Положением о порядке уплаты страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 10.10.2003 № 1297 (с учетом изменений, внесенных постановлением № 157), установлено, что указанную задолженность страховщик может принудительно взыскать только в судебном порядке.
Технология взыскания задолженности
Рассмотрим технологию взыскания Белгосстрахом задолженности страхователей по обязательному страхованию подробно.
Напомним, что указанная задолженность возникает у страхователей при неисполнении ими своих обязанностей по своевременной и полной уплате страховых взносов по данному виду обязательного страхования, а также штрафов и пеней за ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей (начисляют в соответствии с пп. 245, 246 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530 (далее – Положение о страховой деятельности)).
Белгосстрах взыскивает рассматриваемую задолженность в общем порядке с применением норм гражданского процессуального и хозяйственного процессуального законодательства в зависимости от подведомственности того или иного спора.
Технология взыскания предполагает 3 этапа:
1) меры по побуждению страхователя к погашению образовавшейся задолженности в добровольном порядке (напоминание о наличии просроченной задолженности при приеме отчетности, телефонные переговоры и т.п.);
2) претензионный порядок взыскания.
Прежде чем взыскивать задолженность в судебном порядке в соответствии с требованиями процессуального законодательства, должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования спора (ст. 6 Хозяйственного процессуального кодекса РБ (далее – ХПК)).
Досудебный порядок урегулирования спора по взысканию задолженности по обязательному страхованию установлен п. 2 ст. 10 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК). Он предусматривает, что до обращения в суд с иском по спорам, возникающим между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, обязательным является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора), если иное не установлено ГК, иными законодательными актами или договором. Порядок предъявления претензии устанавливается законодательством или договором.
Претензию страхователю направляет обособленное подразделение Белгосстраха по месту его регистрации заказной корреспонденцией с обратным уведомлением или вручает под роспись.
Страхователь-должник в месячный срок со дня получения претензии должен письменно уведомить обособленное подразделение Белгосстраха о результатах ее рассмотрения. Ответ на претензию также нужно направить заказной корреспонденцией с обратным уведомлением или вручить под роспись.
При частичном или полном отклонении претензии к ответу необходимо приложить копии документов, обосновывающие ее отклонение;
3) судебный порядок взыскания.
При полном или частичном отклонении страхователем претензии или при неполучении от страхователя ответа на претензию в месячный срок со дня ее получения страхователем обособленное подразделение Белгосстраха готовит исковое заявление (гл. 18 ХПК) либо заявление о возбуждении приказного производства в хозяйственный суд (гл. 24 ХПК).
В исковом заявлении, предъявляемом юридическому лицу, может содержаться ходатайство об обеспечении иска, а также определены меры по его обеспечению (ст. 114, 116 ХПК).
В состав цены иска наряду с задолженностью включаются также и проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 366 ГК).
Исполнение постановлений суда о взыскании задолженности производится на основании выданного судом определения о судебном приказе, приказа, исполнительного листа, решения в соответствии с требованиями ХПК, иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок исполнения судебных постановлений.
Установление задолженности
Задолженность обособленное подразделение Белгосстраха устанавливает на основании данных государственной статистической отчетности по форме 4-страхование (Белгосстрах) "Отчет о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", утвержденной постановлением Белстата от 13.09.2011 № 258 (далее – отчетность 4-страхование), или по результатам проверки страхователя.
Рассмотрим технологию взыскания задолженности страхователей на примерах.
Пример 1
В течение II полугодия 2011 г. организацией допускалась неполная уплата страховых взносов. В результате этого по состоянию на 1 января 2012 г. у нее образовалась просроченная задолженность в размере 3 млн. руб. Эта задолженность отражена по стр. 33 "Просроченная задолженность по страховым взносам" отчетности 4-страхование, представленной организацией посредством почтового отправления в адрес обособленного подразделения Белгосстраха 19 января 2012 г. По сроку уплаты страховых взносов за 4-й квартал 2011 г. – 25 января 2012 г. – организация перечислила обособленному подразделению Белгосстраха лишь сумму страховых взносов, начисленную ею за декабрь 2011 г. В телефонной беседе с главным бухгалтером организации, состоявшейся 27 января 2012 г., специалисты обособленного подразделения Белгосстраха обратили его внимание на наличие просроченной задолженности и необходимость ее погашения в добровольном порядке, поскольку в противном случае ими будут предприняты меры по ее взысканию в судебном порядке. 3 февраля 2012 г. вся сумма просроченной задолженности в размере 3 млн. руб. перечислена организацией на расчетный счет обособленного подразделения Белгосстраха, о чем последнее было оперативно уведомлено (отправлена копия платежной инструкции факсимильной связью).
Пример 2
Возьмем условия примера 1 и предположим, что по результатам телефонной беседы просроченную задолженность организация в добровольном порядке не погасила.
8 февраля 2012 г. обособленным подразделением Белгосстраха в адрес организации почтой направлена претензия с требованием погасить образовавшуюся задолженность в добровольном порядке. Претензия получена организацией 10 февраля, что указано в обратном почтовом уведомлении, полученном обособленным подразделением Белгосстраха 14 февраля. По результатам рассмотрения претензии 17 февраля организация в адрес обособленного подразделения Белгосстраха направила ответ на претензию, в котором выражено согласие погасить всю сумму просроченной задолженности в течение 2 недель. Ответ на претензию получен обособленным подразделением Белгосстраха 21 февраля. 28 февраля вся сумма просроченной задолженности в размере 3 млн. руб. перечислена организацией на расчетный счет обособленного подразделения Белгосстраха.
