от способа отражения выручки в бухгалтерском учете – "по отгрузке" либо "по оплате".
Если организация применяет метод отражения выручки "по отгрузке", то при переходе с III квартала с УСН без НДС на общий порядок налогообложения организация должна исчислить налог на прибыль по выручке, отраженной в бухгалтерском учете с 1 июля 2010 г. В этом случае в выручке будут отражены товары (работы, услугы), имущественные права, отгруженные (выполненные, оказанные), переданные с 1 июля 2010 г.
Если же организация применяет метод отражения выручки "по оплате", то исчисление налога на прибыль производится по выручке, полученной с 1 июля 2010 г. При этом выручка может поступить за товары (работы, услуги), имущественные права, отгруженные (выполненные, оказанные), переданные до перехода на общий порядок налогообложения, т.е. до 1 июля 2010 г.
Ольга Смольник, экономист
СТРАХОВАНИЕ РАБОТНИКОВ
7 (351). Как определить размер страхового тарифа, исходя из которого необходимо начислять страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2010 г., если:
– организация является коммерческой и ей установлен страховой тариф по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,6 %;
– организация относится к категории страхователей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50 % от общего объема произведенной продукции, и применяет льготу в размере 50 % от страхового тарифа;
– на 2010 г. организации установлена скидка со страхового тарифа в виде корректирующего коэффициента 0,73?
До какого десятичного разряда необходимо округлить размер страхового тарифа при применении к нему льготы и скидки?
Размеры страховых взносов определяются страхователем исходя из страховых тарифов, утверждаемых Президентом РБ, скидки (надбавки) к страховому тарифу, установленной страховщиком в порядке, определяемом Президентом РБ, и в случаях, установленных законодательством, – льготы к страховому тарифу. Это указано в п. 3 Положения о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 10.10.2003 № 1297 (с изменениями и дополнениями).
Размер страхового тарифа с учетом установленных страхователю надбавки и (или) скидки представляет собой число с 2 знаками после запятой. Данное правило предусмотрено п. 11 Правил установления надбавок к страховым тарифам по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и скидок с этих тарифов, утвержденных Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 531 (в ред. от 01.03.2010 № 110).
Таким образом, размер страхового тарифа, исходя из которого необходимо начислять страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, необходимо определять путем умножения утвержденного страхового тарифа на коэффициент льготы и корректирующий коэффициент скидки с округлением получившегося значения до 2 десятичных знаков.
В рассматриваемой ситуации размер страхового тарифа составит 0,22 % (0,6 × 0,5 × 0,73).
Вадим Дражин, ведущий специалист управления страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний БРУСП "Белгосстрах"
КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
8 (352). Предприятие организовало курсы танцев для детей. В дальнейшем планируется открыть танцевальную группу для взрослых.
Каков порядок приема наличных денежных средств в том и ином случаях?
При реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет плательщик обязан обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством (подп. 1.13 п. 1ст. 22 НК).
Данный порядок регулируется постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 09.01.2002 № 18/1 "О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – постановление № 18/1).
Юридические лица принимают наличные денежные средства (в т.ч. авансовые платежи, задаток и денежные средства, предоставляемые в качестве залога) при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг с применением кассовых суммирующих аппаратов (далее –КСА), модели (модификации) которых включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (если иное не установлено законодательными актами и постановлением № 18/1).
В подп. 2.2 п. 2 постановления № 18/1 определены случаи, когда юридические лица вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг без применения КСА. К таким случаям, в частности, относятся случаи выполнения работ и оказания услуг вне постоянного места осуществления деятельности (подп. 2.2.13 п. 2 постановления № 18/1) и осуществления обучения несовершеннолетних (подп. 2.2.15 п. 2 постановления № 18/1). Однако указанные лица должны оформлять каждый факт приема наличных денежных средств первичным учетным документом, информация об изготовлении и реализации бланка которого заносится в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках (далее – ЭБД) (подп. 2.2.13 и 2.2.15 п. 2 постановления № 18/1).
К таким документам на основании постановления МНС РБ от 05.04.2002 № 43 "О бланках первичных учетных документов, информация об изготовлении и реализации которых подлежит внесению в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках" относятся бланки приходного кассового ордера формы № КО-1, талона формы № 20-ФС и ряд других специализированных форм.
Таким образом, если предприятие обучает танцам несовершеннолетних, то оно независимо от места оказания услуги прием наличных денежных средств может осуществлять без применения КСА. В отношении взрослых такая норма может быть применима лишь в том случае, если предприятие будет обучать их танцам вне постоянного места осуществления своей деятельности.
