Макроэкономическая ситуация в стране
Значительное влияние на исполнение республиканского бюджета в 2013 г. оказала сложившаяся в республике макроэкономическая ситуация. В первую очередь это нашло отражение в невыполнении установленных прогнозных показателей социально-экономического развития страны. Так, темпы роста ВВП составили 100,9 % вместо 108,5 %, экспорта и импорта соответственно 84,5 % и 93,3 % при утвержденных 115,2 % и 115,6 %, прибыли до налогообложения 61,8 % при 130,0 % по прогнозу, выручки от реализации товаров, работ, услуг соответственно 110,1 % и 127,5 %. Кроме того, отрицательная динамика ряда ключевых показателей (курс белорусского рубля, мировые цены на нефть и калийные удобрения, падение реализации стратегических товаров), принятие решений для стабилизации работы ОАО "Беларуськалий" (отмена с сентября взимания таможенной пошлины при экспорте калийных удобрений) и др. повлекли невыполнение утвержденных Законом "О республиканском бюджете на 2013 год" параметров доходной и как следствие – расходной частей бюджета.
С учетом изложенного Президентом страны был принят Указ от 28.12.2013 № 576 "Об уточнении отдельных показателей республиканского бюджета на 2013 год и внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 14 марта 2013 г. № 126", согласно которому параметры бюджета составили: по доходам 105,0 трлн. руб. (–16,7 трлн. руб.), расходам – 108,5 трлн. руб. (–13,2 трлн. руб.), дефициту (–3,5 трлн. руб.).
Исполнение доходной части бюджета
Доходы республиканского бюджета за 2013 г. исполнены в сумме 105,8 трлн. руб., или 100,8 % уточненного годового плана.
Наибольший удельный вес в структуре доходов бюджета занимает НДС – 37,2 % (39,4 трлн. руб.), что составляет 100,9 % уточненного плана.
По сравнению с 2012 г. поступления НДС в республиканский бюджет увеличились на 21,9 % при росте налоговой базы ВВП на 20,7 %.
Основным фактором роста НДС являются рост внутреннего спроса и снижение экспорта товаров. Так, в 2013 г. по сравнению с прошлым годом потребительский импорт возрос на 25,7 %, при этом экспорт товаров сократился на 19,2 %. В результате поступления НДС по оборотам по реализации товаров на территории Республики Беларусь существенно увеличились. При этом объем возвратов (зачетов) НДС экспортерам снизился.
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности за 2013 г. составили 23,3 трлн. руб., или 22,0 % от объема доходов бюджета и 100,6 % уточненного годового плана. Из них на таможенные сборы, ввозные таможенные пошлины приходилось 13,8 трлн. руб., вывозные таможенные пошлины – 9,5 трлн. руб. По сравнению с предыдущим годом поступления доходов от внешнеэкономической деятельности уменьшились на 8,6 %.
Наибольшее снижение поступлений приходится на вывозные таможенные пошлины на калийные удобрения (25,3 %).
Кроме того, отрицательное влияние на формирование поступлений доходов от внешнеэкономической деятельности оказало уменьшение динамики импорта товаров в Российскую Федерацию и снижение в этой связи объема ввозных таможенных пошлин, перечисляемых из Российской Федерации в бюджет Республики Беларусь в связи с Соглашением об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие).
За 2013 г. в республиканский бюджет поступило 17,5 трлн. руб. акцизов (16,5 % от объема доходов бюджета и 100,6 % уточненного плана). По отношению к аналогичному периоду 2012 г. поступления акцизов возросли в 1,6 раза.
Прирост поступлений по акцизам в основном обусловлен увеличением ставок акцизов на алкогольную продукцию (в 1,6 раза); бензины автомобильные и дизельное топливо (соответственно в 1,5 и 1,6 раза).
Основная часть поступлений по акцизам приходится на акцизы по водке, ликероводочным изделиям и спирту (5,4 трлн. руб.), акцизы на автомобильное топливо (5,4 трлн. руб.) и табачные изделия (3,1 трлн. руб.).
По налогу на прибыль поступления в республиканский бюджет сложились в сумме 5,2 трлн. руб. (4,9 % доходов бюджета), или 101,0 % уточненного годового плана. Темп роста налога на прибыль в 2013 г. по сравнению с 2012 г. составил 95,5 %, при этом прибыль в экономике уменьшилась на 38,2 %.
