Ситуация
Одним из видов деятельности организации является оптовая торговля лекарственными средствами иностранного производства.
Организацией заключены контракты с иностранными производителями, осуществляются импорт в Республику Беларусь лекарственных средств и их реализация субъектам хозяйствования РБ. За выполнение условий, установленных контрактами с иностранными производителями, поставщики предоставляют ей скидки.
Цены на лекарственные средства организация-импортер формирует в соответствии с Указом Президента РБ от 11.08.2005 № 366 "О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику" (далее – Указ № 366).
Приложением 1 к Указу № 366 определены предельные уровни оптовой надбавки, применяемые к расчетной отпускной цене лекарственных средств.
Предположим, что расчетная отпускная цена на лекарственное средство определена в размере 1 000 000 руб. (т.е. свыше 100 долл. США), предельный уровень оптовой надбавки при расчетной отпускной цене свыше 100 долл. США составляет 2 % (в данном случае – 20 000 руб.). При применении отрицательной оптовой надбавки в размере (– 5%), реализации данного лекарственного средства по цене 950 000 руб.и предоставлении поставщиком скидки 10 % (контрактная цена – 850 000 руб., скидка – 85 000 руб.) организация получает прибыль в размере 35 000 руб.
Вправе ли организация для повышения конкурентоспособности при формировании цен на лекарственные средства применить отрицательные оптовые надбавки, так каки в случае применения отрицательной оптовой надбавки она получает прибыль за счет скидки, предоставленной поставщиком?
Рассмотрим этот, казалось бы, странный вопрос.
Действительно, в соответствии с нормами подп. 1.2 п. 1 Указа № 366 цены на медицинские товары иностранного производства (в т.ч. и лекарственные средства) формируются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями посредством сложения расчетной отпускной цены и взимаемой оптовой надбавки.
Размер взимаемой оптовой надбавки не должен превышать установленного предельного уровня, определяемого исходя из расчетной отпускной цены за единицу медицинского товара, пересчитанной в доллары США, согласно приложениям 1–3 к Указу № 366 и не зависит от количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвующих в реализации этого товара.
Расчетная отпускная цена формируется посредством сложения контрактной цены, пересчитанной в белорусские рубли по официальному курсу Нацбанка, установленному на дату помещения товара под таможенный режим свободного обращения (при наличии таможенного контроля) или на дату поступления товара на склад покупателя, указанную в накладной (при отсутствии таможенного контроля), таможенных платежей, НДС в соответствии с законодательством, транспортных расходов по доставке товара.
Таким образом, законодательством определено, что размер взимаемой оптовой надбавки не должен превышать регламентированного предельного уровня, определяемого исходя из расчетной отпускной цены за единицу медицинского товара, пересчитанной в доллары США, согласно приложениям 1–3 к Указу № 366.
Произведя несложные расчеты, можно сделать следующие выводы:
1) при применении оптовой надбавки к лекарственному средству в размере 0 % такой размер оптовой надбавки однозначно не превышает установленного предельного уровня. В данном случае организация реализует лекарственное средство по цене, соответствующей расчетной отпускной цене;
2) при применении оптовой надбавки к лекарственному средству в размере (–5 %) (т.е. отрицательной оптовой надбавки) как и в первом случае, установленный предельный уровень надбавки также не будет превышен, однако организация реализует лекарственное средство по цене ниже расчетной отпускной цены.
Также в подп. 1.2 п. 1 Указа № 366 установлено, что при предоставлении организацией-изготовителем (поставщиком) – нерезидентом РБ финансовой скидки с контрактной цены расчетная отпускная цена медицинского товара формируется исходя из контрактной цены без учета предоставляемой скидки.
Все, казалось бы, просто. Но очень важна норма подп. 1.5 п. 1 Указа № 366: ею определен случай, когда организации могут реализовывать лекарственные средства ниже расчетной отпускной цены. В ней предусмотрено, что реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения, остаточный срок годности которых составляет менее половины основного срока годности, может осуществляться по цене ниже расчетной отпускной цены.
Анализируя приведенную норму, можно сделать вывод о том, что только в случае реализации лекарственного средства, срок годности которого составляет менее половины основного срока годности, организация вправе произвести уценку лекарственного средства и реализовать его ниже расчетной отпускной цены. В других случаях реализацию лекарственных средств ниже расчетной отпускной цены контролирующие органы могут квалифицировать как нарушение законодательства, регламентирующего ценообразование.
Отметим, что нарушение должностным лицом юридического лица установленного порядка формирования и (или) применения цен (тарифов) влечет наложение штрафа в размере до 40 базовых величин (п. 1 ст. 12.4 Кодекса РБ об административных правонарушениях).