ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ
1 (372). Производственная организация арендует сауну для своих работников. Арендная плата составляет 500 000 руб. в месяц. При этом 35 % от стоимости аренды погашается работниками путем внесения наличных денежных средств в кассу организации.
Являются ли указанные расходы организации для лиц, пользующихся сауной, их доходом, подлежащим обложению подоходным налогом?
Являются, но можно применить льготу.
Доходы, полученные организациями (в т.ч. профсоюзными организациями) в размере оплаты средств на проведение спортивно-массовых мероприятий, не признаются объектом обложения подоходным налогом (подп. 2.3 п. 2 ст. 153 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК)).
Однако в рассматриваемой ситуации физкультурно-оздоровительные услуги оказываются не в рамках спортивных мероприятий. Следовательно, указанные расходы организации признаются доходом плательщиков, в интересах которых они были понесены.
При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц должны учитываться все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 156 НК). При этом к доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, относится оплата (полностью или частично) за него организациями или физическими лицами товаров (работ, услуг), иного имущества или имущественных прав, в т.ч. коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах плательщика (подп. 2.1 п. 2 ст. 157 НК).
Налогообложение таких доходов должно производиться с учетом льготы, установленной подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК. Так, от обложения подоходным налогом освобождаются доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, получаемые:
– от организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), – в пределах 150 базовых величин (БВ) от каждого источника в течение налогового периода;
– иных организаций и индивидуальных предпринимателей, за исключением профсоюзных, – в пределах 10 БВ от каждого источника в течение налогового периода.
2 (373). Организация провела в ресторане вечер по случаю празднования юбилея своего директора, являющегося также ее учредителем. Оплата за проведение вечера в размере 6 000 000 руб. была перечислена с расчетного счета организации. Расходы на одного участника (присутствовали как работники организации, так и лица, не являющиеся таковыми) составили 100 000 руб.
Являются ли указанные расходы организации для участников данного мероприятия их доходом, подлежащим обложению подоходным налогом?
Являются только для руководителя организации.
Не признаются объектом обложения подоходным налогом с физических лиц доходы, полученные в размере оплаты организациями средств на проведение презентаций, юбилеев, банкетов, совещаний, иных культурно-массовых, представительских мероприятий, связанных с осуществляемой ими деятельностью (подп. 2.2 п. 2 ст. 153 НК).
В связи с тем что в рассматриваемой ситуации расходы организации на проведение данного мероприятия не связаны с осуществляемой ею деятельностью, а произведены в интересах руководителя и учредителя организации, они признаются доходом, подлежащим обложению подоходным налогом.
При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц должны учитываться все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 156 НК). При этом согласно подп. 2.1 п. 2 ст. 157 НК к доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, относится оплата (полностью или частично) за него организациями или физическими лицами товаров (работ, услуг), иного имущества или имущественных прав, в т.ч. коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах плательщика.
С учетом того что в рассматриваемой ситуации организация понесла расходы в интересах не всех участников мероприятия, а только его директора, они признаются его доходом, подлежащим обложению подоходным налогом.
Вместе с тем при налогообложении таких доходов организация как налоговый агент вправе учитывать льготу, установленную подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК. Так, не подлежат налогообложению доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, получаемые от организаций, являющихся местом основной работы (службы, учебы) плательщика, в пределах 150 БВ в сумме от каждого источника в течение налогового периода.
Таким образом, в указанном в вопросе случае налогообложению подлежит полученный директором организации доход в размере 750 000 руб. (6 000 000 – (150 БВ × 35 000)) (при условии, что льгота не была использована на другие цели).
При отказе плательщика внести причитающиеся суммы подоходного налога с физических лиц:
1) налоговый агент обязан в месячный срок со дня выявления указанных фактов направить в налоговый орган по месту жительства плательщика сообщение о сумме задолженности по подоходному налогу;
2) налоговый орган по месту жительства плательщика в 30-дневный срок со дня получения такого сообщения вручает плательщику извещение на уплату подоходного налога.