В указанных случаях каждый факт приема наличных денежных средств должен быть оформлен документом, информация об изготовлении и реализации бланка которого заносится в ЭБД. Например, талоном формы № 20-ФС.
При обучении танцам взрослых в постоянном месте осуществления деятельности предприятия прием наличных денежных средств должен производиться с применением КСА, соответствующего требованиям законодательства.
9 (353). Организация оказывает бытовые услуги населению (пошив одежды) на объекте с количеством работников 2 человека.
Можно ли прием наличных денежных средств осуществлять с отражением в приходных кассовых ордерах по окончании рабочего дня (смены) общей суммы выручки за рабочий день (смену) без оформления документа по каждому факту приема наличных денежных средств?
Можно, но с использованием бланков форм БО.
Порядок приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет определен постановлением № 18/1. Исключения из данного порядка, позволяющие юридическим лицам принимать наличные денежные средства без применения КСА (СКС), содержатся в подп. 2.2 п. 2 указанного постановления. К таким случаям отнесено оказание бытовых услуг (за исключением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств) в объектах с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более 3 человек в одну смену (подп. 2.2.17 п. 2 постановления № 18/1).
Юридические лица, осуществляющие прием наличных денежных средств (в т.ч. авансовых платежей, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг без применения КСА в случаях, предусмотренных в подп. 2.2.17 п. 2 постановления № 18/1, в соответствии с законодательством каждый факт приема наличных денежных средств оформляют первичным учетным документом, информация об изготовлении и реализации бланка которого заносится в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках (часть вторая подп. 2.2 п. 2 постановления № 18/1).
Для приема наличных денег при оказании бытовых услуг населению за наличный расчет в пунктах обслуживания должны применяться бланки форм БО, утвержденные постановлением Минторга РБ от 28.05.2009 № 33 "Об утверждении форм первичных учетных документов по учету бытовых услуг населению и Инструкции о порядке заполнения форм первичных учетных документов по учету бытовых услуг населению".
10 (354). Организация осуществляет розничную торговлю строительными материалами на торговых объектах (металлические павильоны) на территории рынка.
Надо ли в них устанавливать платежные терминалы для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек?
Надо, если выручка за предыдущий год составляет более 15 000 базовых величин.
Юридические лица, осуществляющие торговлю и (или) оказывающие платные услуги населению на объектах, перечисленных в приложении 1 к постановлению № 18/1, при получении выручки по каждому торговому или иному объекту от продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг за предыдущий календарный год в размере более 15 000 базовых величин (БВ) обязаны установить в этом торговом объекте или ином объекте платежные терминалы для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек. При этом количество устанавливаемых терминалов должно составлять в процентном отношении к количеству кассовых кабин либо контрольно-кассовых узлов указанных объектов в течение первого календарного года не менее 50 %, в течение второго календарного года – 100 %.
Напомним, что в указанное приложение включены в т.ч. и торговые объекты (магазины (павильоны с торговым залом), магазины-склады).
Государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 1393-2003 "Торговля. Термины и определения" дано определение павильона. Павильон – это оборудованное строение модульного типа, имеющее торговый зал или без него, и помещение для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест. При этом павильон, имеющий торговый зал, может быть отнесен к магазину.
Таким образом, если в павильоне с торговым залом выручка от продажи строительных материалов за предыдущий календарный год получена в размере более 15 000 БВ, то организация должна установить в нем платежный терминал для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек.
Наталья Рощина, экономист
ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
11 (355). Резидент РБ по контракту с нерезидентом выполняет строительные работы в государстве регистрации нерезидента. Контрактная стоимость работ – 350 000 евро. По контракту расходы, связанные с перечислением (переводом) денежных средств, несет получатель платежа (резидент РБ). Сумма расходов по переводу составила 1 500 евро. На транзитный валютный счет резидента РБ зачисляется сумма за вычетом расходов по переводу. Выручка определяется по моменту оплаты выполненных работ.
Какая сумма является выручкой от реализации: сумма, предусмотренная контрактом, или сумма, поступившая на транзитный валютный счет? Какая сумма иностранной валюты подлежит обязательной продаже?
Выручкой является сумма 350 000 евро. Обязательной продаже подлежит 30 % от суммы 348 500 евро.
Выручка от реализации – это денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученные или подлежащие получению в результате реализации товаров, готовой продукции, работ, услуг по ценам, тарифам в соответствии с договором (п. 2 постановления Минфина РБ от 26.12.2003 № 181 "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (с изменениями и дополнениями)). Выручка от реализации принимается к бухгалтерскому учету:
– в сумме, исчисленной на момент ее признания в соответствии с учетной политикой организации;
– по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией в порядке, установленном законодательством РБ.
