Является ли нарушением законодательства изменение формы установленного документа при сохранении его содержания и указании всех необходимых данных?
Специалист районной ИМНС г. Минска:
– Считаем, что в данном случае нужно говорить о нарушении правил ведения бухгалтерского учета.
Специалисты КГК:
– Если данные, приведенные в документах, не соответствуют действительности, наступают негативные последствия для организаций. Что же касается форм документов, то их желательно все же соблюдать, особенно в тех случаях, когда об этом говорится в законодательстве.
– Если в документообороте предприятия отсутствует требуемая форма, существующая и установленная государством для применения, налицо нарушение законодательства.
Алексей Петрович, юрист:
– Следует различать несоблюдение формы первичного документа и невыполнение требований закона, когда в документе не указываются определенные сведения. В последнем случае ответственность наступает, если в первичном документе не указаны сведения, перечисленные в Указе № 114.
Что касается формы документа, то законодательство не предусматривает последствий ее несоблюдения. С юридической точки зрения, несоблюдение формы не является нарушением порядка составления (оформления) первичных учетных документов. Не является такое нарушение и основанием для того, чтобы не отражать хозяйственную операцию в бухучете, а также чтобы не учитывать результаты операции (выручку, затраты и т.п.) при налогообложении прибыли.
Последствия могут возникать только в части налоговых вычетов НДС, так как Налоговым кодексом прямо предусмотрено, что вычеты производятся на основании первичных учетных документов установленной формы. Хотя и с таким подходом нельзя полностью согласиться: в данном случае форма влияет на содержание операции, что неприемлемо и противоречит принципам налогообложения.
Несоблюдение формы документа может повлечь определенную ответственность, например, в виде штрафа. Отсутствие в белорусском законодательстве такой ответственности не должно рассматриваться как основание для того, чтобы отрицать реально имевшие место факты и не признавать наличие тех или иных операций, которые имели место.
Нина Ивановна, бухгалтер с 30-летним стажем:
– Безусловно, типовые формы должны быть и их следует применять. Однако, по-моему мнению, гораздо важнее "наполнить" любой документ нужной информацией, которая поможет и верно отразить операцию в бухучете, и верно посчитать налоги. Ведь иногда требуется заполнить много ненужных форм для того, чтобы получить одну цифру, важную для проверяющих органов.