Плательщик обязан уплатить налог в 30-дневный срок со дня вручения налоговым органом такого извещения (п. 5 ст. 181 НК).
Анна Павлова, экономист
3 (374). Одним из видов кредитов, предоставляемых банками, является кредит на рефинансирование (погашение) ранее взятого кредита на строительство или покупку квартир в многоквартирном жилом доме, в т.ч. по договорам участия в рамках местных жилищных займов, индивидуальных жилых домов, покупку земельных участков для последующей жилищной застройки.
Имеет ли плательщик право на имущественный налоговый вычет в отношении погашения сумм основного долга и процентов по кредиту, выданному на рефинансирование (погашение) ранее полученного кредита на финансирование строительства либо приобретение жилья?
Не имеет.
При определении размера налоговой базы для исчисления подоходного налога плательщик имеет право применить имущественные налоговые вычеты в сумме фактически произведенных плательщиком и членами его семьи (супругом (супругой), их не состоящими в браке на момент осуществления расходов детьми и иными лицами, признанными в судебном порядке членами семьи плательщика), состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, расходов на новое строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры, а также на погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов по просроченным кредитам и займам, просроченных процентов по ним), фактически израсходованных им на новое строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры. Такая норма установлена в подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК.
В случае, когда физическим лицам предоставляются кредиты на рефинансирование (погашение) основного долга по ранее полученным кредитам в банках Республики Беларусь на строительство или приобретение жилья, право на имущественный налоговый вычет у таких плательщиков возникает в момент погашения полной суммы основного долга по ранее полученному кредиту на строительство или приобретение жилья за счет кредитных средств, полученных нарефинансирование по вновь выданному кредиту на рефинансирование.
На расходы физических лиц по погашению сумм основного долга и процентов по кредиту на рефинансирование имущественный налоговый вычет не предоставляется.
Валентина Смирнова, экономист
УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
4 (375). Общество с ограниченной ответственностью осуществляло деятельность на территории г. Минска до 31 июля 2010 г. с применением упрощенной системы налогообложения (УСН). В августе 2010 г. ООО зарегистрировалось в качестве резидента свободной экономической зоны (СЭЗ).
С какого момента утрачивается право на применение УСН данной организацией?
С 1 сентября 2010 г.
Организации, осуществляющие деятельность в качестве резидентов СЭЗ, применять УСН не вправе. Данная норма предусмотрена подп. 5.1.4 п. 5 ст. 286 НК.
Случаи, при наступлении которых применение УСН прекращается и уплата налогов, сборов (пошлин) осуществляется в общем порядке начиная с месяца, следующего за отчетным периодом, указаны в п. 6 ст. 286 НК. Начало осуществления деятельности в качестве резидентов СЭЗ в числе таких случаев не определено.
На основании п. 7 ст. 326 НК особый порядок налогообложения СЭЗ применяется рези-дентом СЭЗ не ранее чем с 1-го числа месяца, следующего за месяцем регистрации его в качестве резидента СЭЗ.
Таким образом, организация, зарегистрированная как резидент СЭЗ в августе 2010 г., фактически осуществление деятельности в качестве резидента СЭЗ с соответствующим налогообложением начинает с 1-го числа следующего месяца. Значит, утрата права на применение УСН у такой организации наступает также с 1-го числа месяца, следующего за месяцем регистрации, т.е. с 1 сентября 2010 г.
Аналогичное мнение по данному вопросу содержится в письме МНС РБ от 20.07.2010 № 2-2-14/11840.
5 (376). Унитарное предприятие осуществляет техническое обслуживание, ремонт автомобилей физических лиц и применяет УСН.
Каков порядок определения налоговой базы для уплаты налога, если при оказании услуг используются запасные части и материалы, стоимость которых оплачивается дополнительно по ценам, сформированным с учетом конъюнктуры рынка?
