Правила получения компенсации определены в Инструкции о порядке компенсации*.
Компенсации подлежат расходы по сбору отходов потребления при условии обезвреживания и (или) использования собранных отходов потребления на территории Республики Беларусь.
Организациям, желающим получить компенсацию, надо выполнить 4 условия:
1) собрать отходы потребления;
2) обезвредить или использовать их самостоятельно или передать для осуществления данных видов деятельности в установленном законодательством порядке;
3) зарегистрироваться в Реестре организаций, осуществляющих сбор (заготовку), сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию вторичных материальных ресурсов;
4) представить оператору документы, определенные п. 3 Инструкции о порядке компенсации.
Рассмотрим порядок выполнения этих условий подробнее.
Организация, осуществляющая сбор нескольких видов отходов, должна в целях получения компенсации вести их раздельный учет
Итак, для выполнения первого из упомянутых условий организациям необходимо знать вид собираемых отходов по происхождению.
Отходы по происхождению делятся на отходы потребления и отходы производства. Однако отходы потребления – это отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществахи иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов. Отходы производства – это отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателямиэкономической деятельности (ст. 1 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами"; далее – Закон № 271-З).
Компенсации подлежат только расходы по сбору отходов потребления, поэтому организациям, осуществляющим сбор отходов потребления и отходов производства, необходимо вести раздельный учет отходов.
Виды отходов товаров и тары, расходы по сбору которых подлежат компенсации, определены п. 3 Инструкции о порядке организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 28.08.2012 № 39 (далее – Инструкция № 39). Они включают:
– отходы батареек;
– отходы бытовой техники;
– отходы ламп, термометров;
– отходы масел;
– отходы резиносодержащих товаров;
– отходы тары, которые в свою очередь делятся на отходы тары на основе стекла, пластмасс, бумаги и картона.
Организация вправе использовать информацию, размещенную на сайте Минприроды
Для выполнения второго условия (обезвреживание и (или) использование собранных отходов потребления на территорииРеспублики Беларусь, в т.ч. путем передачи отходов сторонней организации для осуществления данных видов деятельности) можно воспользоваться справочной информацией, размещенной на сайте Минприроды www.minpriroda.gov.by.
В частности, на сайте размещены:
– сведения о лицензиатах, содержащиеся в реестре лицензий, выданных на деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду, в части использования отходов 1–3-го классов опасности, обезвреживания, захоронения отходов (раздел "Лицензии и лицензируемые виды деятельности");
– перечни объектов по использованию отходов и объектов обезвреживания отходов (раздел "Справочная информация").
Наша рекомендация связана с требованиями к порядку осуществления деятельности по использованию и (или) обезвреживанию отходов.
Так, объекты по использованию отходов, введенные в эксплуатацию, подлежат регистрации в реестре объектов по использованию отходов, а объекты обезвреживания отходов – учету в реестре объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов согласно требованиям соответствующих положений, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104 "О некоторых вопросах в области обращения с отходами". Использование же отходов 1–3-го классов опасности, обезвреживание отходов (вне зависимости от класса опасности) являются лицензируемыми Минприроды видами деятельности на основании требований Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450. Наличие (для лицензируемых видов деятельности) лицензии, зарегистрированного объекта по использованию отходов, учтенного объекта обезвреживания отходов у организации, в адрес которой отчуждаются собираемые отходы товаров и тары, или у организации при самостоятельном использовании (обезвреживании отходов) свидетельствует о наличии возможности использования и (или) обезвреживания данных отходов на территории Республики Беларусь на законных основаниях.
При организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары необходимо учитывать требования природоохранного законодательства
Требования к порядку сбора отходов товаров и тары установлены Инструкцией № 39. В частности, в ней определены способы сбора отходов, требования к способам сбора и т.п., а также обобщенные требования к порядку использования и (или) обезвреживания отходов товаров и тары.
При осуществлении сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары организации должны учитывать помимо Инструкции № 39 требования природоохранного законодательства: например, положения технических нормативных правовых актов (ТКП 17.11-05-2012 (02120) "Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с отработанными нефтепродуктами", в котором установлены требования к порядку сбора, хранения, удаления отработанных масел), специального законодательства (требования законодательства об обращении с отходами, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни при осуществлении сбора отходов бытовой техники; ст. 25 Закона № 271-З о допустимости хранения отходов только в санкционированных местах хранения) и т.д.
Для включения в реестр организация должна представить оператору письмо
Третьим условием получения компенсации является регистрация претендующего на нее юридического лица (индивидуального предпринимателя) в Реестре организаций, осуществляющих сбор (заготовку), сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию вторичных материальных ресурсов. Для этого в адрес оператора необходимо направить письмо с просьбой о регистрации в реестре.
