В Указе № 525 определено, что не допускается возмещение юридическим лицам части процентов по кредитам, по которым им в текущем календарном году в соответствии с нормативными правовыми актами уже предусмотрено возмещение части процентов, если иное не установлено Президентом РБ в соответствующих распоряжениях, указах, декретах.
Ныне действующая редакция Указа № 182 предусматривает, что государственная поддержка в виде финансовой помощи или возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами может быть оказана негосударственным юридическим лицам только при условии увеличения (образования) доли государства в их уставных фондах на сумму предоставленной помощи.
Несвоевременное включение государства в состав акционеров (дольщиков) лишает его значительной суммы прибыли
При проверках и осуществлении контроля за выполнением решений об оказании государственной поддержки устанавливались факты, когда передача в собственность государства акций (долей в уставном фонде) хозяйственных обществ на сумму предоставленной им государственной поддержки производится в году, следующем за годом, в котором была оказана поддержка, и после принятия такими обществами решения о распределении прибыли за отчетный год. При этом на акции (доли), подлежащие передаче государству, не начисляется прибыль отчетного года, которая подлежит распределению среди участников хозяйственных обществ, если данное решение было принято общим собранием их участников. В результате значительная сумма прибыли, полученная благодаря оказанной государством поддержке, в настоящее время (до вступления в силу Указа № 525) может быть выплачена другим участникам хозяйственных обществ (в т.ч. негосударственным юридическим лицам и даже нерезидентам РБ), а не государству как основному кредитору таких обществ, не имеющему или имеющему небольшую долю в уставных фондах этих обществ на дату принятия решения о распределении прибыли.
Из норм Указа № 182 следует, что контроль за выполнением решений об оказании государственной поддержки осуществляется республиканскими органами государственного управления, иными организациями, подчиненными Правительству РБ, облисполкомами, Минским горисполкомом на постоянной основе. При этом в Указе № 182 не установлено, что такой контроль осуществляется исключительно в форме проверок. Так, в соответствии с действующим порядком результаты выполнения организациями условий государственной поддержки ежеквартально отслеживаются их вышестоящими органами на основании представляемой этими предприятиями информации об эффективности и направлениях использования государственной поддержки по установленной форме.
Для контроля за использованием средств государственной поддержки могут назначаться внеплановые проверки
Порядок контроля за выполнением решений об оказании юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер государственной поддержки определен в Положении, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 28.07.2006 № 950 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 г. № 182" (далее – постановление № 950).
Для проверки за расходованием средств государственной поддержки могут назначаться внеплановые проверки. Такие проверки соответствуют Указу Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь".
Осуществление финансово-хозяйственной деятельности с использованием мер государственной поддержки отнесено к высокой степени риска. Поэтому контроль, в т.ч. в форме проверок, за порядком расходования средств государственной поддержки может осуществляться постоянно.
При осуществлении государственной поддержки организаций установлена процедура передачи в собственность государства части их уставного фонда
Положением о порядке подготовки решений об увеличении (образовании) доли Республики Беларусь в уставных фондах негосударственных юридических лиц, получивших государственную поддержку из республиканского бюджета в виде субсидий и (или) средств на финансирование капитальных вложений, возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами, утвержденным постановлением № 950, предусмотрено следующее.
1. Увеличение (образование) доли Республики Беларусь в уставных фондах юридических лиц, получивших государственную поддержку, осуществляется посредством увеличения в установленном порядке их уставных фондов за счет собственных средств с передачей доли в уставном фонде (акций) на сумму, соответствующую сумме предоставленной государственной поддержки, в собственность Республики Беларусь.
2. Для подготовки проекта постановления Совета Министров РБ об увеличении (образовании) доли Республики Беларусь в уставных фондах юридических лиц на сумму предоставленной государственной поддержки Минфин РБ ежегодно не позднее 1 февраля представляет в Госкомитет по имуществу перечень юридических лиц, получивших государственную поддержку, с указанием ее сумм в белорусских рублях, полученных каждым юридическим лицом в предыдущем финансовом году, а также акта законодательства, в соответствии с которым она была предоставлена.
Государственный комитет по имуществу ежегодно не позднее 1 марта вносит в установленном порядке проект постановления Совета Министров РБ, предусматривающий:
– перечень юридических лиц, у которых увеличивается (образовывается) доля Республики Беларусь в уставном фонде;
– сумму государственной поддержки, полученной каждым юридическим лицом в предыдущем финансовом году, с указанием акта законодательства, в соответствии с которым она была предоставлена;
– количество и номинальную стоимость акций (размер доли) и ее действительную стоимость, передаваемых (передаваемой) каждым юридическим лицом в собственность Республики Беларусь;
– определение республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ, облисполкомов, Минского горисполкома, обеспечивающих решение вопросов, связанных с передачей в собственность Республики Беларусь акций (доли в уставном фонде) юридических лиц.
Распределение прибыли может проводиться только после увеличения (образования) доли государства в уставных фондах организаций
В целях недопущения нарушения государственных интересов при оказании и использовании государственной поддержки Положение о порядке предоставления из республиканского бюджета финансовой помощи, утвержденное Указом № 182, дополнено новыми нормами. Так, предусматривается возможность принятия негосударственными юридическими лицами, получившими из бюджета государственную поддержку в виде финансовой помощи или льготирования процентных ставок по банковским кредитам, решения о распределении прибыли по итогам отчетного периода только после увеличения (образования) доли государства в их уставных фондах.
Плательщики, претендующие на получение финансовой помощи, должны представить решение о согласии на увеличение (образование) доли Республики Беларусь в их уставном фонде
В п. 3 Указа № 182 внесены уточнения, которые предусматривают следующее. Собственники имущества должны обязательно представить решение о согласии на увеличение (образование) доли Республики Беларусь в уставном фонде и о нераспределении (неотчислении) части прибыли (дивидендов), полученной со дня вступления в силу решения о предоставлении ему финансовой помощи, до увеличения (образования) доли Республики Беларусь в уставном фонде (для юридических лиц негосударственной формы собственности).
Введение этих норм позволит более полно учитывать интересы государственных органов, предоставляющих негосударственным организациям бюджетные средства на безвозвратной и безвозмездной основе, и рассчитывать на получение прибыли (дивидендов) в соответствии со своей долей в их уставных фондах.
Для установления более четких условий предоставления государственной поддержки в виде возмещения юридическим лицам части процентов за пользование банковскими кредитами Указ № 182 дополнен нормой, исключающей случаи оказания такой поддержки в отношении кредитов, по которым согласно другим решениям Главы государства или Правительства РБ уже предусмотрено льготирование процентных ставок.