При реализации физическим лицам (за исключением индивидуальных предпринимателей) работ (услуг), цены (тарифы) на которые сформированы в установленном порядке без учета стоимости используемых при их выполнении (оказании) материалов и запасных частей, оплачиваемых заказчиками, в выручку для целей исчисления налога при УСН включается сумма, полученная от реализации этих работ (услуг), за вычетом покупной стоимости материалов и запасных частей (при обеспечении отдельного учета покупной стоимости материалов и запасных частей). Данная норма определена абз. 6 части четвертой п. 2 ст. 288 НК.
Стоимость материалов, запасных частей, узлов и агрегатов, непосредственно используемых при оказании услуг, в тарифы на услуги не включается, а оплачивается заказчиками дополнительно (п. 10 Инструкции о порядке формирования тарифов на услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 28.01.2008 № 23 (далее – Инструкция)).
Редакция п. 12 Инструкции, действовавшая до 22 апреля 2010 г., предусматривала, что стоимость материалов, запасных частей, узлов и агрегатов, дополнительно оплачиваемых заказчиками, определялась исходя из цен их приобретения с добавлением фактических затрат по их приобретению и сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в соответствии с законодательством. При использовании материалов, запасных частей, узлов и агрегатов импортного производства, закупленных субъектами предпринимательской деятельности по прямым контрактам с зарубежными поставщиками, их стоимость дополнительно оплачивалась заказчиками по ценам, сформированным субъектами предпринимательской деятельности с учетом конъюнктуры рынка.
Данным пунктом в редакции, вступившей в силу с 22 апреля 2010 г., определено, что стоимость всех материалов, запасных частей, узлов и агрегатов, непосредственно используемых при оказании услуг, оплачивается заказчиком по ценам, сформированным субъектами предпринимательской деятельности с учетом конъюнктуры рынка.
НК не регламентирует порядок определения налоговой базы при оказании услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств с использованием материалов и запасных частей, которые оплачиваются заказчиками не по покупной стоимости, а по ценам, сформированным с учетом конъюнктуры рынка. Следовательно, вышеприведенный порядок определения налоговой базы сохраняется. В таких случаях сумма, превышающая покупную стоимость этих материалов и запасных частей, должна увеличивать налоговую базу для налога при УСН.
Унитарное предприятие при соблюдении критериев, установленных НК, вправе одновременно применять 2 разные ставки налога при УСН: ставку 15 % от валового дохода – в отношении розничной торговли материалов и запчастей и 8 % без уплаты НДС – по услугам либо применять ставку налога 6 % с уплатой НДС или 8 % без уплаты НДС в отношении всей валовой выручки, полученной по торговле материалами и по оказанным услугам.
Ответ подготовлен с учетом мнения МНС РБ по данному вопросу, приведенного в письме от 20.07.2010 № 2-2-14/1840.
6 (377). Торговая организация реализует физическим лицам товары сложной бытовой техники, на которую производители берут обязательство по гарантийному обслуживанию.
Для проведения гарантийного ремонта холодильника организацией-производителем заключен договор с сервисным центром (исполнитель) на проведение этого ремонта. Сервисный центр является унитарным предприятием и применяет УСН.
Необходимо ли сервисному центру, который фактически оказывает услуги по гарантийному ремонту холодильника, при определении налоговой базы при УСН учитывать как стоимость услуги, так и стоимость израсходованных запасных частей?
При реализации физическим лицам (за исключением индивидуальных предпринимателей) работ (услуг), цены (тарифы) на которые сформированы в установленном порядке без учета стоимости используемых при их выполнении (оказании) материалов и запасных частей, оплачиваемых заказчиками, в выручку включается сумма, полученная от реализации этих работ (услуг), за вычетом покупной стоимости указанных материалов и запасных частей (при обеспечении отдельного учета покупной стоимости материалов и запасных частей) (п. 2 ст. 288 НК).
В целях проведения гарантийного обслуживания и (или) ремонта холодильника организация-производитель привлекала стороннюю организацию, которой возмещены стоимость проведения гарантийного обслуживания и (или) ремонта, а также стоимость израсходованных при этом запасных частей. В данной ситуации физическое лицо, приобретшее холодильник, не имеет договорных отношений с исполнителями и не производит им оплату оказанных услуг.
