Белорусское предприятие поставляет из-за рубежа сырье для собственного производства, которое ввозит в соответствии с таможенной процедурой переработки на таможенной территории. В процессе переработки образуются отходы. По законодательству их необходимо реэкспортировать, выпустить для внутреннего потребления либо уничтожить (с помещением под соответствующую таможенную процедуру). В то же время ст. 246 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) предусмотрено, что если образовавшиеся в результате переработки иностранных товаров отходы переработаны в состояние, не пригодное для их дальнейшего коммерческого использования, то такие действия совершать с ними не нужно.
Каким образом надо подтвердить невозможность дальнейшего коммерческого использования отходов?
Переработка на таможенной территории – это таможенная процедура, при которой иностранные товары используют для совершения операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории Таможенного союза (ст. 239 ТК ТС). Для помещения товаров под такую процедуру необходимо получить в таможенных органах документ об условиях переработки. При его получении и подтверждается невозможность дальнейшего коммерческого использования отходов.
На сегодня вопросы получения документа об условиях переработки регулируют ТК ТС, Таможенный кодекс РБ, постановление Совета Министров РБ от 21.08.2007 № 1065 "О некоторых вопросах выдачи заключения об условиях переработки товаров на таможенной территории и заключения об условиях переработки товаров вне таможенной территории" и постановления ГТК РБ;
– от 26.02.2008 № 27 "О формах документов, используемых при выдаче заключения об условиях переработки товаров на таможенной территории и заключения об условиях переработки товаров вне таможенной территории, и о порядке их заполнения" (далее – постановление № 27);
– от 15.01.2009 № 3 "О формах документов, необходимых для согласования таможенными органами условий использования товаров в таможенном режиме переработки на таможенной территории и в таможенном режиме переработки вне таможенной территории, и о порядке их заполнения" (далее – постановление № 3).
Первоначально соответствующую информацию заинтересованное лицо должно указать в п. 7 заявления о выдаче заключения об условиях переработки товаров на таможенной территории. Ее согласует уполномоченный орган и отразит в п. 7 выдаваемого им вышеупомянутого заключения (постановление № 27). Затем для целей получения в таможенном органе документа о согласовании условий переработки на таможенной территории заинтересованное лицо представляет указанное заключение, которое впоследствии будет являться неотъемлемой частью такого документа (постановление № 3).
Важно! С 29 декабря 2011 г. вопросы получения документа об условиях переработки будет регулировать постановление Совета Министров РБот 13.10.2011 № 1373 "О некоторых вопросах помещения товаров под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, переработки вне таможенной территории и признании утратившими силу некоторых постановлений и структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь".
Основным отличием нового порядка является то, что документы для согласования условий переработки должна будет направлять в уполномоченный орган сама таможня. В связи с этим информацию о невозможности дальнейшего коммерческого использования отходов заинтересованное лицо должно будет указать в п. 6 бланка "Условия переработки". Этот бланк представляют вместе с заявлением на переработку товаров. Затем данные бланка "Условия переработки" будут направляться для согласования в уполномоченный орган таможней.
Организация для дальнейшего коммерческого использования отходов планирует поместить их под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Как правильно определить таможенную стоимость отходов?
Особенности определения таможенной стоимости отходов, образовавшихся в результате переработки иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, установлены Положением об особенностях определения таможенной стоимости отходов, образовавшихся в результате переработки иностранных товаров, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2010 № 512.
В частности, если отходы по своим качественным характеристикам аналогичны иностранным товарам, помещенным под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, то таможенной стоимостью таких отходов будет являться таможенная стоимость иностранных товаров, умноженная на отношение количества оцениваемых отходов к общему количеству иностранных товаров, указанному в документе об условиях переработки иностранных товаров. Сведения о таких отходах приводят отдельно в документе об условиях переработки товаров на таможенной территории.
Например, если количество отходов составляет 1 000 кг, количество ввезенных товаров – 10 т, а их таможенная стоимость – 10 000 000 бел. руб., то таможенная стоимость отходов будет равна 1 000 000 бел. руб. (10 000 000 бел. руб. × 1 000 кг / 10 000 кг).
В противном случае таможенную стоимость отходов следует определять с применением методов, установленных Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25.01.2008 (далее – Соглашение) (см. таблицу).
Важно! При применении в отношении отходов таможенных процедур уничтожения и отказа в пользу государства таможенную стоимость не определяют и не заявляют. В свою очередь, когда ее заявление необходимо, для подтверждения заявленной таможенной стоимости отходов декларант должен представить документ об условиях переработки товаров на таможенной территории и документы, перечисленные в приложении 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376, – в зависимости от применяемого метода определения таможенной стоимости отходов.
Белорусское предприятие ввезло в Беларусь из-за рубежа и поместило под таможенную процедуру временного ввоза инструмент. В процессе эксплуатации инструмент вышел из строя и подлежит утилизации.
