__________________________
* См.: Гл. бухгалтер. – 2014. – № 9. – С. 18–22.
Какие организации не имеют права на компенсацию
1 августа 2012 г. Указ Президента РБ от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее – Указ № 313) установил:
1) обязанность по обеспечению сбора отходов, образующихся после утраты потребительских свойств данных товаров и тары, – для производителей и поставщиков определенных видов товаров и тары.
Одним из путей выполнения такой обязанности является внесение на текущий (расчетный) счет государственного учреждения "Оператор вторичных материальных ресурсов" (далее – оператор) платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары (далее – плата).
Справочно: размеры платы, вносимой производителями и поставщиками на текущий (расчетный) счет оператора за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары, установлены постановлением Совета Министров РБ от 31.07.2012 № 708 (далее – постановление № 708);
2) направления расходования поступающих оператору в виде платы средств, в т.ч. в виде компенсации юридическим лицам расходов по сбору отходов товаров и тары при условии их дальнейшего обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь (далее – компенсация).
Компенсацию не вправе получить организации, получившие отходы производства от субъектов хозяйствования, у которых эти отходы образовались в результате производственной деятельности.
Справочно: на 2013 г. размеры компенсации, а также размеры и направления расходования средств, поступающих на текущий (расчетный) счет оператора от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, названных в подп. 1.2 п. 1 Указа № 313, определены постановлением Совета Министров РБ от 04.06.2013 № 451 (далее – постановление № 451).
С 1 января 2014 г. размеры компенсаций, направляемых организациям, осуществляющим сбор отходов потребления, увеличены
С 1 января т.г. установлены новые размеры и направления расходования средств, поступающих на текущий (расчетный) счет оператора*, а также дифференцированные размеры компенсации за сбор отдельных видов отходов**.
__________________________
* Приложение к постановлению Совета Министров РБ от 17.02.2014 № 135 "Об установлении на 2014 год размеров и направлений расходования средств, поступающих от производителей и поставщиков товаров и тары, размеров компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору отходов товаров и тары и внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2012 г. № 708" (далее – постановление № 135). Постановление № 135 вступило в силу 23 февраля 2014 г. Однако его действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января т.г.
** Утверждены подп. 1.2 п. 1 постановления № 135.
Сравним ранее действовавшие и вновь установленные размеры компенсации (см. табл. 1).
__________________________
* Размеры компенсации, установленные подп. 1.2 п. 1 постановления № 451.
** Размеры компенсации, установленные подп. 1.2 п. 1 постановления № 135.
Как видим, увеличены размеры компенсации в отношении отработанных ртутьсодержащих ламп и термометров, отходов шин, покрышек, камер резиновых, отходов бумаги и картона.
Дифференцированный размер компенсации зависит от вида отхода, условий его сбора, использования (переработки) или обезвреживания и т.п. Так, были выделены стеклобой смешанный и стеклобой сортированный, из отходов пластмасс – ПЭТ-бутылки, а отходы бытовой техники и оргтехники разделены на крупно-, средне- и мелкогабаритные.
Рассмотрим подробнее отходы бытовой техники и оргтехники.
Так, к отходам крупногабаритной техники относят отходы холодильников, морозильников, стиральных, посудомоечных и сушильных машин, плит газовых и электрических, среднегабаритной – отходы телевизоров, мониторов, системных блоков компьютеров, принтеров, копировальных машин, сканеров, ноутбуков, магнитофонов, кондиционеров, вентиляторов, СВЧ-печей, обогревателей, пылесосов, пишущих машинок, швейных машин, мелкогабаритной – отходы техники, не относящиеся к отходам крупногабаритной и среднегабаритной техники.
Справочно: порядок компенсации утвержден постановлением Минжилкомхоза РБ от 14.08.2012 № 16 (далее – постановление № 16).
Приведем пример расчета суммы средств, выделяемых на компенсацию расходов по сбору (заготовке) отработанных масел согласно постановлению № 16.
Пример 1
Специализированная организация в отчетном квартале собрала от населения 9,5 т отходов крупногабаритной техники и 1,7 т отходов среднегабаритной техники, относящихся по происхождению к отходам потребления.
Размер средств на компенсацию расходов по сбору (заготовке) данных отходов на 1 т определен в приложении к постановлению № 135. Он составляет 2 900 и 4 000 тыс. руб. соответственно.
Так как размеры установлены за 1 т отходов, определим сумму средств, выделяемых на компенсацию указанной заготовительной организации за отчетный квартал, в отношении всего объема отходов, полученных в этом квартале.