Следовательно, в таких случаях исполнители оказывают услугу по гарантийному обслуживанию и (или) ремонту не покупателям, а производителям указанной техники, у которых, в свою очередь, имеются обязательства перед покупателями по гарантийному обслуживанию и (или) ремонту в течение определенного периода времени.
Учитывая вышеизложенное, в целях определения налоговой базы по налогу при УСН сервисный центр (исполнитель) учитывает как стоимость проведенного гарантийного обслуживания и (или) ремонта, так и стоимость израсходованных при этом запасных частей.
Аналогичное мнение по данному вопросу содержится в письме МНС РБ от 20.07.2010 № 2-2-14/11840.
Ирина Петрович, аудитор
АКЦИЗЫ
7 (378). Белорусский заказчик ввозит из Российской Федерации подакцизные товары, которые были там изготовлены из давальческого сырья заказчика.
Следует ли в условиях действия таможенного союза производить исчисление сумм акцизов по этим подакцизным товарам?
Следует.
По подакцизным товарам, произведенным из давальческого сырья и ввезенным на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации, импортеру следует произвести исчисление акцизов в общеустановленном порядке. Объясним этот вывод.
При импорте товаров на территорию одного государства – участника Таможенного союза с территории другого государства – участника Таможенного союза косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера, если иное не установлено законодательством этого государства в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками) (ст. 3 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25.01.2008, ратифицированного в Республике Беларусь Законом РБ от 09.07.2008 № 391-З "О ратификации Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Соглашение)). Косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства – участника таможенного союза товаров, которые по законодательству этого государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию.
Косвенные налоги – это НДС и акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), а импорт товаров представляет собой ввоз товаров налогоплательщиками (плательщиками) на территорию одного государства – участника Таможенного союза с территории другого государства – участника Таможенного союза (ст. 1 Соглашения).
Налоговой базой для обложения акцизами являются объем, количество (иные показатели) импортированных подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставкиакцизов, либо стоимость импортированных подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов.
Налоговая база для исчисления акцизов определяется на дату принятия на учет налогоплательщиком импортированных подакцизных товаров (но не позднее срока, определенного законодательством государства – члена таможенного союза, на территорию которого импортированы подакцизные товары).
Аналогичный порядок применялся при ввозе подакцизных товаров из Российской Федерации и до 1 июля 2010 г.
8 (379). Белорусская организация в августе 2010 г. ввезла из Российской Федерации подакцизные товары. Оплата за них еще не произведена.
Следует ли по таким подакцизным товарам производить уплату акцизов в условиях действия Таможенного союза?
Белорусской организации необходимо произвести исчисление акцизов в общеустановленном порядке независимо от того, что оплата этих подакцизных товаров еще не произведена.
Аналогичный порядок применялся при ввозе подакцизных товаров из Российской Федерации и до 1 июля 2010 г.
9 (380). Из Российской Федерации в условиях действия Таможенного союза ввезены подакцизные товары, которые были обращены в собственность государства.
Освобождаются ли от исчисления и уплаты акцизов эти подакцизные товары?
Освобождаются.
Косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства – участника таможенного союза товаров, которые по законодательству этого государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию (ст. 3 Соглашения).
Товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации и подлежащие обращению в собственность государства в соответствии с законодательством, освобождаются от акцизов (подп. 2.4 п. 2 ст. 116 НК).
Таким образом, подакцизные товары, ввезенные в условиях действия Таможенного союза, не являются исключением и при обращении их в собственность государства освобождаются от акцизов.
Аналогичный порядок применялся при ввозе подакцизных товаров из Российской Федерации и до 1 июля 2010 г.
10 (381). Подакцизные товары перемещаются из Российской Федерации транзитом через территорию Республики Беларусь.
Следует ли в условиях действия таможенного союза производить исчисление и уплату акцизов по таким товарам?
Следует.
Освобождаются от акцизов при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации товары, перемещаемые транзитом (подп. 2.3 п. 2 ст. 116 НК).
