Акционеры имеет право на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов. Такая норма установлена ст. 71 Закона РБ "О хозяйственных обществах" (далее – Закон).
На основании ст. 72 Закона акционерное общество вправе, за исключением случаев, установленных частью пятой ст. 72 Закона, распределять между акционерами часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей и покрытия убытков текущих периодов, образовавшихся по вине акционерного общества, посредством выплаты дивидендов.
Справочно: в части пятой ст. 72 Закона сказано, что акционерное общество не вправе принимать решения об объявлении и выплате дивидендов, а также выплачивать дивиденды, если:
– уставный фонд оплачен не полностью;
– стоимость чистых активов акционерного общества меньше суммы его уставного фонда и резервных фондов либо станет меньше их суммы в результате выплаты дивидендов;
– акционерное общество имеет устойчивый характер неплатежеспособности в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) или если указанный характер появится у этого общества в результате выплаты дивидендов;
– не завершен в соответствии со ст. 78 Закона выкуп акций акционерного общества по требованию его акционеров.
Напомним, что дивидендом признается любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения. Приведенная норма содержится в ст. 35 Налогового кодекса РБ.
Далее обратимся к нормам Указа Президента РБ от 28.12.2005 № 637 "О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития" (далее – Указ № 637). Абзацем третьим подп. 1.1 п. 1 Указа № 637 установлено следующее. Часть прибыли (дохода), подлежащая перечислению в республиканский, областные, Минский городской бюджеты, исчисляется в зависимости от уровня рентабельности хозяйственными обществами, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами, – по нормативам согласно приложению к Указу № 637 от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) пропорционально доле государства и административно-территориальных единиц в их уставных фондах.
Исключение из приведенного выше правила составляют унитарные предприятия, государственные объединения и хозяйственные общества, основными видами деятельности которых является производство сельскохозяйственной продукции. Для них подлежащая перечислению в бюджет часть прибыли исчисляется в размере 5 % независимо от уровня их рентабельности.
У организаций, акциями (долями) которых обладает Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, возникает вопрос опорядке распределения части прибыли, приходящейся на такие акции (доли): их распределять следует один раз в рамках Указа № 637, а второй – в порядке начисления дивидендов?
Прибыль акционерного общества в виде дивидендов может распределяться между акционерами только пропорционально количеству имеющихся у них акций. Исключение составляют случаи, установленные законодательством и (или) уставом, учредительными документами.
В доход республиканского бюджета поступают дивиденды, соответствующие государственному пакету акций, остальные участники получают дивиденды исходя из количества акций, указанных в реестре акционеров.
Указ № 637 имеет более высокую юридическую силу по отношению к другим законодательным актам, регулирующим аналогичные отношения. Такой вывод следует из требований ст. 10 Закона РБ"О нормативных правовых актах Республики Беларусь".
Пунктом 4 Указа № 637 Совету Министров РБ было предписано определить порядок исчисления, отражения в бухгалтерском учете, перечисления, возврата (зачета) излишне перечисленной (взысканной) части прибыли (дохода), предусмотренной в п. 1 Указа № 637, контроля за своевременностью и полнотой ее перечисления в бюджет.
Минфином РБ по согласованию с Минэкономики РБ утверждена Инструкция о порядке исчисления, отражения в бухгалтерском учете, перечисления, возврата (зачета) излишне перечисленной (взысканной) части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, и доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ (постановление Минфина РБ от 10.01.2006 № 2, далее – Инструкция).
Инструкция конкретизировала механизм исчисления и перечисления доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ, который не противоречит императивным нормам Указа № 637.
Так, частью второй п. 2 Инструкции установлено, что часть дохода, исчисляемая в соответствии с Указом № 637, является минимальной обязательной частью дивидендов на доли государства и административно-территориальных единиц в их уставных фондах. Хозяйственным обществом может быть принято в установленном порядке решение об исчислении дивидендов в большем размере, чем предусмотрено Указом № 637.
Если собранием участников (учредителей) принято решение о выплате дивидендов из расчета на одну акцию (долю в уставном фонде) в размере, превышающем размер отчислений части прибыли в бюджет в соответствии с Указом № 637, то перечислению в бюджет подлежат дивиденды в размере, указанном в решении собрания (часть третья п. 2 Инструкции).