Как завершить действие процедуры временного ввоза (допуска)?
Действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) необходимо завершить до истечения ее срока. Для этого временно ввезенные товары надо поместить:
– либо под таможенную процедуру реэкспорта (ст. 281 ТК ТС);
– либо под таможенную процедуру уничтожения.
Уничтожение товаров – это обезвреживание, полное уничтожение или иное приведение товаров в состояние, при котором они частично или полностью утрачивают свои потребительские и (или) иные свойства и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом (ст. 307 ТК ТС). Процедуру уничтожения производят без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
Таким образом, инструмент для целей завершения процедуры временного ввоза может быть помещен под процедуру уничтожения. Для этого предприятие в зависимости от места осуществления своей деятельности должно получить в областном (Минском городском) комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды заключение о возможности уничтожения товаров в рамках таможенной процедуры уничтожения.
Изложенное определено в следующих документах:
– ст. 307–309 ТК ТС;
– постановлении Совета Министров РБ от 21.05.2007 № 651 "Об определении государственного органа, уполномоченного на выдачу заключения о возможности уничтожения на таможенной территории Республики Беларусь, и внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 962";
– постановлении Минприроды РБ от 21.12.2007 № 102 "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь заключений о возможности уничтожения на таможенной территории Республики Беларусь товаров, предназначенных для помещения под таможенный режим уничтожения".
Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела
У организации образуются отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (код 9120400), в объеме 4,5 т в год, которые вывозят на захоронение. Других отходов нет.
Организация не является плательщиком экологического налога за захоронение этих отходов, так как при общем объеме захоронения указанных отходов 50 т и менее в год отсутствует объект налогообложения.
Должна ли организация в этом случае разрабатывать Инструкцию по обращению с отходами производства?
Должна.
Если организация осуществляет обращение (образование, сбор, хранение, передачу на захоронение и др.) с отходами, то она должна разработать и согласовать в установленном порядке Инструкцию по обращению с отходами производства. Данное требование содержит подп. 1.3 п. 1 ст. 17 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Закон № 271-З). Порядок разработки и согласования Инструкции установлен:
– Положением о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104 "О некоторых вопросах в области обращения с отходами" (далее – Положение);
– Инструкцией о порядке разработки и утверждения Инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 22.10.2010 № 45 (далее – Инструкция № 45);
– п. 37-1 Перечня административных процедур, осуществляемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 22.10.2007 № 1379.
Указанные нормативные документы не освобождают организацию, которая не является плательщиком экологического налога за захоронение отходов производства, от обязанности разработать и согласовать Инструкцию.
Таким образом, организация должна разработать и согласовать Инструкцию по обращению с отходами производства, классифицируемыми кодом 9120400.
Организация взяла в аренду офисное и складское помещение. По результатам деятельности у нее образуются отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (код 9120400), в объеме 10,5 т в год, которые вывозятся на захоронение. В договоре аренды:
– не указан собственник отходов, образующихся у арендатора;
– указано, что отходы, образующиеся у арендатора, хранит и вывозит на захоронение арендодатель.
Рассмотрим вопросы, возникшие в данном случае.
Кто является собственником отходов, вывозимых на захоронение: арендатор или арендодатель?
Организация-арендатор.
Право собственности на отходы может приобрести:
– производитель отходов с момента их образования, если иное не установлено законодательством или договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов (подп. 1.1 п. 1 ст. 3 Закона № 271-З).
Организация (арендатор) осуществляет деятельность в арендуемых помещениях с использованием своего имущества. В результате ее деятельности образуются отходы с кодом 9120400. Следовательно, эта организация является их собственником;
– юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность (подп. 1.2 п. 1 ст. 3 Закона № 271-З). То есть передача отходов в собственность от одной организации другой должна быть оформлена договором отчуждения отходов.
В договоре аренды не закреплено требование о приеме-передаче отходов с кодом 9120400 в собственность от арендатора к арендодателю, т.е. договор об отчуждении отходов отсутствует. По договору аренды арендодатель организовывает вывоз на захоронение отходов с кодом 9120400, образующихся у арендатора. Таким образом, арендодатель оказывает услугу арендатору по вывозу на захоронение отходов, образующихся у арендатора. Оказание услуги арендодателем не влечет приобретение им в собственность отходов, образующихся у арендатора.
Следовательно, организация-арендатор является собственником отходов, вывозимых на захоронение арендодателем.
Кто обязан получить разрешение на хранение и захоронение отходов производства для вывоза отходов арендатора на захоронение: арендатор или арендодатель?
Организация-арендатор.
Собственник отходов производства, чтобы вывезти отходы на захоронение, обязан иметь разрешение на хранение и захоронение отходов производства. Вывоз отходов на захоронение без указанного разрешения не допускается и влечет административную ответственность (ст. 25 Закона № 271-З).