Форма реестра утверждена постановлением Минжилкомхоза РБ от 14.08.2012 № 16. Направляемое в адрес оператора письмо должно содержать информацию, предусмотренную формой реестра, а именно:
– наименование юридического лица (индивидуального предпринимателя);
– реквизиты документа о государственной регистрации;
– юридический адрес, телефон;
– место нахождения юридического лица, телефон;
- виды собираемых (заготавливаемых), сортируемых, подготавливаемых к обезвреживанию и (или) использованию вторичных материальных ресурсов (собственно, виды отходов товаров и тары);
– имеющиеся элементы собственной системы сбора (заготовки), сортировки, подготовки вторичных материальных ресурсов (а именно стационарные и передвижные приемные пункты, контейнеры для раздельного сбора отходов потребления, сортировочные линии (станции), с указанием количества единиц данных элементов).
Организация для получения компенсации должна представить оператору определенный перечень документов
Отчетным периодом для получения компенсации является квартал. Заинтересованной организации необходимо представить в адрес оператора не позднее 10-го числа месяца, идущего за отчетным кварталом, следующий пакет документов:
1) заявление по форме согласно приложению 1 к Инструкции о порядке компенсации;
2) опись товарно-транспортных накладных на передачу юридическим лицом отходов товаров и тары для их дальнейшего обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь отдельно по каждому виду отходов с указанием дат и номеров товарно-транспортных накладных, грузополучателей и количества переданных по ним отходов (тонн, единиц);
3) заверенные печатью юридического лица копии товарно-транспортных накладных на передачу отходов товаров и тары для их дальнейшего обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь.
Вместо этого необходимо представить данные производственного учета получателя о сборе (заготовке) и поступлении отходов товаров и тары за отчетный квартал;
5) расчет суммы средств, выделяемых на компенсацию расходов по сбору (заготовке) отходов товаров и тары, по форме согласно приложению 2 к Инструкции о порядке компенсации.
Рассмотрим пример заполнения данного расчета.
Расчет суммы средств, выделяемых на компенсацию расходов по сбору (заготовке) отходов товаров и тары
Для расчета суммы средств, выделяемых на компенсацию расходов по сбору (заготовке) отходов товаров и тары, следует применять размеры средств на компенсацию расходов по сбору (заготовке) отходов товаров и тары на 1 т (единицу).
Такие размеры установлены подп. 1.2 п. 1 постановления Совета Министров РБ от 04.06.2013 № 451 и составляют:
– для отходов шин, покрышек, камер резиновых – 280 000 руб. за тонну;
– отработанных элементов питания – 75 000 руб. за килограмм;
– отходов сложной бытовой техники – 2 600 000 руб. за тонну;
– отработанных масел – 300 000 руб. за тонну;
– отработанных ртутьсодержащих ламп, термометров – 9 000 руб. за штуку;
– отходов бумаги и картона – 400 000 руб. за тонну;
– отходов стекла – 700 000 руб. за тонну;
– отходов пластмасс – 450 000 руб. за тонну.
Практика применения норм Инструкции о порядке компенсации
Рассмотрим некоторые ситуации, связанные с получением компенсации:
Юридическое лицо осуществляет сбор отходов батареек от населения.
На сегодняшний день в Республике Беларусь отсутствуют зарегистрированные объекты по использованию отходов батареек или учтенные объекты их обезвреживания. Соответственно расходы по их сбору исходя из рассмотренных и действующих на данный момент требований и условий не могут быть компенсированы.
Юридическое лицо осуществляет сбор от населения отходов ламп. В процессе сбора, хранения и перевозки образуется бой данных ламп (отходов), который отчуждается с целью обезвреживания в адрес ООО "Поступ".
Размеры компенсации расходов по сбору (заготовке) отходов ламп установлены за 1 штуку данных отходов. Поскольку бой ламп передается на обезвреживание с указанием в товаросопроводительных документах единиц массы, то не представляется возможным рассчитать сумму средств, выделяемых на компенсацию расходов по сбору (заготовке) рассматриваемого вида отходов.
Юридическое лицо осуществляет сбор от населения отходов тары на основе пластмасс, которые передаются организации, осуществляющей их сортировку, прессование и реализацию за рубеж.
Определения понятий "использование отходов" и "обезвреживание отходов" приведены в ст. 1 Закона № 271-З. Сортировка и прессование отходов не подпадают под эти определения. Соответственно данные виды деятельности не являются использованием или обезвреживанием отходов, и расходы по сбору отходов, переданных на сортировку, прессование и вывоз за рубеж не подлежат компенсации.
Ситуация 4
Юридическое лицо осуществляет сбор изношенных шин от станций технического обслуживания и подобных организаций, оказывающих услуги населению по замене шин и предоставляющих возможность населению размещения заменяемых изношенных шин на специально отведенной площадке для сбора данных отходов на территории СТО. Изношенные шины после накопления определенного количества вывозятся юридическим лицом и передаются на использование в адрес ОАО "Красносельскстройматериалы".
Подлежат ли компенсации расходы юридического лица по сбору изношенных шин в данной ситуации?
Расходы юридического лица по сбору изношенных шин в приведенной ситуации компенсации не подлежат, так как фактически сбор отходов (изношенных шин) от населения осуществляет собственник площадки, на которой население размещает изношенные шины. Юридическое лицо в данном случае осуществляет приемку отходов от сторонней организации с целью вывоза на использование.