В рассматриваемой ситуации выручкой от реализации является сумма, предусмотренная контрактом, независимо от суммы средств, поступивших на транзитный валютный счет белорусской организации, т.е. 350 000 евро.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в размере 30 % суммы выручки в иностранной валюте (п. 3 Инструкции о порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 13.09.2006 № 129 (с изменениями и дополнениями)). Термин "выручка в иностранной валюте" используется в Инструкции № 129 в значении, определенном Указом Президента РБ от 17.07.2006 № 452 "Об обязательной продаже иностранной валюты" (с изменениями и дополнениями).
Выручкой в иностранной валюте для целей Указа № 452 являются денежные средства в иностранной валюте согласно перечню иностранных валют, подлежащих обязательной продаже на внутреннем валютном рынке, определяемому Нацбанком РБ, поступающие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям наих счета в банках и небанковских кредитнофинансовых организациях Республики Беларусь, в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь.
Таким образом, подлежит обязательной продаже на внутреннем валютном рынке 30 % от суммы в иностранной валюте, поступившей на транзитный валютный счет, т.е. от 348 500 евро.
Сергей Козырев, канд. экон. наук
ОТЧЕТНОСТЬ
12 (356). Организация в соответствии с учетной политикой осуществляет раздельное использование средств амортизационных фондов основных средств и нематериальных активов.
При недостатке амортизационных фондов и прибыли прошлых лет и отчетного года на финансирование капитальных вложений сальдо по статье "Амортизационный фонд воспроизводства основных средств" (стр. 010 бухгалтерского баланса (форма 1)) показывается с минусом согласно п. 170 Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденной постановлением Минфина РБ от 14.02.2008 № 19.
Показывается ли в промежуточной бухгалтерской отчетности минус по статье "Амортизационный фонд воспроизводства нематериальных активов" (стр. 013 бухгалтерского баланса (форма 1)) при недостатке средств амортизационного фонда и прибыли прошлых лет и отчетного года на финансирование приобретения нематериальных активов?
Показывается.
Счет 013 "Амортизационный фонд воспроизводства нематериальных активов" предназначен для обобщения информации о движении амортизационного фонда воспроизводства нематериальных активов.
По кредиту счета 013 отражается использование средств амортизационного фонда на цели, установленные законодательством (см. Инструкцию по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденную постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89).
Пунктом 77 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6) установлено следующее. По кредиту забалансовых счетов "Амортизационный фонд воспроизводства основных средств", "Амортизационный фонд воспроизводства нематериальных активов" в соответствии с учетной политикой организации отражается направление средств указанных амортизационных фондов на финансирование фактически произведенных в отчетном периоде:
– капитальных вложений производственного назначения и в случаях, допускаемых законодательством, затрат организации на жилищное строительство, осуществляемых при выполнении работ хозяйственным, подрядным способами (по оплаченным, принятым к оплате счетам в зависимости от установленного учетной политикой метода учета реализации), погашение кредитов и займов, полученных на эти цели, и процентов по ним (при их отнесении в течение отчетного года или по его окончании на увеличение стоимости объектов), у лизингодателей – инвестиционных расходов по объектам лизинга в составе лизингового платежа в соответствии с договором лизинга (графиком лизинговых платежей) и учетной политикой организации;
– вложений в создание (в т.ч. проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторскихи опытно-технологических работ), приобретение объектов нематериальных активов (по оплаченным, принятым к оплате счетам в зависимости от установленного учетной политикой метода учета реализации), погашение кредитов и займов, полученных на эти цели, и процентов по ним (при их отнесении в течение отчетного года или по его окончании на увеличение стоимости объектов).
При полном использовании привлеченных источников финансирования капитальных вложений, отсутствии или недостаточности собственных источников финансирования капитальных вложений перерасход амортизационного фонда отражается организацией с минусом на соответствующих забалансовых счетах, а также в иной бухгалтерской отчетности (п. 82 Инструкции № 37/18/6).
Таким образом, при недостатке средств амортизационного фонда нематериальных активов (если по учетной политике организация осуществляет раздельное использование средств амортизационных фондов основных средств и нематериальных активов) и прибыли прошлых лет и отчетного года на финансирование приобретения нематериальных активов сальдо по статье "Амортизационный фонд воспроизводства нематериальных активов" (стр. 013 бухгалтерского баланса (форма 1)) показывается со знаком "минус".
Анна Крупнова, консультант Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина РБ
Виталий Раковец, аудитор