Поскольку в соответствии с законодательством РБ подакцизные товары, перемещаемые транзитом, освобождаются от акцизов, то перемещаемые транзитом подакцизные товары в условиях действия таможенного союза с территории Российской Федерации также освобождаются от акцизов.
Аналогичный порядок применялся при ввозе подакцизных товаров из Российской Федерации и до 1 июля 2010 г.
Андрей Недоступ, аудитор
СТРАХОВАНИЕ РАБОТНИКОВ
11 (382). Организация, имеющая счета в иностранной валюте, выплачивает заработную плату. При перечислении средств в Фонд социальной защиты населения у нее недостаточно денежных средств в белорусских рублях.
По какому курсу и на какое число следует перечислить валютные средства на оплату обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения при наличии иностранной валюты?
Причитающиеся к уплате обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в Фонд социальной защиты населения (далее – Фонд) при недостаточности рублевых средств и наличии иностранной валюты на валютных счетах плательщиков взыскиваются (уплачиваются) в валюте в сумме, эквивалентной сумме платежа в белорусских рублях по курсу Нацбанка, действующему на дату взыскания (уплаты). Такая норма приведена в п. 20 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40 (далее – Положение об уплате).
Пример
За август 2010 г. предприятием начислена заработная плата в сумме 10 000 000 руб. Рублевых средств для уплаты взносов в Фонд на расчетном счете недостаточно, при этом в наличии имеется счет в иностранной валюте (доллары США).
Установленный день выплаты заработной платы за истекший месяц – 10-е число месяца, следующего за отчетным. Нацбанком РБ установлен курс доллара США на дату выплаты заработной платы (10 сентября 2010 г. (условно)) –3 025 руб.
Следовательно, бухгалтер должен представить платежное поручение на перечисление обязательных страховых взносов в Фонд в сумме 3 500 000 руб. (10 000 000 руб. × (34 % + 1 %)). Соответственно уплаченная в иностранной валюте сумма обязательных страховых взносов в Фонд в пересчете по курсу Нацбанка РБ, действующему на дату взыскания (уплаты), т.е. на 10 сентября 2010 г., составит 1 157 долл. США (3 500 000 // 3 025 руб.).
Справочно: плательщики, предоставляющие работу по трудовым договорам, уплачивают обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в Фонд не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц.
Плательщики из числа коммерческих организаций со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно уплачивают обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в Фонд не реже одного раза в квартал, но не позднее дня выплаты заработной платы за последний месяц отчетного квартала (п. 4 Положения об уплате).
Плательщики при получении средств на оплату труда одновременно представляют в банки платежные поручения на перечисление обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в подлежащей уплате сумме независимо от наличия средств на счете либо справку о том, что обязательства по перечислению указанных платежей ими исполнены или отсутствуют.
12 (383). Работник был направлен в служебную командировку в Чехию в сентябре 2010 г. По возвращении из командировки он представил в бухгалтерию предприятия железнодорожный билет, в цену которого включена стоимость набора питания, выдаваемого в поездах международного сообщения.
Следует ли начислять обязательные страховые взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ на стоимость набора питания?
С 1 сентября не следует.
На работников, направленных из Республики Беларусь в служебные командировки за границу, с 1 сентября 2010 г. распространяются нормы Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.07.2010 № 115 (далее – Инструкция № 115).
При служебных командировках за границу наниматель обязан выдать аванс в иностранной валюте и возместить работнику следующие расходы:
– по проезду к месту служебной командировки и обратно;
– по найму жилого помещения;
– по проживанию вне места жительства (суточные);
– иные произведенные работником с разрешения или ведома нанимателя расходы.
Такая норма приведена в ст. 95 Трудового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ТК) и продублирована в п. 8 Инструкции № 115.
В порядке оплаты стоимости проезда при зарубежных командировках произошли некоторые изменения. Так, при проезде железнодорожным или водным транспортом командированному работнику возмещаются стоимость комплекта спальных принадлежностей, стоимость бронирования железнодорожных билетов и стоимость набора питания, выдаваемого в поездах международного сообщения, включенная в цену железнодорожного билета. Такая норма содержится в подп. 11.1.1 п. 11 Инструкции № 115.
