Определенное влияние на исполнение бюджета также оказала проводимая налоговая политика. В частности, была уменьшена ставка налога на прибыль с 24 % до 18 %. На 1 процентный пункт снижены стандартные ставки налога на субъекты малого и среднего бизнеса при упрощенной системе налогообложения (с 8 % до 7 % без уплаты НДС и с 6 % до 5 % – с уплатой НДС).
Произведено освобождение от налога на прибыль прибыли, полученной от реализации инновационной продукции собственного производства, а также высокотехнологичных товаров (при доле такой прибыли более 50 %). Установлена ставка налога на прибыль в размере 10 % в части прибыли, полученной от реализации высокотехнологичной продукции собственного производства, и др.
Отклонение от принятых при расчете бюджета основных макроэкономических параметров в некоторой мере оказало негативное влияние на формирование доходов бюджета. В связи с этим Президентом страны были приняты указы от 17.02.2012 № 75 и от 29.12.2012 № 577, уточняющие отдельные показатели бюджета.
С учетом внесенных изменений уточненные параметры республиканского бюджета на 2012 г. составили: по доходам – 94 971 (+2 199) млрд. руб., расходам – 95 956 (+3 184) млрд. руб., дефициту бюджета – 985 (–985) млрд. руб.
Доминирующее положение в доходах бюджета занимали налоговые доходы – 84,4 % (80 297 млрд. руб.), что составило 99,5 % уточненного плана, 96,1 % – утвержденного Законом "О республиканском бюджете на 2012 год" (далее – Закон) и на 80,1 % превысило уровень 2011 г.
Наиболее стабильным источником доходов бюджета был НДС: 32 298 млрд. руб., или 40,2 % объема налоговых доходов и 33,9 % доходов республиканского бюджета. По сравнению с 2011 г. объем НДС увеличился на 13 597 млрд. руб. (72,7 %) при росте налоговой базы (ВВП) на 77,5 %.
На снижение темпов роста поступлений и процента изъятия НДС оказали влияние как уменьшение внутреннего спроса, так и увеличение экспорта товаров. В результате возвраты (зачеты) НДС экспортерам росли более высокими темпами по сравнению с поступлениями НДС по оборотам от реализации товаров на территории нашей страны.
Поступление акцизов составило 11 191 млрд. руб. (11,8 % объема доходов бюджета и 101,6 % уточненного плана). По сравнению с 2011 г. данные поступления увеличились в 2 раза.
Наибольший удельный вес в структуре акцизов занимали акцизы на автомобильное топливо – 33,9 % (3,8 трлн. руб., или на 30,8 % выше объема акцизов в 2011 г.). Поступления акцизов на водку, ликероводочные изделия и спирт составили 3,5 трлн. руб. (31,3 % от объема акцизов), превысив объем предшествующего года в 2,4 раза. Объем акцизов на табачные изделия был равен 1,5 трлн. руб. (13,4 % объема акцизов), что в 3,3 раза выше уровня 2011 г.
Существенный рост поступления акцизов в 2012 г. был обусловлен повышением их ставок на алкогольную продукцию (в 2,3–2,5 раза), табачные изделия (в 2,5–3,0 раза), автомобильные бензины и дизельное топливо (в среднем на 10 %).
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности за 2012 г. составили 25 475 млрд. руб. (98,6 % уточненного годового плана) – 31,7 % налоговых и 26,8 % всех доходов республиканского бюджета. По сравнению с 2011 г. их объем возрос на 68,2 % (при росте курса доллара в 1,8 раза).
Важнейшими факторами, оказавшими влияние на поступление данных налоговых доходов, явились более низкие курсы иностранных валют по сравнению с принятыми при формировании бюджета, равно как и более низкий по сравнению с прогнозным объем импорта товаров в Российскую Федерацию и, как следствие, более низкий объем ввозных таможенных пошлин, поступивших в бюджет. На поступлении названных доходов отрицательно также сказалось уменьшение объемов облагаемого импорта товаров в Республику Беларусь (с 15,6 млрд. долл. в 2011 г. до 14,6 млрд. долл. в 2012 г.) и экспорта калийных удобрений, в результате чего поступление вывозных таможенных пошлин на калийные удобрения по отношению к 2011 г. увеличилось только на 44,7 %.
За отчетный год в республиканский бюджет поступило 5 482 млрд. руб. налога на прибыль (102,4 % к уточненному плану) – на 94,5 % выше предшествующего года.
Объем неналоговых доходов на 54,9 % превысил уровень 2011 г. и составлял 14 885 млрд. руб. (15,6 % от доходов республиканского бюджета), или 104,1 % к уточненному и 160,8 % к первоначально утвержденному Законом плану.
Основная часть неналоговых доходов сформирована за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, – 9 078 млрд. руб. (61,0 %).
Расходы республиканского бюджета на социальную сферу, так же как и поддержка аграрного сектора, промышленных предприятий, исполнение международных обязательств по погашению и обслуживанию государственного долга, являлись важнейшими направлениями реализации политики государства.
Расходы бюджета на финансирование социальной сферы в 2012 г. составили (без учета капитальных вложений) 19 246 млрд. руб. (20,1 % расходов бюджета) – 98,1 % уточненного плана.
На финансирование учреждений здравоохранения выделено 3 762 млрд. руб. (3,9 % его расходов). Из этих средств 49,0 % (1 844 млрд. руб.) направлено на медицинскую помощь населению; на другие вопросы в области здравоохранения – 1 788 млрд. руб., или 47,5 %. Наибольший удельный вес в расходах на здравоохранение занимали расходы на лекарственные средства и изделия медицинского назначения (31,6 %) и приобретение оборудования (15,8 %).
