"Уставный фонд нашей организации – общества с ограниченной ответственностью был сформирован основными средствами, предназначенными для использования в производственной деятельности. В процессе функционирования организации виды деятельности и ассортимент производимой продукции изменились. Поэтому в наличии основных средств, внесенных в уставный фонд, потребность отпала. Некоторые из них могут быть реализованы, некоторые морально устарели и на рынке не востребованы.
В этой ситуации возникли следующие вопросы:
1) повлияет ли на размер уставного фонда выбытие основных средств, внесенных в уставный фонд?
2) как правильно списать основные средства, реализация которых невозможна?
3) какие объекты налогообложения возникнут при списании основных средств?
С уважением, Ирина Петровна, экономист"
Учредители организации обязаны сформировать уставный фонд
При создании коммерческой организации должен быть сформирован уставный фонд этой организации в порядке, установленном Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования".
Вкладом в уставный фонд коммерческой организации могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие оценку их стоимости (ст. 47 Гражданского кодекса РБ, далее – ГК).
Имущество, переданное учредителями коммерческим организациям (кроме переданного унитарным предприятиям, государственным объединениям либо учреждениям, финансируемым собственником) в качестве вкладов в уставный фонд, а также имущество, приобретенное этими юридическими лицами, находится в собственности этих юридических лиц (п. 3 ст. 214 ГК).
Реализация либо прочее выбытие имущества, внесенного в уставный фонд организации, не влечет за собой изменения его размера. Размер уставного фонда может быть изменен только по решению собственника или в соответствии с требованиями п. 3 ст. 47 ГК.
Поэтому реализация или списание основных средств, внесенных в уставный фонд организации, на его размер не повлияет.
Порядок списания основных средств
Порядок отражения в бухгалтерском учете списания основных средств установлен Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26).
Выбытие основных средств в результате списания (в случае физического износа, утраты (гибели) в связи с чрезвычайными обстоятельствами и т.п.) оформляют актом о списании имущества (п. 28 Инструкции № 26).
Решение вопросов списания, определения целесообразности и эффективности дальнейшего использования объектов основных средств, оформления документации на их списание в организации осуществляет созданная приказом руководителя комиссия. При этом такие функции могут быть возложены и на комиссию по проведению амортизационной политики.
Утвержденной формы акта списания основных средств нет
Акт о списании основного средства будет являться первичным учетным документом, на основании которого в бухгалтерском учете будет отражено прочее выбытие основного средства.
В настоящее время нет утвержденной формы акта списания основных средств.
Форму такого акта организация может разработать самостоятельно.
Справочно: Перечень первичных учетных документов, обязательных к применению всеми субъектами хозяйствования, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 24.03.2011 № 360.
За основу при разработке такого акта может быть взята форма акта на списание основных средств (ОС-4), которая была утверждена постановлением Минфина РБ от 08.12.2003 № 168.
В акте списания, в числе других необходимых данных, должны быть приведены данные, характеризующие объект основных средств:
– год изготовления или постройки;
– дата принятия объекта к бухгалтерскому учету;
– дата ввода в эксплуатацию;
– срок полезного использования;
– переоцененная стоимость и сумма начисленной амортизации по данным бухгалтерского учета;
– проведенные ремонты;
– причины выбытия с обоснованием причин нецелесообразности использования и невозможности восстановления, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов.
В названном акте также необходимо предусмотреть раздел, в котором будут отраженызатраты, связанные с демонтажем, разборкой основного средства, а также указаны количество и стоимость полученных при разборке запчастей, драгметаллов и металлолома.
Оценку полученных от разборки материалов производит комиссия организации.
– Инструкцией о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Минфина РБ от 15.03.2004 № 34;
– Инструкцией о порядке сдачи и приемки лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.05.2004 № 87.
Лом и отходы черных и цветных металлов, которые образуются в процессе хозяйственной деятельности у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и населения, подлежат обязательной сдаче заготовительным организациям Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов или отгрузке по их нарядам. Такое требование установлено п. 1 Указа Президента РБ от 05.05.1995 № 179 "О мерах по усилению борьбы с хищением драгоценных, черных и цветных металлов, их лома и отходов, драгоценных камней".
За невыполнение указанных требований юридические лица несут ответственность как за невыполнение государственного заказа на поставку (заготовку, сдачу) лома и отходов черных и цветных металлов для государственных (республиканских) нужд (абз. 9 п. 1 названного Указа № 179).
Акт на списание основных средств составляется в 2 экземплярах, первый из которых передается в бухгалтерию, второй – остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад материальных ценностей и металлолома, образовавшихся в результате разборки основного средства.
При списании основных средств в бухгалтерском учете необходимо сделать записи (см. таблицу):
В целях налогообложения прибыли расходы на ликвидацию, списание основных средств, выводимых из эксплуатации (включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, расходы на демонтаж, разборку, вывоз демонтированного, разобранного имущества), включают во внереализационные расходы, учитываемые при налогообложении прибыли (подп. 3.16 п. 3 ст. 129 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
При списании основного средства объекта обложения НДС на основании ст. 93 НК не возникает.
Искренне Ваша, Ольга Павловна