Обратимся к Перечню видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденному постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115 (с изменениями и дополнениями, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Перечень № 115). Компенсации, предусмотренные законодательством РБ (кроме компенсаций, выплачиваемых за неиспользованный трудовой отпуск, вместо предупреждения о предстоящем высвобождении, за особые условия труда), суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются объектом для начисления в Фонд взносов по государственному социальному страхованию, в т.ч. по профессиональному пенсионному страхованию (п. 6 Перечня № 115).
Таким образом, на оплаченные работнику расходы по возмещению стоимости набора питания, выдаваемого в поездах международного сообщения и включенного в цену железнодорожного билета, начисление и перечисление обязательных страховых взносов в Фонд не производится с 1 сентября 2010 г.
13 (384). Необходимо ли предприятию начислять обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ (Фонд) на сумму выплат работнику взамен суточных и расходов по найму жилья в размере 75 % его среднего заработка по месту основной работы за весь период работы в сельскохозяйственной организации?
Взносы начислять не надо.
На суммы указанных в вопросе выплат предприятию не следует начислять обязательные страховые взносы в Фонд. Поясним такой вывод.
Постановлением Совета Министров РБ от 26.12.2009 № 1699 "О мерах по подготовке сельскохозяйственных организаций к полевым работам, созданию прочной кормовой базы и уборке урожая в 2010 году" промышленным и иным организациям рекомендовано выплачивать за счет собственных средств работникам, направляемым ими на сельскохозяйственные работы в сельскохозяйственные организации, взамен суточных и расходов на найм жилого помещения 75 % их среднего заработка по месту основной работы за весь период работы в сельскохозяйственной организации, но не ниже размеров выплат, предусмотренныхст. 95 ТК, а также средний заработок за время нахождения в пути.
Компенсации, предусмотренные законодательством РБ (кроме компенсаций, выплачиваемых за неиспользованный трудовой отпуск, вместо предупреждения о предстоящем высвобождении, за особые условия труда), суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются объектом для начисления в Фонд взносов по государственному социальному страхованию, в т.ч. по профессиональному пенсионному страхованию. Такая норма приведена в п. 6 Перечня № 115.
Возмещение расходов, выплаченных работнику взамен суточных и расходов на найм жилого помещения в размере 75 % его среднего заработка по месту основной работы за весь период работы в сельскохозяйственной организации, следует также относить к выплатам, указанным в п. 6 Перечня.
Обращаем внимание, что согласно нормам трудового законодательства за работниками, направленными в служебную командировку, сохраняются место работы (должность) и заработная плата в течение всего срока служебной командировки, но не ниже среднего заработка. На заработную плату, сохраняемую по основному месту работу во время служебной командировки, страховые взносы в Фонд следует начислять в обязательном порядке.
Владимир Грихутик, начальник контрольно-ревизионного отдела
Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ
14 (385). Юридическому лицу на 2010 г. установлена надбавка к страховому тарифу по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде корректирующего коэффициента 1,4. В результате этого размер страхового тарифа с учетом надбавки составил 0,84 %.
Имеет ли право организация проверить расчет надбавки и обоснованность ее установления?
Такое право у организации есть.
Надбавки и скидки в обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются страхователям в строгом соответствии с Правилами установления надбавок к страховым тарифам по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и скидок с этих тарифов, утвержденных Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 531 (в ред. от 01.03.2010 № 110) (далее – Правила).
Правилами предусмотрено следующее.
Надбавки и (или) скидки на очередной календарный год устанавливаются страхователям Белгосстрахом (далее – страховщик) ежегодно в зависимости от того, к какому классу профессионального риска относится страхователь (п. 2 Правил).
Для установления надбавок и (или) скидок страхователи группируются по классам профессионального риска в зависимости от соотношения их индивидуальных интегральных показателей профессионального риска и общереспубликанского интегрального показателя профессионального риска (п. 3 Правил).