Она составит 34 350 тыс. руб. (9,5 × 2 900 тыс. руб. + 1,7 × 4 000 тыс. руб.).
Важно! Пакет документов для получения компенсации необходимо представлять в адрес оператора не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 3 постановления № 16).
С 1 января 2014 г. размеры платы, перечисляемой оператору, увеличены
Важным нововведением стало также изменение размеров платы (п. 2 постановления № 135).
Так, за товары:
– соответствующие кодам ТН ВЭД ТС 4819 10 000 0–4819 40 000 0 (тара на основе бумаги и картона), размер платы составляет 200 000 руб. за 1 тыс. м2 и 700 000 руб. за 1 т;
– соответствующие кодам ТН ВЭД ТС 7010 10 000 0, 7010 90 (стеклянная тара), – 1 700 руб. за 1 условный литр и 1 800 000 руб. за 1 т;
– соответствующие кодам ТН ВЭД ТС 3923 10 000 0–3923 30 (тара из пластмасс), – 1 000 000 руб. за 1 т.
Сравним ранее действовавшие и вновь установленные размеры компенсации (см. табл. 2):
Приведем пример расчета суммы платы, вносимой при ввозе потребительских товаров, упакованных в тару на основе бумаги и картона, а также в тару на основе пластмассы, согласно новым размерам платы.
Пример 2
Организация, имеющая договор с оператором, в отчетном квартале ввезла для реализации населению 970 ед. товара, каждая из которых упакована в полиэтиленовый пакет, масса которого равна 15 г, и картонную коробку, масса которой – 65 г.
Указанный импортер (поставщик) должен самостоятельно исчислять размер платы, вносить ее на текущий (расчетный) счет оператора и представлять ему информацию о размере платы по форме согласно приложению 3 к Указу № 313.
Для того чтобы правильно рассчитать размер платы оператору, организации необходимо определить:
1) фактическую массу тары:
из пластмассы (15 × 970 / 1 000 000 = 0,015 т);
на основе картона (65 × 970 / 1 000 000 = 0,063 т);
2) размеры платы, установленные в 2014 г. в отношении указанных отходов (1 000 000 руб. и 700 000 руб. соответственно).
Таким образом, организация должна не позднее 22 апреля 2014 г. перечислить оператору 59 100 руб. (0,015 × 1 000 000 + 0,063 × 700 000) и представить указанную информацию.
Дата внесения платы оператору зависит от даты отгрузки товаров и тары
Производители и поставщик вносят плату на текущий (расчетный) счет оператора не позднее 22-го числа месяца, следующего за кварталом, на который приходятся:
1) по произведенным товарам, названным в приложении 1 к Указу № 313, – дата их отгрузки согласно оформленным документам;
2) по пластмассовой, стеклянной таре, таре на основе бумаги и картона, названной в приложении 1 к Указу № 313, произведенной для упаковки потребительских товаров непосредственно производителями этих товаров, – дата отгрузки потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона;
3) по ввозимым товарам, названным в приложении 1 к Указу № 313, а также ввозимым потребительским товарам, упакованным в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона, – дата выпуска таких товаров в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, свободной таможенной зоны, таможенного склада, свободного склада либо дата принятия на учет указанных товаров, таможенное декларирование и выпуск которых в соответствии с законодательством не производятся.
Учет платы, исчисленной, уплаченной и поступившей от производителей и поставщиков, осуществляет оператор (подп. 1.5 п. 1 Указа № 313).
Важно! В случае выявления факта невыполнения организацией предусмотренной Указом № 313 обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары, такая организация должна внести на текущий (расчетный) счет оператора в соответствии с Указом № 313 необходимую плату и пени за несвоевременное внесение платы в размере 0,1 % от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Кроме того, за указанное нарушение предусмотрена административная ответственность, определенная ч. 1 ст. 15.63 Кодекса РБ об административных правонарушениях. Она влечет наложение штрафа на юридическое лицо в 2-кратном размере платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары.
Рекомендация эксперта
Если производитель (поставщик) товаров и тары, указанных в приложении 1 к Указу № 313, излишне перечислил оператору денежные средства, то их можно вернуть или зачесть в счет предстоящих платежей. Для этого заинтересованная организация должна обратиться к оператору с письменным заявлением и указать в нем, что необходимо сделать с излишне уплаченной суммой: произвести возврат или зачесть в счет предстоящих платежей.