Исполнение расходов бюджета
Расходы республиканского бюджета за 2013 г. составили 108,1 трлн. руб., или 99,6 % уточненного годового плана. При этом Минфином оплачены все предъявленные платежные поручения получателей бюджетных средств.
Расходы республиканского бюджета были направлены на финансирование социальной сферы, поддержку аграрного сектора, промышленных предприятий, исполнение международных обязательств по погашению и обслуживанию государственного долга. Значительные средства использованы на улучшение материального благосостояния населения, повышение заработной платы, стипендий, пенсий и пособий, выполнение государственных программ.
Расходы на финансирование социальной сферы в 2013 г. составили 22,7 трлн. руб. (21,0 % средств республиканского бюджета), и 99,2 % уточненного годового плана.
На финансирование здравоохранения в 2013 г. из республиканского бюджета было направлено 4,7 трлн. руб., или 99,6 % уточненного плана.
Наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета на здравоохранение составили расходы на лекарственные средства и изделия медицинского назначения – 36 %, оплату труда – 27 %, приобретение оборудования – 17 %.
На приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения израсходовано 1,7 трлн. руб., что в 1,4 раза выше по отношению к 2012 г.
В 2013 г. расходы республиканского бюджета на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации составили 1,9 трлн. руб., или 97,8 % уточненного годового плана.
На финансирование физической культуры и спорта направлено 678,1 млрд. руб.
На содержание республиканских учреждений культуры было выделено 704,9 млрд. руб.
На финансирование расходов в области средств массовой информации направлено 509,0 млрд. руб., в т.ч. на телевидение и радиовещание – 408,7 млрд. руб., периодическую печать и издательства – 37,9 млрд. руб., прочие вопросы в области средств массовой информации – 62,4 млрд. руб.
Расходы республиканского бюджета на финансирование учреждений и мероприятий по отрасли "Образование" составили 5,7 трлн. руб., или 97,0 % уточненного плана.
Данный уровень расходов позволил обеспечить выполнение всех обязательных социальных стандартов в области образования, сохранить достаточный уровень качества получаемого образования, укрепить материально-техническую базу учреждений образования, реализовать ряд мероприятий по государственным программам в области образования.
Финансирование расходов республиканского бюджета по разделу "Социальная политика" исполнено в объеме 10,3 трлн. руб., или 99,9 % уточненного годового плана. Из них на выплату пенсий и пособий военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, государственной безопасности и финансовых расследований Комитета госконтроля, а также родителям и детям военнослужащих, погибших в мирное время, направлено 4,8 трлн. руб.
В полном объеме профинансированы расходы, обусловленные компенсацией потерь банкам по льготным кредитам на жилищное строительство, выданным в 2003–2013 гг. за счет их собственных ресурсов. Всего на эти цели выделено 4,5 трлн. руб., в т.ч. ОАО "АСБ Беларусбанк" – 3,6 трлн. руб.
Кроме того, расходы республиканского бюджета были направлены на выплату компенсации населению, пострадавшему от катастрофы на Чернобыльской АЭС, мероприятия по оздоровлению отдельных категорий граждан, обеспечение граждан техническими средствами социальной реабилитации, оказание финансовой помощи молодым и многодетным семьям в погашении задолженности по льготному кредитованию жилищного строительства и др.
Финансирование расходов республиканского бюджета по разделу "Общегосударственная деятельность" в 2013 г. исполнено в сумме 52,7 трлн. руб., или 48,8 % объема бюджета и 98,5 % уточненного плана.
Трансферты местным бюджетам составили 68,5 % расходов раздела (36,1 трлн. руб.) и 33,4 % расходов республиканского бюджета. Из названной суммы 28,6 трлн. руб. направлено в форме дотаций и иных межбюджетных трансфертов бюджетам регионов. В форме целевых субвенций переданы местным бюджетам средства в сумме 7,5 трлн. руб. для реализации важнейших государственных программ.
Расходы по обслуживанию государственного долга составили 5,2 трлн. руб., в т.ч. внутреннего госдолга – 1,0 трлн. руб., внешнего – 4,2 трлн. руб. На финансирование подразделов "Государственные органы общего назначения" выделено 3,0 трлн. руб., "Международная деятельность" и "Фундаментальные научные исследования" соответственно 1,4 трлн. руб. и 725 млрд. руб.
