ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ И ИМУЩЕСТВЕННЫЙ ВЫЧЕТ
1 (481). В 2007 г. работник организации получил кредит в банке на строительство однокомнатной квартиры как нуждающийся в улучшении жилищных условий. По данному кредиту ему был предоставлен имущественный вычет. Позже эта однокомнатная квартира была продана. В 2010 г. работник повторно взял кредит на приобретение 2-комнатной квартиры. Семья продолжает оставаться нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Имеет ли право этот работник на повторное предоставление имущественного вычета при исчислении подоходного налога?
Не имеет по следующим основаниям.
Повторное предоставление плательщику имущественного налогового вычета не допускается (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК)). Это значит, что, если плательщик приобрел жилье и воспользовался имущественным налоговым вычетом, но продолжает оставаться нуждающимся в улучшении жилищных условий, получить второй раз имущественный налоговый вычет в связи с приобретением жилья (строительством второй квартиры) нельзя.
Таким образом, учитывая, что работник уже реализовал свое право на получение имущественного налогового вычета в связи со строительством квартиры и погашением кредита, полученного в 2007 г. и использованного на ее строительство, то права на получение в 2010 г. имущественного налогового вычета на приобретение 2-комнатной квартиры он не имеет.
2 (482). Работник организации строит квартиру и является нуждающимся в улучшении жилищных условий. Ему был предоставлен льготный кредит для оплаты стоимости квартиры. Часть денежных средств за оплату квартиры работник внес собственными средствами.
Положен ли имущественный налоговый вычет с денежных средств, которые были взяты в банке?
Положен при погашении кредита по приведенным ниже основаниям.
Плательщик имеет право применить имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных плательщиком и членами его семьи (супругом (супругой), не состоящими в браке на момент осуществления расходов их детьмии иными лицами, признанными в судебном порядке членами семьи плательщика), состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, расходов, в т.ч. и на погашение кредитов банков Республикой Беларусь (включая проценты по ним, за исключением процентов по просроченным кредитам и просроченным процентам), фактически израсходованных им на новое строительство либо приобретение на территории республики индивидуального жилого дома или квартиры (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК).
С 1 января 2009 г. имущественный налоговый вычет предоставляется плательщику по месту основной работы (службы, учебы), а при отсутствии места основной работы (службы, учебы) – при подаче налоговой декларации (расчета) в налоговые органы по окончании налогового периода (п. 2 ст. 166 НК).
Неиспользованный остаток имущественного налогового вычета переносится на последующие налоговые периоды до полного его использования (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК).
3 (483). Работник организации состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2006 г. В мае 2007 г. ему выделен льготный кредит.
В сентябре 2010 г. работник подал документы в бухгалтерию по месту основной работы для предоставления ему имущественного налогового вычета.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
3.1. Каков порядок предоставления имущественного налогового вычета за 2007–2010 гг., если в организации физическое лицо работает с февраля 2008 г.?
В данной ситуации плательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере средств, направленных на погашение кредитов банков Республики Беларусь (включая проценты по ним, за исключением процентов по просроченным кредитам и займам, просроченных процентов по ним), с доходов, полученных им по основному месту работы с февраля 2008 г. (ст. 166 НК).
Неиспользованный остаток имущественного налогового вычета переносится на последующие налоговые периоды до полного его использования (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК).
3.2. Может ли выписка из банка о погашении кредита и процентов по нему служить основанием для предоставления имущественного вычета?
Может.
Имущественный налоговый вычет предоставляется плательщику, в частности, на основании документов, подтверждающих фактическое погашение кредитов банков Республики Беларусь (включая проценты по ним, за исключением процентов по просроченным кредитам и просроченным процентам, займам).
Документы, подтверждающие фактическое погашение кредитов, должны содержать информацию о фамилии, имени, отчестве плательщика, сумме и дате оплаты, назначении платежа (номере кредитного договора, суммах погашения основного долга по кредиту и процентов по нему). В случае если документы не содержат указанных реквизитов, к ним прилагается справка получателя платежа, в которой должна быть отражена недостающая информация (п. 2 ст. 166 НК).