Надбавки и (или) скидки рассчитываются страховщиком на основании сведений, содержащихся в государственной статистической отчетности "Отчет о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (форма 4-страхование (Белгосстрах)), представляемой страхователями не позднее 20 января, а также данных страховщика о произведенных страховых выплатах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 12 Правил).
Значения общереспубликанского интегрального показателя профессионального риска, поправочного коэффициента и индивидуальных интегральных показателей профессионального риска страхователей рассчитываются и утверж-даются страховщиком ежегодно при установлении надбавок и (или) скидок на очередной календарный год.
Надбавки и (или) скидки страхователям устанавливаются не позднее 31 октября распоряжением страховщика.
Страховщик до 1 декабря направляет страхователям, которым определены надбавки и (или) скидки на очередной календарный год, соответствующие уведомления.
Надбавки и (или) скидки действуют с 1 января по 31 декабря года, на который они установлены.
Страховщик обязан обеспечивать тайну сведений о страхователе, застрахованном лице и лицах, имеющих право на получение страховых выплат, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Это предусмотрено п. 300 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530 (далее – Положение), а также ст. 836 Гражданского кодекса РБ. Поэтому данные о страховых выплатах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимых лицам, имеющим право на их получение, непосредственно страховщиком, а также результаты расчета надбавок и скидок конкретных страхователей не могут доводиться страховщиком до всеобщего сведения.
В этой ситуации организация может обратиться к страховщику по вопросу проверки правильности расчета и обоснованности установления ей надбавки к страховому тарифу по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний либо скидки с этого тарифа в индивидуальном порядке.
Вадим Дражин, ведущий специалист управления страхования от несчастных случаев
и профессиональных заболеваний БРУСП "Белгосстрах"
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
15 (386). Организация реализует станок в разобранном виде. Он отправляется со склада продавца на 3 автомобилях.
Надо ли оформлять одну общую товарно-транспортную накладную (ТТН-1), вписав в нее реквизиты 3 машин, или на каждое транспортное средство следует выписать отдельную накладную? Если следует выписывать отдельную накладную, то какие наименование груза и стоимость нужно указать (согласно договору предметом продажи является один станок, а стоимость каждой из частей, помещенных для транспортировки на разные машины, определить не представляется возможным)?
При перевозке составных элементов (отдельных частей) товара (единого объекта учета) гр. 4–8 разд. I "Товарный раздел" накладной ТТН-1 грузоотправителем не заполняются. При отгрузке последнего элемента (части) товара отправителем груза оформляется накладная ТТН-1 с заполнением всех предусмотренных реквизитов. Такие разъяснения содержатся в п. 14 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная", утвержденной постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 192 (с изменениями и дополнениями, далее – Инструкция № 192).
Следовательно, в приведенной ситуации при перевозке составных частей станка на 3 автомобилях необходимо оформлять отдельную товарно-транспортную накладную формы ТТН-1 на каждый автомобиль с заполнением всех необходимых реквизитов, кроме гр. 4–8 разд. I "Товарный раздел", которые заполняются только в ТТН-1 на перевозку последних составных частей станка. Другими словами, при перевозке товара по частям от продавца не требуется каким-либо путем дополнительно определять стоимость отдельных частей этого товара. Наименование товара по элементам в каждой из 3 накладных может указываться грузоотправителем в произвольном виде со ссылкой на то, что перевозимый товар является составной частью единого объекта.
В том случае, если погрузка всех составных частей товара осуществляется одновременно, информация о стоимости всего товара в гр. 4–8 может быть указана по усмотрению грузоотправителя в любой из оформленных накладных.
Во избежание возможных недоразумений с грузополучателем по поводу оприходования товара в гр. 11 "Примечание" можно дополнительно привести информацию о том, что отгрузка товара производится по частям с указанием реквизитов всех накладных, по которым осуществляется поставка составных частей. Не будут лишними и сведения о том, что стоимость товара, указанная в накладной на отгрузку последних составных частей, относится ко всему единому объекту учета по договору поставки.
Александр Боярко, аудитор