Разрешение на хранение и захоронение отходов производства в соответствии с Положением получает заявитель, которым может быть:
– либо собственник отходов производства;
– либо организация, уполномоченная собственником отходов производства.
Договором аренды предусмотрено, что арендодатель организовывает вывоз на захоронение отходов с кодом 9120400, образующихся у организации-арендатора. Однако в договоре аренды не указано, кто получает разрешение на хранение и захоронение отходов производства. Следовательно, данное разрешение должен получить собственник отходов – организация-арендатор.
Справочно: до 5 августа 2010 г. разрешение на хранение и захоронение отходов обязан был получать арендодатель, а не арендатор. Законодательно было установлено, что при аренде зданий и других объектов разрешение получало лицо, оказывающее услуги по сбору, хранению, вывозу на захоронение отходов, образующихся при эксплуатации зданий и других объектов (п. 6 Инструкции о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 16.04.2008 № 35).
Кто обязан разработать и согласовать Инструкцию по обращению с отходами производства: арендатор или арендодатель?
Арендатор и арендодатель.
Организации, осуществляющие обращение с отходами, обязаны разработать и согласовать Инструкцию по обращению с отходами производства (п. 1 ст. 17 Закона № 271-З).
Обращение с отходами – это деятельность, связанная с образованием отходов, их сбором, разделением по видам отходов, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием отходов.
По договору аренды отходы, образующиеся у арендатора, вывозит на захоронение арендодатель. В данном случае обращение с отходами осуществляют и арендатор (образование, сбор и передача на хранение), и арендодатель (хранение, передача на захоронение отходов, собранных арендатором). Поэтому по общему требованию каждый из них должен разработать Инструкцию по обращению с отходами производства.
При аренде зданий, сооружений и иных объектов собственники передаваемых в пользование зданий, сооружений и иных объектов либо уполномоченные ими лица вправе разработать Инструкцию по обращению с отходами, которая включает порядок обращения с отходами производства, образующимися у арендатора (см. Инструкцию № 45).
Таким образом, если арендодатель в своей Инструкции установит порядок сбора и приема на хранение отходов, образующихся у арендатора, то арендатору не нужно будет разрабатывать Инструкцию.
Организация взяла в аренду офисное и техническое помещение. У нее образуются отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (код 9120400), в объеме 6,5 т в год.
По договору аренды отходы с кодом 9120400 организация передает в собственность арендодателю, который затем эти отходы вывозит на захоронение. Также в договоре аренды указано, что арендодатель определяет порядок сбора отходов, образующихся у арендатора.
Рассмотрим вопросы, возникшие в этой ситуации.
Кто является собственником отходов, вывозимых на захоронение: арендатор или арендодатель?
Арендодатель.
После образования отходов в результате деятельности арендатора их собственником является арендатор (подп. 1.1 п. 1 ст. 3 Закона № 271-З). Но поскольку договор аренды содержит условие о передаче отходов с кодом 9120400 в собственность арендодателя, он приобретает право собственности на указанные отходы после их передачи арендатором на хранение (подп. 1.2 п. 1 ст. 3 Закона № 271-З). Отметим, что данный договор аренды является смешанным, так как содержит положения договора об отчуждении отходов, и должен заключаться по правилам гражданского законодательства с учетом норм ст. 3 Закона № 271-З. Поэтому организациям при заключении договора аренды не обязательно составлять отдельный договор отчуждения отходов.
Таким образом, собственником отходов с кодом 9120400, вывозимых на захоронение, будет являться арендодатель.
Кто в этом случае должен получить разрешение на хранение и захоронение отходов производства для вывоза отходов арендатора на захоронение: арендатор или арендодатель?
Арендодатель.
Право собственности на отходы с кодом 9120400 приобрел арендодатель. Он будет осуществлять их хранение и захоронение. Следовательно, арендодатель должен иметь разрешение на хранение и захоронение отходов производства для вывоза отходов на захоронение. Это разрешение он получает самостоятельно.
Кто обязан разработать и согласовать Инструкцию по обращению с отходами производства: арендатор или арендодатель?
Арендодатель.
Договор аренды содержит условие о том, что арендодатель определяет порядок сбора отходов, образующихся у арендатора. Этот порядок может быть установлен только в Инструкции по обращению с отходами производства. Следовательно, арендодатель обязан разработать такую Инструкцию и указать в ней порядок сбора отходов, образующихся у арендатора.
Важно! Если арендодатель разработал Инструкцию по обращению с отходами, которая включает порядок обращения с отходами производства, образующимися у арендатора, то арендатор не должен разрабатывать Инструкцию по обращению с отходами (п. 5 Инструкции № 45).
Александр Гнедов, эколог