Принципиальное отличие между пособиями по временной нетрудоспособности, назначаемыми в связи с бытовой и производственной травмами, состоит в том, что эти выплаты предусмотрены различными системами страховых отношений.
Пособие по временной нетрудоспособности в связи с бытовой травмой назначают за счет средств государственного социального страхования, в связи с производственной травмой – за счет средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Д-т 69 – К-т 70
– начислено пособие в связи с бытовой травмой;
– начислено пособие в связи с бытовой травмой;
Д-т 76 – К-т 70
– начислено пособие в связи с производственной травмой*.
__________________________
* Здесь и далее корреспонденции счетов составлены редакцией.
Белорусская модель системы социального обеспечения предполагает автономность и независимость двух указанных систем. Их различия рассмотрим в приведенной таблице.
В системе государственного страхования произошли изменения
Система государственного страхования и прежде (до введения с 2004 г. системы обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) не отвечала в полной мере за социальное обеспечение работников в связи с трудовыми увечьями или профессиональными заболеваниями. Ответственность за него несли работодатели. Они полностью возмещали вред, причиненный жизни или здоровью работника, за счет собственных средств. В частности, пособия в таких случаях вначале выплачивал за счет средств государственного социального страхования плательщик обязательных страховых взносов (страхователь), а затем он возмещал их Фонду в бесспорном порядке (п. 6 первой редакции Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 30.09.1997 № 1290).
С 2004 г. указанная ответственность работодателей приобрела более гарантированный характер и трансформировалась в их обязанность отчислять в пользу страховой организации средства на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Сфера применения Положения № 1290 сузилась
Изменения произошли и в Положении о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 30.09.1997 № 1290 (далее – Положение № 1290). В п. 1 названного документа сказано, что оно регулирует порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности (кроме пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями) и по беременности и родам, установленными Законом РБ "Об основах государственного социального страхования".
Механизм назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в связи с бытовой и производственной травмами схож, но не одинаков. Различия состоят в следующем:
– при назначении и выплате обоих видов пособий следует применять отдельное законодательство;
– для каждого из них предусмотрены неидентичные категории застрахованных лиц;
– есть серьезные различия в порядке и условиях назначения, размерах пособий, особенностях финансового обеспечения, порядке налогообложения и др.
При назначении и выплате пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями Положение № 1290 применяют частично
Рассмотрим, в какой мере следует применять Положение № 1290 при назначении и выплате пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями.
Вкратце можно сказать так: Положение № 1290 нужно применять, но частично и при определенных условиях.
Ранее в материале приведена оговорка п. 1 Положения № 1290. Она появилась, когда из Положения № 1290 были исключены все нормы, касавшиеся особенностей назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями. Дело в том, что Декретом Президента РБ от 30.06.2003 № 18 "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее – Декрет № 18) был введен отдельный вид обязательного страхования и предусматривался специальный порядок обеспечения застрахованных лиц соответствующими пособиями. Однако вопрос разграничения актов законодательства, регулирующих порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности в зависимости от характера обусловивших их заболевания или травмы, окончательно не решен. Ни Декрет № 18, ни его "правопреемник" – Положение № 530 не содержат ни норм, детально регулирующих порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности в связи несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, ни отсылки на отдельный подзаконный акт законодательства.
Более того, в определенной части в них даже есть отсылка на все то же Положение № 1290.
Обратимся к Положению № 530. Им определено, что пособие по временной нетрудоспособности в связи со страховым случаем страхователи назначают и выплачивают за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, а также при обострении заболеваний, связанных с последствиями несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний после его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, в размере 100 % его среднедневного (среднечасового) заработка, исчисляемого и выплачиваемого в соответствии с законодательством о пособиях по временной нетрудоспособности, за рабочие дни (часы) по графику работы застрахованного (п. 268 Положения № 530).
Указанное правило дополнено следующей нормой: выплаченные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности следует засчитывать в уплату страховых взносов и подтверждать документально при представлении страховщику установленной статистической отчетности (п. 269 Положения № 530).
Отсылка "в соответствии с законодательством о пособиях по временной нетрудоспособности" направляет нас к Положению № 1290, поскольку иных актов законодательства в этой области просто нет. При этом отсылка предусмотрена только в части исчисления среднего заработка и порядка его выплаты. Однако она не касается других важнейших составляющих механизма обеспечения пособием (порядка назначения, условий назначения, размеров пособий, порядка определения оплачиваемого периода).
Вернемся к оговорке п. 1 Положения № 1290. Она определяет только предмет правового регулирования самого Положения № 1290. Однако она не содержит запрета на применение норм Положения № 1290 в силу действия актов законодательства более высокой юридической силы, в частности Положения № 530.
Законодательство в части начисления пособий за счет средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний содержит правовые пробелы, с которыми неизбежно сталкиваются бухгалтеры, ответственные за назначение и выплату рассматриваемых пособий.
Использование института аналогии закона возможно не всегда
Правовые пробелы, как известно, преодолевают путем использования института аналогии закона (ст. 72 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь"). Однако такой способ можно применять только в пределах, исключающих случаи привлечения к ответственности, ограничения прав и установления обязанностей (ст. 72 данного закона). Положение № 1290 содержит ограничения, которые не согласуются с однозначными требованиями, предусмотренными п. 268 Положения № 530.
Например, п. 4 Положения № 1290 содержит норму, согласно которой пособия назначают, если обращение за ними последовало непозднее 6 месяцев со дня окончания случая временной нетрудоспособности. При страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний эту норму применить нельзя, поскольку она ограничивала бы право застрахованного лица на получение в полном объеме страховых выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Такой нормы нет в Положении № 530. Указанное пособие должно быть назначено и по истечении 6 месяцев.
Размер пособия за рабочие дни по графику работы работника, приходящиеся на первые 6 календарных дней нетрудоспособности, не может быть ограничен 80 % среднего заработка, т.е. не может быть применена по аналогии норма, предусмотренная частью первой п. 27 Положения № 1290. Пособие должно быть назначено и выплачено в размере 100 % среднего заработка при прочих равных условиях за каждый пропущенный рабочий день (п. 268 Положения № 530).
Пособия назначают за календарные дни, удостоверенные листком нетрудоспособности, при назначении пособия застрахованным лицам, выполняющим работу по гражданско-правовому договору (часть третья п. 40 Положения № 1290). Такой порядок, наоборот, следует применять и при страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, поскольку определить оплачиваемый период в строгом соответствии с п. 268 Положения № 530 в данном случае практически невозможно. Ведь у этой категории застрахованных лиц отсутствует график работы. Применяемая норма не ограничивает права застрахованных, а, напротив, обеспечивает их реализацию.
Подведем итог. При начислении пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями Положение № 1290 можно применять:
– в части, определяющей порядок исчисления среднего заработка, исходя из которого исчисляют пособие, а также порядок его выплаты, –в полном объеме в силу прямого действия отсылочной нормы, предусмотренной п. 268 Положения № 530;
– в иной части – только при необходимости преодоления пробелов в специальном законодательстве (Положении № 530) и в пределах, исключающих случаи привлечения к ответственности, ограничения прав и установления обязанностей субъектов обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (застрахованного лица, страхователя, страховщика), а также в пределах правового регулирования норм Положения № 530.