Формы контроля, применяемые должностными лицами ДГИТ
Формы государственного контроля (надзора) определены Указом № 510 [1]. Это:
– выборочные проверки;
– внеплановые проверки;
– мероприятия технического (технологического, поверочного) характера;
– меры профилактического и предупредительного характера.
Последние могут проводиться в виде:
– мониторинга, направления рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга;
– разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике;
– информирования субъектов о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок контролирующими (надзорными) органами (включая использование Интернета, средств массовой информации);
– проведения семинаров, круглых столов и др.
Названные формы контроля могут использовать только те контролирующие (надзорные) органы, которые включены в перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, утвержденный Указом № 510.
ДГИТ включен в этот перечень. Сфера его контрольной деятельности – осуществление надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда |*|.
Методы и способы, применяемые специалистами ДГИТ при проверках
Вопросы, проверка которых осуществляется контролирующим (надзорным) органом, должны соответствовать компетенции этого органа (п. 1 Указа № 510).
Компетенция ДГИТ определена Положением [2], ст. 40 Закона об охране труда [3].
Методы и способы осуществления ДГИТ надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда определены постановлением № 19 [4].
Для проверки соблюдения законодательства о труде и об охране труда государственные инспекторы ДГИТ вправе:
– свободно проходить на территорию, объекты и в помещения работодателя в порядке, установленном законодательством. Это возможно только при предъявлении служебного удостоверения (если организация не является режимным предприятием);
– знакомиться с документами, ведение которых предписано законодательством о труде и об охране труда, для проверки их соответствия законодательству, получать копии этих документов, если на это отсутствуют установленные законодательством ограничения;
– запрашивать у республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций информацию по вопросам, входящим в их компетенцию, в порядке, установленном законодательством;
– получать от работодателей и их уполномоченных должностных лиц необходимые документы, связанные с выплатой заработной платы.
Государственные инспекторы в ходе проверки могут также:
► получать письменные и устные объяснения (разъяснения) от представителей проверяемой организации, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки, и др.;
► изымать у проверяемой организации подлинники документов (иные носители информации), имеющие отношение к выявленным нарушениям, в т.ч. для проведения их экспертизы на подлинность, либо истребовать выписки из них или копии |*|.
* О том, можно ли произвести доплату до минимальной заработной платы внешнему совместителю
Важно! Подлинники документов могут изыматься на срок, не превышающий срок проведения проверки. Исключение – случаи передачи подлинников документов (иных носителей информации) в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении;
– устанавливать факт нарушения нанимателем законодательства о труде и об охране труда, коллективного договора (соглашения) или трудового договора (контракта), дающего право работнику требовать досрочного расторжения трудового договора (контракта);
– расследовать в установленном законодательством порядке несчастные случаи на производстве, принимать участие в расследовании профессиональных заболеваний;
– составлять протоколы по делам об административных правонарушениях и т.д. (п. 9 Положения).
При осуществлении выборочных и внеплановых проверок соблюдения законодательства о труде и об охране труда применяются чек-листы.
Чек-листы представляют собой контрольные списки вопросов, которые заполняются обеими сторонами проверки (проверяющими, представителями надзорного органа и представителями проверяемого субъекта), сформированы со ссылкой на структурные элементы нормативных правовых актов, в т.ч. технических актов, предусматривают однозначные ответы («да», «нет», «не требуется»).
Справочно: контрольный список вопросов располагается в свободном доступе на сайте ДГИТ.
Отметим, что назначение и проведение выборочных проверок требуют предварительного уведомления проверяемого субъекта о ее проведении. Что же касается внеплановых проверок, то законодательно не закреплена обязанность ДГИТ уведомлять о ее назначении и проведении.
Совет эксперта
В случаях, когда организация знает о дате начала проверки, рекомендуем руководителю такой организации провести собрание с трудовым коллективом, распределить обязанности, проинструктировать работников, как себя вести во время проверки.
При отсутствии времени на организацию и проведение общего собрания с коллективом можно организовать совещание с руководителями структурных подразделений, чтобы в дальнейшем они довели до сведения подчиненных информацию о назначении и проведении контрольными (надзорными) органами проверки.