Таким образом, выписка из банка о погашении кредита и процентов по нему будет приниматься в качестве документа, подтверждающего фактическое погашение кредита банка Республики Беларусь, только в случае, если она будет содержать необходимую информацию.
Налоговому агенту плательщиком представляются оригинал и копия документа, подтверждающего фактически произведенные плательщиком расходы на строительство или приобретение индивидуального жилого дома или квартиры. В таком случае налоговым агентом представленная копия сверяется с оригиналом, о чем делается соответствующая отметка на копии документа, а на оригинале документа – отметка о сумме предоставленного имущественного налогового вычета. Оригинал документа возвращается плательщику.
Отметка о сумме предоставленного имущественного налогового вычета на оригинале документа позволит избежать возможности повторного получения данного вычета (п. 2 ст. 166 НК).
3.3. Необходимо ли согласовывать возврат подоходного налога с налоговым органом и за какой период?
Согласование зависит от периода получения дохода, что обосновывается следующим.
Согласование возврата подоходного налога в 2010 г. по доходам, полученным в 2009 г., налоговыми агентами с налоговыми органами не производится, так как в 2009 г. при наличии у плательщика места основной работы стандартный, социальный и (или) имущественный налоговые вычеты предоставлялись только налоговыми агентами. Налоговые органы не имели права как на предоставление вычетов, так и на перерасчет подоходного налога.
Возврат подоходного налога, уплаченного с доходов, полученных в 2006–2008 гг., необходимо согласовать с налоговым органом.
Владимир Васильев, экономист
НАЛОГООБЛОЖЕНИНЕ
4 (484). Украинская организация заключает договоры с резидентами РБ на выполнение проектных работ, которые производятся в Украине. На непродолжительное время для сбора первичной информации в Беларусь командируются сотрудники этой организации. Вместе с тем в Беларуси зарегистрировано представительство этой украинской организации, но оно не осуществляет предпринимательскую деятельность и финансируется по смете. Предполагается, что оплата за выполнение проектных работ будет поступать на счет представительства в белорусских рублях, конвертироваться и перечисляться в Украину.
Возникает ли в этом случае налогообложение в Беларуси? Нужно ли в Министерстве иностранных дел менять Положение о представительстве?
Доходы украинской организации, полученные из источников в Республике Беларусь, подлежат налогообложению по ставке 15 %. Данная норма определена национальным законодательством (гл. 15 НК). Налог должны исчислить, удержать и перечислить в бюджет РБ налоговые агенты – белорусские заказчики. Представительству украинской организации не надо менять Положение о представительстве.
Обоснуем данный вывод. Иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающие доходы из источников в Республике Беларусь, признаются плательщиками налога на доходы иностранных организаций (ст. 145 НК).
Объектом обложения налогом на доходы признаются в т.ч. доходы иностранной организации от выполнения инновационных работ, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, разработку конструкторской и технологической документации на опытные образцы (опытную партию) товаров, изготовление и испытание опытных образцов (опытной партии) товаров, предпроектные и проектные работы (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и иные аналогичные работы) (подп. 1.8 п. 1 ст. 146 НК).
Доходы, начисляемые (выплачиваемые) иностранной организации юридическим лицом РБ, признаются доходами от источников в Республике Беларусь (подп. 3.1 п. 3 ст. 146 НК).
При налогообложении таких доходов применяется ставка в размере 15 % (ст. 149 НК).
Постоянным представительством иностранной организации, расположенным на территории Республики Беларусь, признается в т.ч. обособленное структурное подразделение (учреждение), через которое осуществляется предпринимательская и иная деятельность иностранной организации на территории Республики Беларусь, в частности:
– место производства и (или) реализации продукции;
– место реализации товаров, имущественных прав, выполнения работ, оказания услуг, осуществления иной деятельности, за исключением тех видов деятельности, которые носят подготовительный или вспомогательный характер.
