Покупатель обратился с претензией к продавцу о расторжении договора розничной купли-продажи и возврате уплаченной за товар денежной суммы по причине приобретения бракованного товара. Покупатель не предъявил требование продавцу о возврате разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой товара на момент добровольного удовлетворения требований потребителя.
Как необходимо поступить продавцу, чтобы не нарушить нормы Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 90-З)?
Какую сумму продавец должен вернуть потребителю?
Сумму, указанную в кассовом чеке, а также разницу между этой суммой и ценой товара на момент добровольного удовлетворения требований.
В случае приобретения потребителем товара ненадлежащего качества (с производственным браком или дефектом) и предъявления претензии продавцу о расторжении договора купли-продажи и возврате денежных средств продавец должен возвратить потребителю сумму, уплаченную за товар (указана в кассовом чеке), а также разницу между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения требования потребителя |*|.
* Об отражении в учете товаров, поставленных для покрытия возможных потерь от брака
Приведенный вывод основан на следующих нормах законодательства.
В случае приобретения товара с производственным браком, дефектом (ненадлежащего качества) потребитель, которому продан такой товар, если его недостатки не были оговорены продавцом при приобретении этого товара, вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
При расторжении договора и (или) возврате уплаченных за товар ненадлежащего качества денежных средств потребителю возмещают уплаченную за товар сумму, а также разницу между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения требования потребителя, а если требование добровольно не удовлетворено, – на момент вынесения судом решения (п. 4 ст. 27 Закона № 90-З). Эта норма действует независимо от того, как потребитель изложил свое требование о возвращаемой сумме.