Окончание. Начало см.: "ГБ", 2014, № 16, с. 15–18; № 17, с. 16–18.
В результате деятельности подрядчика на строительном объекте заказчика образовались строительные отходы.
Чьей собственностью являются эти отходы – заказчика или подрядчика?
Подрядчика.
Из вопроса видно, что в договоре строительного подряда отсутствуют положения, предусматривающие переход образовавшихся в процессе строительства отходов в собственность заказчика. Поэтому в изложенном вопросе собственником строительных отходов будет являться подрядчик.
Данный вывод основывается на нормах п. 1 ст. 3 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами" (далее – Закон № 271-З).
Так, право собственности на отходы приобретают:
– производитель отходов – с момента образования отходов, если иное не предусмотрено законодательством РБ и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов;
– юридическое лицо (физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель) – на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность.
Отметим, что подрядчик, как собственник отходов и организация, осуществляющая обращение с ними, должен выполнять обязанности, предусмотренные п. 1 ст. 17 Закона № 271-З.
Напомним, что обращение с отходами производства – это деятельность, связанная с образованием отходов, их сбором, разделением по видам, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием отходов (ст. 1 Закона № 271-З).
Важно! Подрядчик, как собственник отходов производства, будет являться плательщиком экологического налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов (п. 2 ст. 204 Налогового кодекса РБ).
Рекомендация эксперта
В договоре строительного подряда (ином договоре) следует оговаривать вопросы права собственности на образующиеся в результате проведения работ отходы, а также вопросы распределения обязанностей и ответственности заказчика и подрядчика в части обращения с ними. Это позволит исключить спорные ситуации.
Например, в договоре строительного подряда (ином договоре) можно предусмотреть, что:
1) к заказчику переходит право собственности на отходы, образующиеся в результате деятельности подрядчика на объекте, с момента их образования, а также обязанность заказчика разрабатывать всю документацию, связанную с обращением с отходами на объекте, в т.ч. инструкцию по обращению с данными отходами.
В этом случае:
– подрядчик, будучи производителем отходов, не будет являться их собственником с момента образования и не должен разрабатывать документацию по обращению с отходами;
– заказчик, как собственник вывозимых на захоронение отходов, будет являться плательщиком экологического налога за захоронение отходов производства;
2) заказчик является собственником и ответственным за обращение только тех отходов, которые образуются при выполнении определенных видов работ и вывозятся на захоронение, а подрядчик – остальных видов отходов.
В этом случае вопросы обращения с образующимися на объекте отходами отражаются как в документации заказчика, так и подрядчика (в инструкции по обращению с отходами подрядчика отражаются вопросы обращения с отходами, невывозимыми на захоронение, а также факт образования отходов, вывозимых на захоронение, так как образование отходов является одним из элементов обращения с ними);
3) право собственности на отходы, образующиеся на объекте, переходит к заказчику в момент их поступления в места временного хранения отходов, организованные заказчиком.
Тогда до момента поступления отходов в места их временного хранения обращение с ними и отражение его порядка в документации является обязанностью подрядчика, а после – заказчика.
Организация расположена в областном городе, а также арендует помещения в других регионах республики.
1. Кто должен разрабатывать инструкцию по обращению с отходами производства – арендатор или арендодатель?
Арендатор, если иное не предусмотрено договором аренды.
В арендованном помещении разработчик инструкции определяется исходя из условий договора аренды.
Так, если в договоре аренды отсутствуют положения, предусматривающие переход отходов производства, образующихся на арендных площадях, в собственность арендодателя, то организация-арендатор будет являться собственником отходов.
Соответственно она должна выполнять обязанности, предусмотренные п. 1 ст. 17 Закона № 271-З, среди которых разработка инструкции по обращению с отходами производства, оформление документации по инвентаризации отходов производства и их учету, статистическая отчетность в области обращения с отходами и т.д.
Инструкция по обращению с отходами производства должна быть разработана и утверждена в порядке, определенном Инструкцией, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 22.10.2010 № 45 (далее – Инструкция).
Справочно: отметим, что обязанности есть не только у арендаторов, но и у собственников передаваемых в пользование зданий, сооружений и иных объектов либо уполномоченных ими лиц. Например, они обязаны создавать для производителей отходов места временного хранения отходов, а также иные условия, необходимые для выполнения ими требований, установленных Законом № 271-З и иными актами законодательства об обращении с отходами, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами (п. 4 ст. 17 Закона № 271-З).
2. Обязан ли арендатор разрабатывать инструкцию на каждое арендованное помещение?
Нет, можно разработать одну общую инструкцию.
Инструкция по обращению с отходами производства разрабатывается и утверждается для юридического лица в целом и (или) для каждого обособленного подразделения юридического лица, осуществляющего обращение с отходами производства (п. 4 Инструкции).
Таким образом, организация вправе разработать:
– либо единую инструкцию по обращению с отходами, в которой отражено обращение с отходами на арендных площадях в каждом регионе республики;
– либо несколько инструкций по обращению с отходами для каждого подразделения в различных регионах.
3. В каких случаях арендодатель сам является разработчиком документов по обращению с отходами?
Если это условие зафиксировано в договоре аренды.
Для того чтобы арендодатель являлся непосредственным разработчиком документов по обращению с отходами, необходимо, например, в договоре аренды предусмотреть, что:
– к арендодателю переходит право собственности на отходы, образующиеся на арендных площадях, с момента их образования;
– арендодатель в полной мере осуществляет обращение с данными отходами, разрабатывает и ведет всю документацию, связанную с обращением с отходами на данных арендных площадях.
При наличии в договоре аренды таких условий обязанности в отношении отходов, образующихся на арендных площадях, должен выполнять арендодатель. Соответственно дублирование арендатором документации и отражаемых в ней сведений нецелесообразно.
В организации образуются значительные объемы лома черных и цветных металлов, которые в установленном стандартами и ГОСТами порядке собираются, хранятся и сдаются в адрес Белвторчермета и Белцветмета.
Должна ли организация вести учет лома в книгах ПОД-9 и ПОД-10, заполнять сопроводительные паспорта его перевозки и указывать его в инструкции по обращению с отходами?
Должна.
Требования Закона № 271-З распространяются на порядок обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов (п. 3 ст. 2 Закона № 271-З).
Поэтому организация должна:
1) включать образующиеся виды лома и отходов черных и цветных металлов в документацию по инвентаризации отходов производства, проводимой ежегодно в соответствии с Инструкцией о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 29.02.2008 № 17;
2) отражать порядок обращения с рассматриваемыми отходами в инструкции по обращению с отходами производства.
В инструкции также должны быть определены санкционированные места временного хранения отходов, порядок их использования, перевозки, учета и т.д.;
3) вести учет лома и отходов черных и цветных металлов в книгах учета отходов в порядке и по формам ПОД-9 и ПОД-10, утвержденным постановлением Минприроды РБ от 02.06.2009 № 33;
4) не захоранивать такие отходы, так как они являются вторичными материальными ресурсами и подлежат использованию либо передаче на использование;
5) оформлять при их перевозке сопроводительный паспорт.
Справочно: перевозка отходов производства допускается при наличии сопроводительного паспорта перевозки отходов производства (п. 2 ст. 26 Закона № 271-З).
Форма сопроводительного паспорта перевозки отходов производства и инструкция о порядке его оформления утверждены постановлением Минприроды РБ от 09.12.2008 № 112.