Расходы бюджета по разделу "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" составили 1 709 млрд. руб., в т.ч. на культуру – 607 млрд. руб., физическую культуру и спорт – 562 млрд. руб., СМИ –520 млрд. руб.
Объем расходов на финансирование учреждений и мероприятий по отрасли "образование" в 2012 г. был равен 4 840 млрд. руб. (5,0 % от расходов республиканского бюджета). Основная часть средств направлена на высшее и послевузовское образование – 3 440 млрд. руб. (71,1 %); на среднее специальное образование – 860 млрд. руб. (17,8 %). Наибольший удельный вес в расходах на образование приходился на заработную плату, стипендии и другие выплаты – 75,0 % (3,6 трлн. руб.).
На расходы по разделу "Социальная политика" выделено 8 935 млрд. руб., или 9,3 %от республиканского бюджета и 96,8 % уточненного годового плана. На расходы по подразделу "Помощь в обеспечении жильем", выражающуюся в компенсации банкам потерь, обусловленных предоставлением ими собственных ресурсов на льготное кредитование жилищного строительства, направлено4 985 млрд. руб. (55,8 % объема раздела). Средства в сумме 3 450 млрд. руб., или 38,6 % средств раздела, направлены на расходы по подразделу "Пенсионное обеспечение": выплату пенсий и пособий военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, государственной безопасности и финансовых расследований Комитета госконтроля, а также родителям и детям военнослужащих, погибших в мирное время.
Финансирование расходов республиканского бюджета по разделу "Общегосударственная деятельность" исполнено в объеме 43 966 млрд. руб. (45,9 % его объема), или 101,5 % уточненного плана.
Наибольшая доля в расходах раздела приходится на подраздел "Межбюджетные трансферты" – 64,5 % (28,4 трлн. руб.), что составляет 29,6 % расходов бюджета. Из названной суммы 23,9 трлн. руб. направлено в форме дотаций бюджетам регионов. Удельный вес подраздела "Обслуживание государственного долга Республики Беларусь" составил 13,1 % (5 739 млрд. руб.), "Другая общегосударственная деятельность" и "Государственные органы общего назначения" – соответственно 11,3 % (4 969 млрд. руб.) и 5,3 % (2 348 млрд. руб.).
На финансирование расходов по разделу "Национальная экономика" в 2012 г. направлено 19 294 млрд. руб. (20,1 % расходов республиканского бюджета), или 98,4 % уточненного плана.
Наибольший удельный вес в расходах раздела занимал подраздел "Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность" – 36,4 % (7 029 млрд. руб.). Из данной суммы на уплату процентов за пользование банковскими кредитами сельскохозяйственным и другим организациям израсходовано 4,9 трлн. руб., или 70 % от объема средств на развитие сельхозпроизводства.
Объем расходов по подразделу "Топливо и энергетика" составил 5 399 млрд. руб., или 99,5 % уточненных годовых назначений.
Финансирование расходов по подразделу "Промышленность, строительство и архитектура" исполнено в размере 2 918 млрд. руб. (98,1 % уточненного плана). При этом 1,4 трлн. руб. из указанных средств выделено на компенсацию процентов по кредитам банков. В разрезе отраслей 423 млрд. руб. направлено в промышленность, 892 млрд. руб. – в строительство и архитектуру, 1 603 млрд. руб. – на реализацию прочих вопросов.
На финансирование расходов по подразделу "Дорожное хозяйство" использовано 2 299 млрд. руб., в т.ч. 1 242 млрд. руб. – на содержание и текущий ремонт автомобильных дорог, 497 млрд. руб. – на погашение кредитов банков и процентов по ним.
Объем финансирования по разделу "Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности" в 2012 г. составил 7 730 млрд. руб., или 99,5 % уточненных годовых назначений. При этом на содержание органов внутренних дел было выделено 3 122 млрд. руб., органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям – 853 млрд. руб., органов и организаций уголовно-исполнительной системы – 762 млрд. руб., органов пограничной службы – 674 млрд. руб., органов государственной безопасности – 542 млрд. руб., органов судебной власти – 458 млрд. руб.
Расходы по разделу "Национальная оборона" в 2012 г. исполнены в сумме 5 028 млрд. руб., или 99,9 % уточненного объема.
На финансирование расходов республиканского бюджета по разделу "Охрана окружающей среды" направлено 546 млрд. руб., по разделу "Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство" – 75 млрд. руб.
Государственный долг Республики Беларусь на 1 января 2013 г. составил в эквиваленте 128,8 трлн. руб., или 23,8 % к ВВП и увеличился по сравнению с началом 2012 г. на 12,4 трлн. руб. (10,6 %).
В структуре государственного долга Республики Беларусь на внутренний государственный долг приходилось 20,1 %, или 25,8 трлн. руб. (4,8 % к ВВП), при установленном лимите 34,0 трлн. руб. Внутренний государственный долг по сравнению с началом 2012 г. увеличился на 8,0 трлн. руб. (44,7 %).
Удельный вес внешнего государственного долга составил 79,9 %, или 12,0 млрд. долл. (102,9 трлн. руб.), или 19,0 % к ВВП, при утвержденном лимите 14,3 млрд. долл. Внешний государственный долг увеличился (в сопоставимом выражении) по отношению к началу 2012 г. на 209,9 млн. долл. (1,8 %).
В 2012 г. выполнены обязательства Республики Беларусь по погашению внутреннего и внешнего государственного долга.
Дефицит республиканского бюджета за отчетный год получен в размере 701,5 млрд. руб., или 0,1 % к ВВП.