Если иностранная организация выполняет работы и (или) оказывает услуги на территории Республики Беларусь, то место выполнения работ, оказания услуг иностранной организации признается постоянным представительством при условии, что указанная деятельность осуществляется в течение 90 дней непрерывно или в совокупности в течение одного календарного года (п. 3 ст. 139 НК).
Из вопроса следует, что представительство, открытое иностранной организацией в Республике Беларусь, не занимается проектированием в Беларуси, т.е. не осуществляет деятельность, носящую характер предпринимательской. Сообщается лишь, что на счета представительства будут поступать от белорусских заказчиков денежные средства за работы, выполненные в Украине.
Поступление денежных средств на текущий счет представительства не приводит к деятельности, осуществляемой через постоянное представительство в Беларуси.
Обратим внимание и на то, что в Беларусь командируются сотрудники украинской организации на непродолжительное время для сбора первичной информации для проектирования. Если продолжительность пребывания сотрудников украинской фирмы не превысит 90 дней в течение календарного года на территории Беларуси и они, кроме сбора первичной информации, не будут заниматься оказанием каких-либо услуг (выполнением работ) для белорусских заказчиков, то это также не приведет к образованию постоянного представительства в Беларуси. В свою очередь, это не вызовет необходимости вносить изменения в Положение о представительстве.
Из вышеизложенного следует, что полученные из источников в Республике Беларусь доходы украинской организации подлежат налогообложению согласно национальному законодательству РБ по ставке 15 %.
Налог исчисляют, удерживают и перечисляют в бюджет Республики Беларусь налоговые агенты – белорусские заказчики.
5 (485). Ситуация описана в предыдущем вопросе.
Применяются ли в данном случае нормы Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения и предупреждении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 24.12.1993?
В Республике Беларусь нормы международных соглашений имеют приоритет над национальным законодательством. Они будут применены, если украинская организация, являющаяся фактическим владельцем дохода, представит белорусскому налоговому органу подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том иностранном государстве, с которым у Республики Беларусь есть действующий длянее международный договор по вопросам налогообложения.
Обоснуем вышесказанное. Из Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения и предупреждении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 24.12.1993 следует, что полученные из источников в Республике Беларусь доходы украинской организации подлежат налогообложению в Украине.
Однако для применения положений международного соглашения и освобождения от уплаты налога на доходы необходимо выполнить определенные процедуры.
Так, порядок применения норм действующих для Республики Беларусь международных договоров об избежании двойного налогообложения доходов и имущества установлен ст. 151 НК и пп. 1–6 Инструкции о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, заполнения и представления налоговой декларации (расчета) по налогу на доходы иностранной организации, не осуществляющей деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.12.2009 № 86.
Иностранная организация, являющаяся фактическим владельцем дохода, представляет по форме и в порядке, установленным МНС РБ, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том иностранном государстве, с которым у Республики Беларусь заключен действующий для нее международный договор по вопросам налогообложения.
При наличии такого документа и представлении его в белорусский налоговый орган доходы, начисленные и выплачиваемые белорусской организацией иностранной организации, подлежат освобождению от уплаты налога в бюджет Республики Беларусь.
Татьяна Филатова, экономист
6 (486). Белорусское предприятие производит предоплату в Россию за услугу по наладке электротехнической продукции (ламп) до технических норм, установленных законодательством РБ. Услуги оказываются на территории Российской Федерации резидентом РФ.
Следует ли исчислять НДС?
Исчислять НДС не нужно. Объясним почему.
При реализации работ, услуг на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящие на учете в налоговых органах РБ организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные работы, услуги (ст. 92 НК).
Таким образом, для ответа на вопрос необходимо определить место реализации указанных услуг. Для этого обратимся к Протоколу о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (далее – Протокол по услугам). В подп. 1-4 п. 1 ст. 3 названного документа приведен порядок определения места реализации для конкретных видов оказываемых услуг. Услуги по наладке продукции в подп. 1-4 п. 1 ст. 3 Протокола по услугам не поименованы. Следовательно, нужно пользоваться нормой подп. 1-5 п. 1 ст. 3 Протокола по услугам. В нем сказано, что местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена таможенного союза, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком (плательщиком) этого государства, если иное не предусмотрено подп. 1-4 п. 1 ст. 3 Протокола по услугам.
