– Знаем, что на практике есть вопросы и проблемы с таким распределением. Поэтому, немного забегая вперед, скажу: в проекте изменений в НК на 2012 г. предусмотрено убрать данную норму (обязанность) по распределению в торговле транспортных расходов и процентов по кредиту. Ну а в 2011 г., если по данным бухгалтерского учета распределение ежемесячное, то для налогового учета эти промежуточные расчеты просто "пропадают", а значит, для налогового учета необходимо сделать корректировку в конце года. Понимаем, что трудоемко… Но, опять подчеркну, все учтем в законодательстве на следующий год.
Специалист ИМНС:
– Налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль составляют по итогам года с нарастающим итогом и на основании данных бухгалтерского учета. Поэтому для налогового учета годовая сумма издержек обращения будет определена путем сложения ежемесячно рассчитанных сумм издержек в бухгалтерском учете.
Специалист Минфина:
– На сегодняшний день в законодательстве, регулирующем нормы бухгалтерского учета, отсутствует требование по распределению транспортных расходов и процентов по кредиту на фактически реализованные товары и на остаток товаров. Такое распределение носит только рекомендательный характер в Методических указаниях по составу и учету издержек обращения (производства), финансовых результатов деятельности организаций торговли и общественного питания, утвержденных приказом Минторга РБ от 20.09.2002 № 86. А если жесткое требование отсутствует, то организации могут в учетной политике по бухгалтерскому учету отразить методику списания на издержки обращения расходов, подлежащих распределению, и соответственно указать и период распределения (месяц, квартал или год). А для налогового учета, наверное, распределение должно быть только на конец года с учетом остатка товара на конец года и в распределении будут участвовать все понесенные в течение года расходы.
Ирина Ивановна, аудитор:
– Думаю, если один мой клиент сделает ежемесячное распределение в бухгалтерском учете, а для налогового учета примет показатель с нарастающим итогом (т.е. будет суммировать за 12 месяцев расходы, списанные на издержки), а второй клиент сделает распределение как в бухгалтерском, так и в налоговом учете только в конце года с учетом остатка товара на конец года и понесенных в течение года расходов, то при проверке в случае прецедента позиции обоих клиентов я смогу отстоять. Однако консультации я даю о применении второго метода, который четко соответствует НК.