Если известен предмет проверки, не лишним будет заблаговременное изучение документов организации, которые могут потребовать при проверке, с целью обнаружения в них ошибок, опечаток, которые могут значительно изменить ход проверки. По возможности документы можно откорректировать, прекратить продолжение противоправного деяния. И сделать это следует до начала проведения проверки, так как добровольное исполнение обязанности, за неисполнение которой может быть наложено административное взыскание, является смягчающим обстоятельством.
Важно! Не подделывайте документы, чтобы исправить в них ошибки! Вся документация в организациях взаимосвязана между собой, а также с действиями должностных лиц. Нестыковки при подмене документов будут очевидны |*|.
* Как не ошибиться в расчете заработной платы в отдельных ситуациях
Нарушения, выявляемые специалистами ДГИТ
В ходе проверок, проводимых специалистами ДГИТ, изучаются вопросы своевременности и полноты выплаты заработной платы, среднего заработка за время трудового отпуска, окончательного расчета, выплаты компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, а также вопросы удержаний из сумм, причитающихся работникам.
Нарушения законодательства о труде при начислении выплат и удержании из сумм, причитающихся работникам, выявляются практически при каждой проверке.
Причиной таких нарушений являются не только тяжелое финансовое положение организаций, но и действия конкретных работников, приведшие к указанным нарушениям.
Так, довольно часто при проведении проверок обнаруживаются несвоевременная выплата заработной платы, а также нарушение периодичности ее выплаты.
Пример 1
Нарушен срок выплаты заработной платы
Трудовыми договорами, заключенными с работниками, установлен срок выплаты заработной платы – не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.
Проверкой установлено, что фактически выплаты производились: за январь 2019 г. – 20.02.2019; за февраль 2019 г. – 20.03.2019; за март 2019 г. – 19.04.2019; за апрель 2019 г. – 20.05.2019; за май 2019 г. – 20.05.2019; за июнь 2019 г. – 19.07.2019; за июль 2019 г. – 19.08.2019; за август 2019 г. – 20.09.2019; за сентябрь 2019 г. – 18.10.2019.
Тем самым организация нарушила требования п. 4 Декрета № 29 [5] и ст. 73 ТК [6]: не соблюла сроки выплаты заработной платы, установленные коллективным договором.
Нарушение нанимателем (уполномоченным должностным лицом нанимателя) порядка и сроков выплаты заработной платы влечет штраф в размере от 4 до 20 базовых величин, а на юридическое лицо – до 100 базовых величин (ч. 1 ст. ст. 9.19 КоАП [7]).
Кроме того, организации было предложено изменить периодичность выплаты заработной платы, поскольку условие договора о выплате заработной платы реже 2 раз в месяц ухудшает правовое положение работников по сравнению с законодательством о труде (часть вторая ст. 7, ст. 73, часть вторая ст. 194 ТК).
От редакции
Выплата заработной платы должна производиться регулярно в дни, определенные коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), но не реже:
– 1 раза в месяц (п. 4 Декрета № 29).
Выплата заработной платы не реже 1 раза в месяц применяется при контрактной форме найма;
– 2 раз в месяц (ст. 73 ТК ). С 28 января 2020 г. данная статья начнет действовать в редакции Закона Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З (см. таблицу):
Пример 2
Неверный учет фактически отработанного времени
В ходе проверки ЧУП «П» было установлено, что отдельным работникам несвоевременно (не в сроки, установленные контрактами) и не в полном размере была выплачена заработная плата.
Данные нарушения выявлены при проверке документов по учету рабочего времени. Причиной тому стали неначисление и невыплата доплат за работу в ночное время, выходные и праздничные дни, а также неверный учет фактически отработанного времени.
Тем самым организация нарушила требования п. 4 ст. 55, ст. 69 и 70 ТК, п. 4 Декрета № 29 |*|.
Пример 3
Не оплачена работа в выходные дни
При проведении проверки соблюдения законодательства о труде, изучении документов, представленных нанимателем, было установлено, что работники привлекались к работе в свои выходные дни (выходные дни, определенные графиком работ). При этом приказы о привлечении работников к работе в выходные дни не издавались, оплата за фактически отработанное время в выходные дни (доплата за работу в выходные дни) не производилась. Согласие на предоставление других дней отдыха работниками не выражалось. Предоставление других дней отдыха из документов учета фактически отработанного времени не установлено.
Таким образом, оплата труда работников не была произведена своевременно и в полном размере, чем нарушены требования п. 4 ст. 55, ст. 69, ст. 70 ТК, п. 4 Декрета № 29.
(Окончание следует.)