Таким образом, местом реализации услуги по наладке продукции признается территория Республики Беларусь только в случае ее оказания плательщиком Республики Беларусь. Так как в рассматриваемой ситуации услугу оказывает резидент РФ, НДС исчислять не следует.
7 (487). Ситуация изложена в предыдущем вопросе.
Следует ли с суммы дохода, выплачиваемого исполнителю, удерживать налог на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, в размере 15 %?
Налог на доходы удерживать не следует. Для обоснования такого вывода обратимся к п. 1ст. 146 НК.
Объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, признаются доходы, полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь по установке, наладке, обследованию, обслуживанию, измерению, тестированию линий, механизмов, оборудования, приборов, приспособлений, сооружений, нематериальных активов, находящихся на территории Республики Беларусь. Исключение составляют доходы, получаемые от обучения, проведения консультаций и (или) оказания услуг по установке, наладке, обследованию, измерению и тестированию линий, механизмов, оборудования, приборов, приспособлений и сооружений, которые являются неотъемлемым условием внешнеторгового договора на их приобретение в собственность (во временное пользование). Такая норма приведена в подп. 1.12.11 п. 1 ст. 146 НК.
Поскольку услуги по наладке продукции оказываются не на территории Республики Беларусь и не являются условием договора на приобретение продукции, обязанность по исчислению налога на доходы отсутствует.
8 (488). 2 работника предприятия находились в командировке в Российской Федерации для принятия участия в открытом конкурсе профессионального мастерства. За каждого участника конкурса уплачены организационные взносы. Оплата произведена наличными деньгами в кассу российского предприятия. В организационный взнос входит финансирование предусмотренных программой конкурсных мероприятий, включая НДС и оплату за проживание в гостинице.
Необходимо ли уплачивать НДС от суммы оплаты за участие в конкурсе профессионального мастерства?
В приведенной ситуации НДС не подлежит исчислению. Обоснуем такой вывод.
В данном случае услугу оказывает иностранная организация. Следовательно, для того, чтобы ответить на вопрос, нужно обратиться к ст. 92 НК. В ней установлено, что при реализации услуг на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящие на учете в налоговых органах РБ организации, приобретающие данные услуги.
Далее необходимо определить, в какую укрупненную группу услуг включается такая услуга, и выяснить место ее оказания.
Действующие нормативные правовые акты не относят проведение смотров-конкурсов профессионального мастерства к каким-либо услугам. Исключение составляет постановление Совета Министров РБ от 25.05.2000 № 753, которым утвержден состав фонда заработной платы для исчисления обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости и обложения чрезвычайным налогом (далее – Состав) (документ не отменен, но не применяется в настоящее время. – Прим. ред.). Расходы на организацию смотров-конкурсов профессионального мастерства, на лучший трудовой коллектив и т.п. включены в группу "Расходы на проведение культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных мероприятий" (подп. 6.13.4 п. 6 Состава).
Местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена таможенного союза, если услуги в сфере культуры, искусства, обучения (образования), физической культуры, туризма, отдыха и спорта оказаны на территории этого государства (ст. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе).
Таким образом, местом реализации услуг по организации смотра-конкурса, проводимого на территории Российской Федерации, является территория Российской Федерации, так как это услуга в сфере культуры. Данные услуги не оказываются на территории Республики Беларусь, поэтому не подлежат обложению НДС по ст. 92 НК.
9 (489). Ситуация изложена в предыдущем вопросе.
Относится ли сумма оплаты за участие работников в конкурсе профессионального мастерства на затраты, участвующие при исчислении облагаемой налогом прибыли?
Расходы на оплату участия в смотре-конкурсе не участвуют при исчислении облагаемой налогом прибыли.
Обоснование такого вывода содержится в п. 1 ст. 130 НК. Им установлено, что затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.
