Справочно: перечень организаций, в которых ежегодно проводится обязательный аудит годовой индивидуальной и консолидированной (в случае ее составления) бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, определен п. 3. ст. 22 Закона № 56-З.
Кому обязательны к руководству нормы постановления № 936?
В постановлении № 936 содержится перечень организаций, обязанных руководствоваться его нормами. К таким организациям относятся:
– республиканские унитарные предприятия, государственные органы, государственные объединения, иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности;
– хозяйственные общества, более 25 % акций (долей) в уставных фондах которых принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности (за исключением банков, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь», небанковских кредитно-финансовых организаций).
Какие процедуры применяются для закупки аудиторских услуг?
Закупки услуг по обязательному аудиту за счет собственных средств вышеперечисленными организациями осуществляются в соответствии с постановлением № 229 с учетом требований, установленных в подп. 1.2–1.6 п. 1 постановления № 936.
Так, эти закупки во всех случаях осуществляются с применением конкурсов независимо от их стоимости (подп. 1.2 п. 1 постановления № 936). При этом в случае признания конкурса несостоявшимся организация вправе применить процедуру закупки из одного источника.
Важно! Применение иных процедур закупок для приобретения услуг по обязательному аудиту не допускается.
Требования к участникам закупок (аудиторам, аудиторским организациям), которые заказчик обязан установить в документации о закупке
К таким требованиям относятся (подп. 1.3 п. 1 постановления № 936):
1) наличие сведений об участниках в реестре аудиторов, аудиторов – индивидуальных предпринимателей, аудиторских организаций;
2) представление участниками информации, подтверждающей соблюдение ими принципа независимости.
Кроме того, постановлением № 936 определен перечень требований, которые запрещено предъявлять к участникам таких закупок (подп. 1.4 п. 1 постановления № 936). Так, не допускается установление требований в отношении:
– обязательного наличия в штате участников определенной численности аудиторов;
– минимальной страховой суммы по договору страхования гражданской ответственности аудиторской организации, аудитора, осуществляющего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности.
Важно! При этом участник-победитель должен обеспечить наличие договора страхования, заключенного на сумму и условиях, определенных организацией (в случае установления организацией такого требования в документации о закупке);
– обязательного наличия в штате участников работников, имеющих специальную подготовку в области Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений (далее – МСФО);
– членства (иного участия) участника в объединениях аудиторских организаций, являющихся членами Форума компаний Международной федерации бухгалтеров, либо в иных международных объединениях аудиторских организаций (далее – международные сети аудиторских организаций);
– минимальной позиции участников в рейтинге международных сетей аудиторских организаций.
Однако из последних трех запретов есть исключения. Они не применяются в случаях, когда:
• осуществляются закупки за счет собственных средств аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО;
• в рамках одной процедуры одновременно осуществляется закупка за счет собственных средств аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь, и годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО;
• такие требования являются требованиями внешних пользователей отчетности. В данном случае такие требования должны быть подтверждены документами, подписанными уполномоченным лицом внешнего пользователя отчетности, либо иными документами, представленными на бумажном носителе или в электронном виде, в случае возможности достоверно установить, что они исходят от внешнего пользователя отчетности, либо наличием соответствующей информации на официальных сайтах внешних пользователей отчетности.
Справочно: для целей постановления № 936 под внешними пользователями отчетности понимаются инвесторы, кредиторы, государственные органы, зарубежные контрагенты и международные финансовые организации.
Как оценивать и сравнивать поступившие предложения от участников закупки
При оценке предложений обязательно должен применяться критерий «цена предложения», а также не менее трех нестоимостных критериев оценки и сравнения предложений участников (далее – нестоимостные критерии). При формировании нестоимостных критериев могут учитываться (подп. 1.5 п. 1 постановления № 936):
– наличие у участников (либо у их работников) опыта проведения аудита отчетности в сфере деятельности заказчика либо у организаций, сопоставимых по объему деятельности с заказчиком (в случае их наличия);
– соответствие организации внутренней оценки качества работы аудиторов, осуществляемой участниками, требованиям национальных правил аудиторской деятельности и международных стандартов аудиторской деятельности;
– результаты (при наличии) проведенной Минфином Республики Беларусь проверки соблюдения законодательства об аудиторской деятельности и (или) осуществленной Аудиторской палатой внешней оценки качества работы участников;
– иная информация для формирования нестоимостных критериев.
Оценка и сравнение предложений участников должны проводиться в соответствии с критерием «цена предложения» и нестоимостными критериями в зависимости от их удельного веса, установленного в документации о закупке. При этом удельный вес критерия «цена предложения» должен составлять не менее 40, но не более 50 %. Удельный вес каждого из нестоимостных критериев не должен превышать 20 %.
Важно! Сравнение предложений участников по критерию «цена предложения» производится без учета включенного в цену предложения НДС в случае, если в соответствии с законодательством заказчик вправе принять данный налог к вычету (часть третья подп. 1.6 п. 1 постановления № 936).
Вышеуказанные нормы, регулирующие порядок закупок аудиторских услуг, применяются в отношении закупок за счет собственных средств таких услуг по проведению обязательного аудита отчетности начиная с отчетности за 2020 г. (подп. 1.7 п. 1 постановления № 936). Кроме того, организации вправе руководствоваться указанными требованиями и при проведении процедур закупки за счет собственных средств других аудиторских услуг.
Можно ли снизить цену, которую изначально предлагал участник?
Постановление № 936 позволяет по решению организации провести переговоры по снижению цены, в ходе которых участники могут уменьшить заявленную ими стоимость услуг, но не более чем на 20 % от первоначальной цены предложения. Есть и еще одно ограничение: вести переговоры по снижению цены можно только с теми участниками, которые получили равную максимальную оценку по нестоимостным критериям.
Что поменять в локальных правовых актах (ЛПА) организации
В связи с принятием постановления № 936 Советом Министров были внесены некоторые изменения в постановление № 229.
Так, в часть вторую подп. 2.1 п. 2 постановления № 229 были внесены изменения, обязывающие организации определять в своем ЛПА «Порядок осуществления закупок за счет собственных средств» положения, связанные с осуществлением организацией закупок, в т.ч. с учетом требований, установленных законодательными актами или Советом Министров Республики Беларусь в отношении осуществления закупок за счет собственных средств отдельных видов товаров (работ, услуг).
Соответственно организациям, осуществляющим закупки услуг по обязательному аудиту, необходимо внести соответствующие изменения в свои ЛПА, регулирующие порядок проведения закупок за счет собственных средств.
С учетом норм подп. 1.2 п. 1 постановления № 936 о том, что такие закупки осуществляются с применением конкурсов независимо от их стоимости, также были внесены изменения в п. 9 приложения 1 к постановлению № 229.
По общему правилу указанный пункт исключает применение норм постановления № 229 при закупке товаров (работ, услуг) на сумму до 1 000 базовых величин по одной сделке на дату принятия организацией решения о проведении закупки. Однако в соответствии с новой редакцией эта норма не распространяется на закупки аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности.