Аннулирование лицензии по решению лицензирующего органа
Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом № 450 (далее – Положение № 450), определен закрытый перечень оснований для аннулирования лицензии (п. 88 Положения № 450).
Термины "недостоверные", "необходимые (имеющих значение)" в Указе № 450 не раскрыты и в отличие от других законодательных актов не зависят от наличия прямого или косвенного умысла при представлении этих сведений. Иными словами, признак "заведомо" в данном случае не является обязательным элементом состава правонарушения, за которое установлена ответственность в виде аннулирования лицензии. При этом исходя из содержания Указа № 450 и Положения № 450 не требуется установления вины в представлении недостоверных сведений, необходимых (имеющих значение) для принятия решения о выдаче лицензии. Отметим, что подобная терминология используется и в Декрете № 17, и в утвержденном им Положении.
Вместе с тем на основании подп. 15.1 п. 15 Положения № 450 в самом заявлении о выдаче лицензии также указывается, что сведения, изложенные в этом заявлении и прилагаемых к нему документах, являются достоверными.
Таким образом, именно эти сведения могут быть недостоверными, если они необходимы и (или) имеют значение для принятия решения о выдаче лицензии.
Но факт представления недостоверных сведений, необходимых (имеющих значение) для принятия решения о выдаче, должен быть проверен, установлен и зафиксирован уполномоченными должностными лицами соответствующих государственных органов в определенном законодательными актами порядке. Например, в порядке, предусмотренном Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 510) и Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом № 510 (далее – Положение № 510), поскольку исходя из пп. 19, 21 Указа № 510, п. 84 Положения № 510, пп. 15 и 34 Перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом № 510, гл. 7 Положения № 450 действие этих норм распространяется и на лицензионный контроль, надзор.
В ином случае сведения о представлении недостоверных сведений не будут являться допустимым доказательством и, как следствие, основанием для аннулирования лицензии.
Пример 1
Одним из лицензионных требований и условий, предъявляемых к соискателю лицензии на основании п. 177 Положения, является:
– наличие в штате не менее 3 работников (технических руководителей, специалистов и рабочих).
Для торговли пожарной техникой (машинами и оборудованием), снаряжением, спасательными устройствами, огнетушителями, огнетушащими веществами и другими средствами противопожарной защиты – наличие не менее одного работника;
– наличие у работников необходимой в соответствии с законодательством для осуществления заявленной лицензируемой деятельности квалификации;
– наличие у работников, для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы, подготовки (повышения квалификации) с учетом профиля выполняемых работ и оценки знаний в установленном Министерством по чрезвычайным ситуациям порядке (при необходимости).
Для аннулирования лицензии по данным основаниям необходимо установить факты представления недостоверных сведений в нарушение вышеприведенных норм.
Такие факты, как правило, устанавливаются проверкой, производимой лицензирующим либо контролирующим (надзорным) органом. Так, проверкой может быть установлено, что именно при обращении за получением лицензии заявителем была представлена в лицензирующий орган недостоверная информация на работников соискателя лицензии, которые, например, фактически на данном предприятии не работали, а представленные на их имена документы о повышении квалификации фактически выданы другим гражданам.
При этом имеют значение показания свидетелей, данные личных дел, копии трудовых книжек работников, которые хотя и были оформлены на работу, однако фактически продолжали работать у другого субъекта хозяйствования.
Данные факты на практике наряду с материалами проверки могут быть подтверждены материалами уголовного дела, которые при принятии решения должны оцениваться в совокупности.
Все факты о нарушениях (в т.ч. документы, заверенные и представленные в ходе проверки, или возражения проверенного лицензиата) должны быть тщательно проверены до принятия решения об аннулировании лицензии.
Экспертное заключение также не является безусловным подтверждением достоверности либо недостоверности представленных сведений. Как правило, в договорах на оказание услуг по экспертной оценке экспертное учреждение обязуется определить технические, экономические и организационные возможности соискателя лицензии осуществлять виды деятельности, подлежащие лицензированию, и подготовить экспертное заключение о возможности выдачи лицензии. Обязанность проверки подлинности представленных документов в договорах обычно не предусматривается, поскольку договор о проведении экспертизы должен содержать сведения об объекте экспертизы, сроки ее проведения, смету расходов на проведение экспертизы, порядок оплаты экспертизы, ответственность сторон и другие условия по соглашению сторон (часть вторая п. 36 Положения № 450). Результаты экспертизы должны свидетельствовать о соответствии или несоответствии возможностей соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям (п. 38 Положения № 450).
Какие же сведения являются необходимыми (имеющими значение) для принятия решения о выдаче лицензии? Поскольку в Положении № 450 и Указе № 450 не содержится иное, представ-ляется, что перечень таких сведений приведен в подп. 15.1–15.4 п. 15 Положения № 450, а также в соответствующих главах этого Положения, предусмотренных для конкретного лицензируемого вида деятельности либо дополнительно определенных Президентом РБ.
Так, например, соискатель лицензии дополнительно к документам, указанным в подп. 15.1–15.4 п. 15 Положения № 450, для получения лицензии представляет в лицензирующий орган:
1) на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, – план-схему и справки-характеристики помещений, оборудования, необходимых для выполнения (оказания) заявляемых работ и (или) услуг, составляющих лицензируемую деятельность (п. 242 Положения № 450);
2) для работ и услуг, связанных с реализацией лекарственных средств, их аптечным изготовлением и отпуском:
– план-схему и справки-характеристики помещений, оборудования, необходимых для изготовления, хранения и реализации (оптовой и (или) розничной) лекарственных средств;
– в отношении лица, ответственного за лицензируемую деятельность, – копии приказа о приеме на работу (назначении на должность) с возложением на него ответственности за лицензируемую деятельность, трудового договора (контракта), диплома, удостоверения (сертификата) о присвоении квалификационной категории, свидетельства о повышении квалификации или переподготовке по соответствующей специальности, трудовой книжки (подп. 428.2 п. 428 Положения № 450).
Пример 2
У организации, занимающейся фармацевтической деятельностью, лицензирующим органом аннулирована лицензия:
– за представление недостоверных сведений;
– грубые нарушения лицензионных требований и условий фармацевтической деятельности (изменение заявленных площадей и помещений для осуществления фармацевтической деятельности без представления в лицензирующий орган документов).
Организация направила возражения в Минздрав РБ. Она полагает, что аннулирование лицензии является незаконным и необоснованным, так как из текста приказа об аннулировании лицензии невозможно понять, какие конкретные недостоверные сведения были представлены соискателем. Организация считает, что в лицензирующий орган ею были представлены все соответствующие документы, которые содержали достоверные сведения. Кроме того, руководитель лицензиата не был ознакомлен с материалами, которые послужили основанием для аннулирования лицензии.
С учетом вышеизложенного руководитель организации-лицензиата просил признать недействительным приказ лицензирующего органа в части аннулирования лицензии.
Лицензирующий орган не принял во внимание возражения по следующим основаниям.
В результате плановой проверки деятельности лицензиата по соблюдению им лицензионных требований были выявлены грубые нарушения законодательства о лицензировании и лицензионных требований и условий осуществления деятельности. При сверке документов, представленных для получения лицензии на осуществление деятельности и в связи с проверкой, было установлено, что лицензиатом допущено изменение заявленных площадей и помещений для осуществления деятельности без представления соответствующих документов в лицензирующий орган. На площадях лицензиата был размещен магазин и оборудована дополнительная комната, которые не соответствовали размерам площадей, указанным в документах, представленных для получения лицензии.
На день проверки объект, на котором следовало осуществлять лицензируемый вид деятельности, не работал, так как там проводился ремонт, о чем лицензирующий орган уведомлен не был. План-схема при проверке представлена не была. Помещения, указанные в документах в качестве объектов, в которых должен был осуществляться лицензируемый вид деятельности, также не были представлены для проверки.
Кроме того, не были представлены:
– подтверждение (копии диплома) о наличии специальности у ответственного работника;
– трудовая книжка на ответственного работника;
– приказы о назначении ответственных работников на должности и наличии у них квалификации. Курсы повышения квалификации ответственные работники не проходили.
Данные обстоятельства были подтверждены актом проверки, планами-схемами, пояснениями представителей лицензиата и свидетелей, приложенными к акту проверки;
– о торговых объектах и (или) торговых объектах общественного питания, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании (наименование (при его наличии), местонахождение, площадь торгового зала);
– форме торговли (если соискатель лицензии не имеет торговых объектов);
– намерении осуществлять продажу алкогольных напитков в розлив (п. 410 Положения № 450).
При этом особыми лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к лицензиату, являются:
– осуществление лицензируемой деятельности на торговых объектах и (или) торговых объектах общественного питания (за исключением развозной торговли, летних, сезонных кафе), местонахождение которых отражено в лицензии, а при отсутствии у лицензиата торгового объекта – с соблюдением указанной в лицензии формы торговли в установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах;
– осуществление розничной торговли алкогольными напитками в розлив на торговых объектах и (или) торговых объектах общественного питания, если о предоставлении такого права указано в лицензии (п. 408 Положения № 450).
Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий в розничной торговле алкогольными напитками и (или) табачными изделиями являются:
– торговля алкогольными напитками, табачными изделиями без наличия сопроводительных документов, подтверждающих легальность их приобретения (поставки);
– торговля алкогольными напитками, табачными изделиями без акцизных марок Республики Беларусь и (или) специальных марок, если маркировка данных напитков и изделий этими марками предусмотрена законодательными актами, а также с поддельными акцизными марками и (или) специальными марками;
– торговля алкогольными напитками, табачными изделиями без наличия документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством для подтверждения соответствия данных напитков, изделий требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;
– осуществление розничной торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями в местах, где она запрещена актами законодательства, а также в местах, не установленных лицензиату местным исполнительным и распорядительным органом;
– наличие просроченной задолженности по расчетам за поставленные табачные изделия 2 раза и более в течение календарного года (п. 413 Положения № 450).
Пример 3
Лицензирующим органом принято решение об отказе лицензиату в выдаче разрешения на розничную торговлю алкогольными напитками в магазине, являющемся обособленным подразделением лицензиата. Отказ в выдаче разрешения исполкомом мотивирован тем, что в городе достаточно магазинов, которые торгуют алкогольными напитками.
Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получениятакой лицензии (п. 3 ст. 45 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК)). К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями (п. 2 ст. 22 ГК).
Лицензирующий орган принимает решение об отказе в выдаче лицензии ее соискателю, если:
1) в представленном заявлении о выдаче лицензии и прилагаемых к нему документах имеются недостоверные сведения.
Лицензирующий орган может отказать соискателю лицензии (его уполномоченному представителю) в принятии к рассмотрению заявления, если:
– в заявлении о выдаче лицензии указаны не все сведения, перечисленные в подп. 15.1 п. 15 Положения № 450;
– представлены не все документы, предусмотренные Положением № 450;
– не предъявлен один из нижеуказанных документов:
документ, удостоверяющий личность, и документ, подтверждающий полномочия руководителя юридического лица (приказ о назначении на должность руководителя, или выписка из решения общего собрания, правления либо иного органа управления юридического лица, или трудовой договор (контракт), или гражданско-правовой договор), – руководителем юридического лица;
документ, удостоверяющий личность, и доверенность, выданная иностранной организацией, – руководителем представительства иностранной организации;
документ, удостоверяющий личность, – физическим лицом, ходатайствующим о предоставлении ему права занятия адвокатской, частной нотариальной деятельностью либо деятельностью, связанной с коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов, индивидуальным предпринимателем;
документ, удостоверяющий личность, и доверенность – уполномоченным представителем соискателя лицензии.
При наличии вышеперечисленных факторов отказ в принятии к рассмотрению заявления производится в день его подачи;
2) представленные документы не соответствуют требованиям Положения № 450;
3) имеется заключение о несоответствии возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям по результатам проведенных согласно Положению № 450 оценки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям;
4) соискатель лицензии отказался от проведения оценки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям в соответствии с Положением № 450;
5) соискатель лицензии обратился за получением лицензии до истечения одного года со дня:
– принятия лицензирующим органом решения об отказе в выдаче лицензии по основанию, предусмотренному в части второй п. 34 Положения № 450;
– прекращения действия или аннулирования лицензии (за исключением случаев прекращения действия лицензии по основаниям, предусмотренным в абз. 2 и 3 п. 83, абз. 2 и 5 п. 84 Положения№ 450, аннулирования лицензии в связи с нарушением порядка выдачи ее);
– истечения срока действия лицензии, если лицензирующим органом было принято решение об отказе в продлении срока действия лицензии в соответствии с п. 61 Положения № 450.
Таким образом, перечень оснований отказа в выдаче лицензии, приведенный в Положении № 450, является исчерпывающим.
Следовательно, отказ в выдаче лицензии в связи с тем, что в городе имеется достаточное количество магазинов, которые торгуют алкогольными напитками, является необоснованным.
Иными словами, отказ в выдаче лицензии по мотивам нецелесообразности осуществления соискателем лицензии лицензируемого вида деятельности не допускается.
Запрещается требовать от соискателя лицензии предъявления документов или сведений, не предусмотренных Положением № 450, а также документов, которые могут быть истребованы лицензирующим органом у иных государственных органов и других организаций самостоятельно, если иное не установлено Президентом РБ (п. 17 Положения № 450). Вместе с тем это не лишает права соискателя представить указанные документы самостоятельно непосредственно при подаче заявления о выдаче лицензии.
Истребование документов (сведений) у государственного органа и другой организации лицензирующим органом производится:
– в соответствии с компетенцией органа (организации);
– не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления в лицензирующий орган документов, необходимых для получения лицензии (перечень определен в п. 15 Положения № 450), которые должны быть представлены иными государственными органами и другими организациями в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса, о чем может свидетельствовать дата (штамп), указанная на конверте, и (или) дата его регистрации в этой организации (в случае представления запроса нарочным).
Так, если в лицензирующий орган лицензиатом представлены документы для получения лицензии 10 января 2011 г., то уже до 18.00 11 января 2011 г. он должен оценить перечень всех документов и в случае отсутствия необходимых документов, которые могут быть истребованы лицензирующим органом у иных государственных органов и других организаций, направить в эти органы и (или) организации соответствующий запрос об их представлении. Последние, в свою очередь, не позднее 18 января 2011 г. обязаны отправить запрашиваемые документы в адрес лицензирующего органа с тем, чтобы этот орган получил их 19 января 2011 г. (в т.ч. по срочной почте). Однако такая норма не исключает право организации, исполняющей запрос, представить необходимые (запрашиваемые) документы лично (нарочным) лицензирующему органу.
В данных нормах в реальности выражен заявительный принцип лицензирования.
Кроме того, аннулирование лицензии производится по решению лицензирующего органа, если:
– лицензиат не обращался за получением лицензии в течение 6 месяцев со дня принятия решения о ее выдаче;
– лицензия выдана на основании заключения экспертизы лицами, находящимися в гражданско-правовых и (или) трудовых отношениях с соискателем лицензии (лицензиатом), признанной впоследствии недействительной.
Лицензирующий орган может принять решение о прекращении действия лицензии
Действие лицензии прекращается:
1) по истечении срока, на который она выдана;
2) в случае нарушения лицензиатом срока обращения в лицензирующий орган для внесения в лицензию изменений и (или) дополнений;
3) по решению лицензирующего органа:
– в случае выявления лицензирующим или другим контролирующим (надзорным) органом повторного (в течение 12 месяцев подряд после представления лицензиатом уведомления) либо грубого нарушения лицензиатом законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий или иных нарушений, являющихся основанием для прекращения действия лицензии всоответствии с законодательными актами, регулирующими соответствующий лицензируемый вид деятельности;
– при реорганизации лицензиата (за исключением случаев, предусмотренных в части первой п. 70 Положения № 450);
– в случае ликвидации (прекращения деятельности) лицензиата;
– в случае смерти, признания недееспособным, ограничения в дееспособности, признания безвестно отсутствующим, объявления умершим лицензиата;
– на основании письменного уведомления лицензиатом лицензирующего органа о принятии им решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности.
Не допускается прекращение действия лицензии по этому основанию, если уведомление о принятии решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности направлено лицензиатом позднее дня (либо в день):
вынесения в отношении этого лицензиата в установленном в части первой п. 75 Положения № 450 порядке требования (предписания) об устранении выявленных нарушений; принятия лицензирующим органом решения о приостановлении действия соответствующей лицензии;
наступления иного события (какое это событие, Положение № 450 не конкретизирует, – возможно, составление любого документа в отношении лицензиата, удостоверяющего факт совершения им правонарушения), являющегося основанием для прекращения или аннулирования лицензии в соответствии с Положением № 450;
– при внесении в лицензию изменений и (или) дополнений, продлении срока ее действия на основании представленных лицензиатом недостоверных сведений, необходимых (имеющих значение) для принятия решения о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений, продлении срока ее действия;
– если лицензиат не обращался за получением лицензии в течение 6 месяцев со дня принятия решения о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений, продлении срока ее действия;
– если в установленный срок лицензиатом неустранены нарушения, повлекшие за собой приостановление лицензии, либо в лицензирующий или другой контролирующий (надзорный) орган не представлено письменное уведомление об устранении таких нарушений;
– если лицензиатом или его обособленным подразделением в период приостановления действия лицензии продолжалось осуществление лицензируемого вида деятельности, а также работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности;
4) по решению суда.
Аннулирование и прекращение лицензии по решению суда
Аннулирование лицензии производится по решению суда в случае принятия незаконного (в т.ч. с нарушением установленного законодательством порядка) решения о ее выдаче.
Прекращение действия лицензии по решению суда производится:
– если лицензирующим органом принято незаконное решение о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений, продлении срока ее действия;
– если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой причинение ущерба национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде;
– в случае препятствования лицензиатом деятельности лицензирующего или другого контролирующего (надзорного) органа в проведении мероприятий по контролю за соблюдением лицензиатом законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий, в т.ч. невыполнения лицензиатом законных распоряжений или требований должностных лиц таких органов при исполнении ими служебных полномочий, представления этим должностным лицам недостоверных документов и иных сведений, относящихся к осуществлению лицензируемого вида деятельности.
При этом установлено, что прекращение действия лицензии может быть произведено частично:
– по одному или нескольким указанным в ней обособленным подразделениям (филиалам);
– по одной или нескольким составляющим лицензируемый вид деятельности работам (услугам);
– на определенной территории.
Несмотря на отсутствие в законодательстве термина "обособленное подразделение", в ГК содержатся такие виды обособленных подразделений, как представительство и филиал, без указания на то, что они являются единственно возможными.
Представительством считается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия.
Филиал – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в т.ч. функции представительства.
В случае принятия решения о прекращении действия лицензии по одному или нескольким обособленным подразделениям, торговым объектам, объектам общепита, не являющимся обособленными подразделениями, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, или на определенной территории лицензия на соответствующий вид деятельности действует на указанной в ней части территории республики при соблюдении условий сохранения ее действия в непрекращенной части, а лицензиат обязан внести в лицензию соответствующие изменения и (или) дополнения в порядке, определенном в пп. 66–68 Положения № 450 (п. 66 Положения № 450).
В реестре лицензий указываются сведения о представительстве иностранной организации, об обособленных подразделениях, в т.ч. филиалах, с указанием составляющих лицензируемый вид деятельности работ и (или) услуг, если они определены Положением № 450, для каждого обособленного подразделения, включая филиал.
Обособленность структурных подразделений в первую очередь обусловлена тем, что они находятся вне места нахождения юридического лица.
Таким образом, в Положении № 450 под обособленными подразделениями понимаются не только филиалы и представительства, но и иные отдельные подразделения, например торговые и иные объекты (места), где осуществляется лицензируемый вид деятельности, в которых должны находиться копии лицензии, скрепленные подписью руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя и печатью юридического лица, а также информация о месте ознакомления с подлинником лицензии.
Указом № 450 отменено приостановление, прекращение действия или аннулирование лицензии по основаниям, не имеющим непосредственного отношения к осуществлению лицензиатом лицензируемого вида деятельности и являющимся самостоятельными случаями наступления административной ответственности: систематическое (3 и более раза в течение 12 месяцев подряд) нарушение лицензиатом, его обособленным подразделением (филиалом) требований законодательства при ведении книги замечаний и предложений, рассмотрении изложенных в ней замечаний и предложений, повлекших наложение административного взыскания; повторное (2 и более раза в течение 12 месяцев подряд) нарушение лицензиатом установленного законодательством порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и (или) использования кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем.
Таким образом, в Положении № 450 оптимизированы и сокращены перечни лицензионных требований и условий, документов, представляемых при обращении за выдачей лицензии, а также грубых нарушений законодательства о лицензировании, конструкция которых является различной по своему содержанию в зависимости от конкретного вида деятельности, подлежащего лицензированию в соответствии с Положением № 450.
Переходный период к новому законодательству обещает быть "мягким"
Переходный период, предусмотренный Указом № 450, выражен, в частности, в том, что субъекты хозяйствования обязаны до 1 марта 2011 г.:
– обеспечить выполнение лицензионных требований и условий, предусмотренных Указом № 450 и Положением № 450, если такие требования и условия изменяются по отношению к лицензионным требованиям и условиям, определенным актами законодательства, действующими до 1 января 2011 г.;
– представить в указанный срок информацию об обеспечении выполнения лицензионных требований и условий в лицензирующие органы.
В случае несоблюдения обязанностей, предусмотренных Положением № 450, действие специальных разрешений (лицензий) на осуществление видов деятельности с 1 марта 2011 г. прекращается и оригиналы (дубликаты) таких специальных разрешений (лицензий) до 11 марта 2011 г. подлежат сдаче в лицензирующие органы.
В завершение отметим, что отмена лицензирования определенной деятельности не исключает иного государственного регулирования этой деятельности, которое может быть уточнено в период до 1 января 2011 г. (аттестация, сертификация, аккредитация и т.п.). Впрочем, эти требования, по идее, не должны быть жестче лицензирования.