Пример 3
Базируясь на условиях примера 2, предположим, что полученная от обособленного подразделения Белгосстраха претензия оставлена организацией без рассмотрения. По состоянию на 12 марта 2012 г. (по истечении месяца со дня получения страхователем претензии) ответ организации на претензию обособленным подразделением Белгосстраха не получен. 22 марта обособленным подразделением Белгосстраха в установленном порядке в хозяйственный суд подано исковое заявление о взыскании со страхователя всей суммы просроченной задолженности, а также процентов за пользование чужими денежными средствами. По результатам судебного заседания хозяйственным судом вынесено решение от 26.04.2012 о взыскании с организации в пользу обособленного подразделения Белгосстраха всей суммы заявленного долга и процентов за пользование чужими денежными средствами. На основании постановления судебного исполнителя хозяйственного суда об обращении взыскания на денежные средства ответчика вся сумма задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами взысканы с расчетного счета организации в обслуживающем ее банке в пользу обособленного подразделения Белгосстраха в бесспорном порядке.
Пример 4
26 января 2012 г. организацией обособленному подразделению Белгосстраха по месту регистрации несвоевременно представлена отчетность 4-страхование за январь – декабрь 2011 г. В этот же день представителю организации вручен под роспись акт камеральной проверки своевременности представления отчетности. В нем указано на необходимость уплаты штрафа за несвоевременное представление отчетности в соответствии с частью второй п. 246 Положения. Размер штрафа составил 1,5 млн. руб. В акте проверки также указано, что данный акт следует рассматривать как претензию о необходимости уплаты предъявленного штрафа в порядке досудебного урегулирования спора. Акт оставлен организацией без рассмотрения. По истечении месяца со дня вручения представителю организации акта проверки под роспись обособленным подразделением Белгосстраха подано исковое заявление в хозяйственный суд. В итоге на основании постановления судебного исполнителя хозяйственного суда об обращении взыскания на денежные средства ответчика вся сумма штрафа взыскана с расчетного счета организации в обслуживающем ее банке в пользу обособленного подразделения Белгосстраха в бесспорном порядке.
Организация не может быть ликвидирована при наличии задолженности по обязательному страхованию
Из общего правила взыскания задолженности страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в претензионно-исковом порядке существуют исключения.
Так, задолженность по уплате страховых взносов, штрафов и пеней по данному виду страхования, устанавливаемая обособленными подразделениями Белгосстраха по результатам проверок страхователей, проводимых ими при ликвидации страхователей, взыскивается в рамках отдельных ликвидационных процедур, проводимых в порядке, установленном законодательством.
В данном случае применяется общий порядок предъявления и удовлетворения требования Белгосстраха как кредитора в рамках ликвидационных процедур, предусмотренных ст. 57–62 ГК. Особенности этого порядка определены постановлением Пленума ВХС РБ от 22.12.2006 № 18 "О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей".
Обособленное подразделение Белгосстраха обязано установить факт наличия либо отсутствия у ликвидируемого страхователя задолженности по обязательному страхованию и направить сведения о наличии либо отсутствии задолженности в регистрирующий орган (Положение о порядке ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение о ликвидации)).
Субъект хозяйствования, за которым числится задолженность по обязательному страхованию, не может быть исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до полного ее погашения (п. 16 Положения о ликвидации).
Пример 5
23 января 2012 г. обособленным подразделением Белгосстраха получено уведомление регистрирующего органа о начале процедуры ликвидации организации по решению ее собственника. 10 февраля 2012 г. обособленным подразделением Белгосстраха проведена проверка наличия у организации задолженности по обязательному страхованию. По результатам проверки установлено наличие числящейся за организацией просроченной задолженности по уплате страховых взносов в размере 1,2 млн. руб. Составлен акт проверки, один из экземпляров которого вручен представителю организации под роспись. 16 февраля 2012 г. обособленным подразделением Белгосстраха в адрес организации направлено требование кредитора на всю сумму задолженности по уплате страховых взносов для ее включения в реестр требований кредиторов ликвидируемой организации в установленном порядке. Требования в полной сумме включены в реестр. По истечении 30 рабочих дней со дня получения обособленным подразделением Белгосстраха уведомления регистрирующего органа о начале процедуры ликвидации организации задолженность не погашена. В связи с этим 2 марта 2012 г. обособленным подразделением Белгосстраха в адрес регистрирующего органа направлена справка о наличии у организации задолженности по обязательному страхованию. В рамках процедуры удовлетворения требований кредиторов задолженность организации перед обособленным подразделением Белгосстраха погашена в полной сумме 21 марта 2012 г., 23 марта 2012 г. обособленным подразделением Белгосстраха в адрес регистрирующего органа направлена повторная справка об отсутствии у организации задолженности по обязательному страхованию.
При неплатежеспособности плательщика сроки уплаты взносов могут быть изменены
В особом порядке взыскивается задолженность по обязательному страхованию также в рамках осуществления в отношении страхователей процедур экономической несостоятельности (банкротства) (Закон РБ от 18.07.2000 № 423-З "Об экономической несостоятельности (банкротстве)").
Просроченная задолженность по обязательному страхованию не подлежит взысканию со страхователя обособленным подразделением Белгосстраха в судебном порядке в течение всего срока действия соглашения об изменении срока уплаты просроченной задолженности по уплате страховых взносов, штрафов, пеней. Право на заключение такого соглашения предоставлено страхователям, в установленном порядке признанным неплатежеспособными (п. 244 Положения о страховой деятельности).
Указанное соглашение может быть заключено сроком до 2 лет с освобождением страхователя от начисления пеней при условии:
– неплатежеспособности страхователя;
– равномерного погашения им всей суммы образовавшейся задолженности;
– полной уплаты текущих страховых взносов.