При налогообложении не учитываются затраты на выполнение организацией или оплату работ (услуг), не связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп. 1.1 п. 1 ст. 131 НК).
10 (490). Горисполком обязал строительную организацию при проектировании объекта обеспечить его служебным помещением для обслуживания жилого дома, а также создать товарищество собственников. По договору безвозмездной передачи организация передает в собственность некоммерческой организации (товариществу собственников) данное служебное помещение.
Облагается ли НДС такая передача?
Для ответа на этот вопрос сначала обратимся к подп. 7.3 п. 7 Инструкции по определению стоимости строительства одного квадратного метра жилого дома в базисном и текущем уровнях цен, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 15.04.2008 № 18. В нем сказано, что при строительстве жилого дома (жилой части дома) с наличием в нем помещений, предназначенных для размещения в них штатных работников товариществ собственников, затраты на их строительство включаются в стоимость строительства жилого дома (жилой части дома) и отдельно не выделяются.
Таким образом, если производится передача безвозмездно выполненных строительных работ по созданию находящегося в жилом доме помещения товарищества собственников для обслуживания жилого дома, то такая передача освобождается от НДС. Основанием тому служит подп. 1.12 п. 1 ст. 94 НК. В нем предусмотрено, что освобождаются от обложения НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь объектов жилищного фонда, не завершенных строительством объектов жилищного строительства и работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда по перечню таких работ, утверждаемому Президентом РБ.
Указанный оборот подлежит отражению в стр. 9 налоговой декларации (расчета) по НДС.
В приведенной ситуации можно руководствоваться и иной нормой НК.
Рассмотрим положения подп. 2.6 п. 2 ст. 31 НК. Им определено, что не признается реализацией товаров (работ, услуг) безвозмездная передача имущества (работ, услуг) Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам, в т.ч. в лице уполномоченных государственных органов, юридических и физических лиц.
Следовательно, если имущество (работы) безвозмездно передается товариществу собственников по распоряжению государственного органа (в частности, горисполкома), то такая безвозмездная передача не является объектом налогообложения и не отражается в налоговой декларации по НДС.
Наталья Нехай, экономист
ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
11 (491). В целях повышения квалификации своих сотрудников организация арендовала помещение для проведения консультационного семинара для сотрудников и подрядчиков-редакторов, которые не являются штатными работниками, с приглашением на семинар консультантов. Для участников семинара также был организован и оплачен обед.
Возникает ли объект для исчисления отчислений в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Фонд) на указанные суммы расходов за работников организации?
Оплата расходов организации по участию своих штатных работников и лиц, выполняющих работы по договору подряда, в консультационном семинаре относится к дополнительным расходам,
связанным с выполнением работниками трудовых обязанностей, в т.ч. и обязанностей в установленном порядке и в определенные сроки проходить повышение квалификации. Следовательно, на данные суммы обязательные страховые взносы в Фонд не начисляются.
На основании п. 6 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115 (с изменениями и дополнениями), суммы, выплачиваемые нанимателем в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей, не включаются в объект для исчисления страховых взносов.
В данном случае наниматель несет определенные финансовые расходы (оплата стоимости обучения, в т.ч. аренды помещений, питания работника, а при необходимости – направления на обучение в другую местность, расходов по проезду и проживанию).
Справочно: обязанностью нанимателя при организации труда работников является, в частности, обеспечение повышения их квалификации или переподготовки в порядке и на условиях, определяемых Правительством РБили уполномоченным им органом. Такая норма установлена в ст. 55 Трудового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ТК).
Работникам, проходящим профессиональную подготовку, повышение квалификации, стажировку и переподготовку, наниматель обязан создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные ТК, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.
При направлении нанимателем работника на профессиональную подготовку, повышение квалификации, стажировку и переподготовку работнику предоставляются гарантии, установленные Правительством РБ или уполномоченным им органом.
Необходимость профессиональной подготовки либо переподготовки работников для собственных нужд определяет наниматель.
12 (492). Станция технического обслуживания по покраске автомобилей кроме спецодежды выдает дополнительно работникам, работающим в покрасочной камере, бумажные комбинезоны. Когда они приходят в негодность, то списываются как вспомогательные материалы.