На финансирование расходов по разделу "Национальная экономика" в 2013 г. направлено 16,9 трлн. руб., или 15,6 % объема республиканского бюджета и 97,1 % уточненного годового плана.
Наибольший удельный вес в расходах раздела занимает подраздел "Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность" – 45,0 % (7,6 трлн. руб.). Из данной суммы на уплату процентов за пользование банковскими кредитами сельскохозяйственным и другим организациям, осуществляющим производство сельхозпродукции, выделено 5,7 трлн. руб., или 74,6 % от объема средств на развитие сельского хозяйства.
На финансирование расходов бюджета по подразделу "Промышленность, строительство и архитектура" направлено 2,7 трлн. руб., или 89,6 % уточненного плана. Из них компенсация процентов по кредитам банков составила 2,1 трлн. руб., или 77,8 % всех расходов по данному подразделу.
На дорожное хозяйство в 2013 г. из республиканского бюджета выделено 2,4 трлн. руб. Основные мероприятия дорожной отрасли финансировались в рамках реализации Программы "Дороги Беларуси" на 2006–2015 гг. – 2,3 трлн. руб.
По подразделу "Топливо и энергетика" расходы составили 2,3 трлн. руб., или 98,8 % уточненного годового плана. Из них на финансирование строительства (реконструкции) объектов инженерно-транспортной инфраструктуры (Минэнерго) использовано 1,3 трлн. руб. (99,7 %).
Расходы на национальную оборону профинансированы в сумме 6,2 трлн. руб., или 98,7 % уточненного годового плана. В основном средства направлялись на расходы по подразделу "Оборона и Вооруженные силы Республики Беларусь" (5,7 трлн. руб.).
На финансирование расходов по разделу "Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности" в 2013 г. из средств республиканского бюджета направлено 10,9 трлн. руб., или 99,6 % уточненного годового плана. При этом на содержание органов внутренних дел выделено 4,3 трлн. руб. (99,9 % уточненного годового плана), органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям – 1,2 трлн. руб. (99,6 %), органов и организаций уголовно-исполнительной системы – 924,0 млрд. руб. (99,2 %), органов пограничной службы – 923,5 млрд. руб. (100,0 %), органов государственной безопасности – 749,3 млрд. руб. (99,6 %), органов судебной власти – 698,6 млрд. руб. (99,1 %), таможенных органов – 558,1 млрд. руб. (99,7 %), органов прокуратуры – 313,2 млрд. руб. (97,8 %), государственных нотариальных контор – 110,5 млрд. руб. (98,0 %).
Расходы республиканского бюджета по разделам "Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство" и "Охрана окружающей среды" в 2013 г. профинансированы в объемах соответственно 80,5 млрд. руб. и 535,5 млрд. руб.
Дефицит республиканского бюджета за 2013 г. составил 2,3 трлн. руб., или 0,4 % ВВП.
Государственный долг Республики Беларусь
Государственный долг Республики Беларусь на 1 января 2014 г. составил 154,0 трлн. руб., или 22,8 %* к ВВП и увеличился по сравнению с началом предыдущего года на 25,3 трлн. руб. (19,6 %).
__________________________
* Показатель определен исходя из значения ВВП в долларах США, рассчитанного как сумма значений ВВП за последние 12 месяцев. Показатели в долларах США за месяц рассчитаны на основе ВВП в рублях и средневзвешенного курса рубля к доллару США на всех сегментах валютного рынка.
В структуре госдолга на внутренний государственный долг приходилось 23,2 %, или 35,7 трлн. руб. (5,4 %* к ВВП) при лимите 37,0 трлн. руб. Внутренний государственный долг возрос по сравнению с началом 2013 г. на 9,8 трлн. руб. (38,1 %). Удельный вес внешнего государственного долга составил 76,8 % (12,4 млрд. долл. США, или 118,3 трлн. руб. и 17,4 %* к ВВП), при установленном лимите 16,3 млрд. долл. Внешний госдолг увеличился по сравнению с началом 2013 г. на 433,1 млн. долл. (3,6 %).