Перечень первичных учетных документов, утверждаемых уполномоченными государственными органами, сокращен
Было установлено, что формы первичных учетных документов, включенных в перечень, утвержденный Советом Министров РБ, утверждают уполномоченные государственные органы, определенные в данном перечне (подп. 1.2 п. 1 Указа Президента РБ от 15.03.2011 № 114 "О некоторых вопросах применения первичных учетных документов", далее – Указ).
Формы первичных учетных документов, не указанных в подп. 1.2 п. 1 Указа, могут быть утверждены руководителем организации либо республиканскими органами государственного управления по согласованию с Минфином РБ (подп. 1.3 п. 1 Указа). При этом организация вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами государственного управления.
В утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 24.03.2011 № 360 в соответствии с Указом перечне первичных учетных документов приведено лишь 8 форм таких документов:
– товарно-транспортная накладная;
– товарная накладная;
– приходный кассовый ордер;
– расходный кассовый ордер;
– акт о приеме-передаче основных средств;
– акт о приеме-передаче нематериальных активов;
– акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ;
– акт о передаче не завершенного строительством объекта.
Перечисленные формы первичных учетных документов обязательны для применения всеми субъектами хозяйствования. Формы любых других первичных учетных документов могут быть разработаны организациями самостоятельно. Отсутствие форм первичных учетных документов в указанном выше перечне вовсе не говорит о том, что их можно не составлять вообще, поскольку каждая хозяйственная операция, как и прежде, подлежит оформлению первичным учетным документом (подп. 1.1 п. 1 Указа).
При разработке форм первичных учетных документов необходимо учитывать положения Указа и Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее – Закон).
Первичный учетный документ – это документ, подтверждающий факт совершения хозяйственной операции, составленный в момент ее совершения или непосредственно после ее совершения и предназначенный для отражения результата хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета (ст. 2 Закона).
Реквизиты, которые должны содержать первичные учетные документы, уточнены
Перечень реквизитов, которые должны были ранее содержать первичные учетные документы, приведен в ст. 9 Закона. Указ внес изменения в этот перечень. Рассмотрим их в таблице.
По сравнению с положениями Закона Указ изменил перечень обязательных реквизитов первичных учетных документов: теперь в них можно не указывать место составления. Но основное и самое значительное нововведение даже не в этом, а в том, что Указ конкретизировал, что такие реквизиты являются существенными, а все остальные носят второстепенный характер.
Административное наказание за неточное заполнение необязательных реквизитов не подлежит применению
Не является нарушением порядка составления (оформления) первичных учетных документов, предусмотренным Кодексом РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП), неуказание (недостоверность) в них сведений, не установленных в части первой подп. 1.4 п. 1 Указа (см. таблицу) (подп. 1.5 п. 1 Указа).
Иными словами, в случае неверного оформления первичного учетного документа ответственность может наступать только в том случае, если в нем не даны или неверно даны сведения, описанные в подп. 1.4 п. 1 Указа. Ошибки, связанные с заполнением любых иных сведений, не могут быть квалифицированы как нарушение ст. 23.17 КоАП.
Справочно: неуказание в товарных, товарно-транспортных накладных, платежных инструкциях и других первичных учетных документах сведений, предусмотренных законодательством, и (или) указание в них недостоверных сведений влекут наложение штрафа на юридическое лицо в размере до 5 % суммы денежной оценки хозяйственной операции, указанной в этих документах (ст. 23.17 КоАП).
Ответственность, предусмотренная ст. 23.17 КоАП, довольно серьезная, последствия ее применения также могут быть очень серьезными. В то же время основания для ее применения до принятия Указа могли быть очень несущественными. Например, ранее неверное указание или отсутствие в товарно-транспортной накладной адреса компании, информации о банковских реквизитах, каких-либо сведений в транспортнойее части (способ погрузки, время простоя автомобиля и т.д.) могло стать причиной применения ответственности по ст. 23.17 КоАП.
Применяемые в таком случае санкции зачастую не соответствовали тяжести совершенного правонарушения. Нельзя не согласиться с тем, что отсутствие в первичном учетном документе или неверное указание информации, не имеющей прямого отношения к ведению учета, но обязательной для включения в него, является нарушением правил оформления такого документа, но не должно влечь применения указанной выше ответственности, так как при этом нарушаются основные принципы административной ответственности (принцип законности, справедливости и гуманизма). Так, никак нельзя согласиться с тем, что является справедливым административный штраф в размере 10 млн. руб. за неправильное указание в накладной способа погрузки товара стоимостью 200 млн. руб.
Положения принятого Указа в определенной степени устраняют проблему, но не решают ее окончательно, так как, по мнению автора, несовершенством страдает сам состав правонарушения, предусмотренного ст. 23.17 КоАП. Хотя нельзя не признать, что с принятием Указа сделан большой шаг в сторону исключения применения необоснованной ответственности на основании ст. 23.17 КоАП.
Указ вступил в силу с 1 апреля 2011 г. При этом часть первая подп. 1.5 п. 1 Указа действует до вступления в силу закона РБ о внесении соответствующих изменений в КоАП.
Положения Указа имеют обратную силу, т.е. распространяют свое действие на прошлый период.
Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, т.е. не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусмотрено, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу (ст. 67 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь").
С учетом указанного произошедшие изменения распространяют свое действие на прошлое время и административная ответственность не подлежит применению, в т.ч. за нарушения, допущенные до вступления в силу Указа.
Обеспечение приостановления привлечения к административной ответственности, предусмотренной в ст. 23.17 КоАП, ранее было установлено в подп. 5.6 п. 5 Директивы Президента РБ от 31.12.2010 № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь". Так, в Директиве сказано, что должно быть обеспечено приостановление привлечения к административной ответственности, предусмотренной в ст. 23.17 КоАП, за нарушение порядка составления (оформления) товарных, товарно-транспортных накладных, платежных инструкций идругих первичных учетных документов до вступления в силу закона о внесении соответствующих изменений в КоАП и Процессуально-исполнительный кодекс РБ об административных правонарушениях.