Возникает ли в этом случае объект для начисления обязательных страховых взносов в Фонд?
В приведенной ситуации стоимость спецодежды с учетом условий труда не является объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд. Обоснуем такой вывод.
Пунктом 8 Перечня видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденного постановлением Совета Министров РБот 25.01.1999 № 115 (с изменениями и дополнениями), определено, что на стоимость выдаваемой спецодежды в соответствии с нормами, установленными законодательством РБ, не начисляются взносы в Фонд.
К обязанностям нанимателя по обеспечению охраны труда относится выдача работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, специальной одежды, специальной обуви и других необходимых средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами(ст. 226, 230 ТК).
Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты и типовые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам общих профессий и должностей для всех отраслей экономики разрабатывает с участием заинтересованных органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Правительству РБ, и утверждает Минтруда и соцзащиты РБ.
Наниматель обязан не допускать выполнения работ без применения работниками необходимых средств индивидуальной защиты. Такое требование установлено п. 55 Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 209 (далее – Инструкция).
Наниматель помимо предусмотренных типовыми нормами средств индивидуальной защиты имеет право в зависимости от условий труда выдавать работникам дополнительные средства защиты (п. 14 Инструкции).
Не включенные в типовые нормы средства индивидуальной защиты выдаются работникам для обеспечения их безопасности в зависимости от воздействующих вредных и (или) опасных производственных факторов на основании аттестации рабочих мест по условиям труда или требований нормативных правовых актов по охране труда, в т.ч. технических нормативных правовых актов и других нормативных документов (правил, стандартов, технических регламентов, технических кодексов установившейся практики, строительных норм, санитарных правил и норм, типовых инструкций по охране труда и других нормативных документов), со сроком носки до износа.
Таким образом, законодательство разрешает выдачу нанимателем помимо предусмотренных типовыми нормами средств индивидуальной защиты с учетом условий труда работникам дополнительных средств индивидуальной защиты со сроком носки до износа (в приведенной ситуации – бумажные комбинезоны).
13 (493). При проверке предприятия работниками Фонда в ноябре 2010 г. установлено, что по данным бухгалтерского учета обязательные страховые взносы в Фонд начислены правильно. В то же время в отчете 4-фонд за II и III кварталы 2010 г. не отражены суммы взносов, начисленные на материальную помощь за май, август и сентябрь 2010 г.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении по ст. 23.16 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Правомерны ли действия работников Фонда?
Действия работников Фонда правомерны, что объясняется следующим.
Статьей 23.16 КоАП предусмотрено, что непредставление должностным или иным уполномоченным лицом в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством РБ, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влекут наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин.
Следовательно, действия работников Фонда правомерны, и по нормам ст. 23.16 КоАП за представление отчетов по форме 4-фонд, содержащих недостоверные сведения, должен быть составлен протокол об административном правонарушении.
Справочно: форма государственной статистической отчетности 4-фонд (Минтруда и соцзащиты) "Отчет о средствах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" квартальной периодичности и Указания по ее заполнению утверждены постановлением Белстата от 22.10.2008 № 353.
Отчет представляется на бумажном носителе или в виде электронного документа, соответствующего требованиям, установленным Законом РБ от 10.01.2000 "Об электронном документе".
14 (494). Работниками Фонда при проверке предприятия в ноябре 2010 г. установлено, что пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачено до дня рождения, а следовало – по день достижения ребенком возраста 3 лет.
По результатам проверки предписано доплатить пособие за счет средств государственного социального страхования.
Подлежит ли такое пособие доплате и необходимо ли отражать доплату в отчетности?
Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет следует доплатить работнику и отразить сумму доплаты в отчетности.
Пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и пособия на детей старше 3 лет относятся к государственным пособиям, выплата которых производится за счет средств государственного социального страхования (ст. 2 Закона РБот 30.10.1992 № 1898-XII "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" (с изменениями и дополнениями) (далее – Закон № 1898-XII).
Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачивается ежемесячно со дня возникновения права на него по день достижения ребенком возраста 3 лет (ст. 14 Закона № 1898-XII).
Контроль за целевым использованием средств на выплату государственных пособий и надбавок к ним осуществляется Фондом.
Таким образом, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет подлежит доплате работнику и отражению в Отчете о средствах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по форме 4-фонд по стр. 016. Данные стр. 016 гр. 1 должны соответствовать данным стр. 200 гр. 3 разд. IV отчета.
Справочно: днем возникновения права на государственное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет является день предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет или день, следующий за днем окончания периода, установленного листком нетрудоспособности; для лиц, не имеющих права на пособие по беременности и родам, – день рождения ребенка; для семей иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, – день внесения отметки о регистрации по месту жительства в вид на жительство в Республике Беларусь (ст. 28 Закона № 1898-XII).
Владимир Грихутик, начальник контрольно-ревизионного отдела ФСЗН Минтруда и соцзащиты РБ
15 (495). Организация получила денежные средства из Фонда ввиду недостаточности начисленных в Фонд сумм для выплаты пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.
Каким образом в таком случае отражаются в бухгалтерском учете начисление отчислений в Фонд, начисление и выплата пособий?
Порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности (кроме пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями) и по беременности и родам (далее – пособия) регулирует постановление Совета Министров РБ от 30.09.1997 № 1290 (далее – постановление № 1290).
Гражданам, работающим по трудовым договорам, на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, а также по гражданско-правовым договорам у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов, пособия назначаются плательщиком и выплачиваются в счет начисленных обязательных страховых взносов в Фонд (п. 45 постановления № 1290).
Если суммы подлежащих к уплате обязательных страховых взносов в Фонд недостаточно для выплаты пособий, то финансирование расходов на их выплату производится в порядке, установленном правлением Фонда.
В случае превышения суммы начисленных пособий над суммой начисленных в Фонд платежей плательщики представляют в органы Фонда по месту постановки на учет в 3 экземплярах заявку на получение денежных средств для выплаты пособий при превышении суммы начисленных пособий над суммой начисленных в Фонд платежей (п. 16 Инструкции о порядке зачисления на счета, учета и использования средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденной постановлением Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ от 28.06.2006 № 1/5 (далее – Инструкция № 1/5)). Заявка оформляется согласно приложению 5 к Инструкции № 1/5.
Справочно: информация о расчетах по социальному страхованию и пенсионному обеспечению обобщается на счете 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", который кредитуется на суммы платежей на социальное страхование и обеспечение работников, подлежащие перечислению в Фонд.
При этом записи производятся в корреспонденции с дебетом:
– счетов, на которых отражено начисление оплаты труда, – в части отчислений, производимых за счет организации;
– счета 70 – в части отчислений, производимых за счет работников организации.
Кроме того, по кредиту счета 69 в корреспонденции с дебетом счета 51 отражаются суммы, полученные из Фонда социального страхования.
По дебету счета 69 отражаются перечисленные суммы платежей, а также суммы, выплачиваемые за счет средств социального страхования.
Обязательные страховые взносы по всем видам выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работников, занятых в производстве соответствующей продукции (работ, услуг), независимо от источников выплат, по установленным законодательством нормам в Фонд включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) (подп. 3.20 п. 3 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных постановлением Минэкономики, Минфина и Минтруда и соцзащиты РБ от 30.10.2008 № 210/161/151).
Таким образом, в бухгалтерском учете организации составляются записи:
Д-т 20, 26 и др. – К-т 69
– начислены страховые взносы в части отчислений, производимых за счет организации;
Д-т 70 – К-т 69
– начислены страховые взносы в части отчислений, производимых за счет работников организации;
Д-т 69 – К-т 70
– начислены пособия за счет средств Фонда;
Д-т 51 – К-т 69
– получены денежные средства из Фонда.
Анна Крупнова, консультант Главного управления регулирования бухгалтерского учета,
отчетности и аудита Минфина РБ
Виталий Раковец, аудитор