Редакция журнала проанализировала перечень нововведений, которые предлагается закрепить в Налоговом кодексе РБ на 2014 г. в части исчисления и уплаты земельного и экологических налогов.
Сущность планируемых новаций состоит в следующем.
Земельный налог
По данному налогу планируются следующие изменения:
1) выделение в самостоятельный объект налогообложения самовольно занятых земельных участков, а также земельных участков, предоставленных во временное пользование, но своевременно не возвращенных;
2) увеличение с 2 до 10 раз ставки земельного налога в отношении земельных участков, на которых расположены объекты сверхнормативного незавершенного строительства;
3) усовершенствование порядка применения налоговой льготы по земельному налогу в отношении земельных участков, на которых расположены капитальные строения (здания, сооружения), признаваемые материальными историко-культурными ценностями, путем ограничения ее применения в отношении земельных участков, на которых расположены капитальные строения (здания, сооружения), используемые организациями в предпринимательской деятельности;
4) предоставление права местным Советам депутатов увеличивать до 10 раз ставки земельного налога на земельные участки, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями неиспользуемыми (неэффективно используемыми);
5) конкретизация перечня сведений, представляемых землеустроительными службами местных исполнительных комитетов налоговым органам для определения площади доли земельного участка в случае предоставления этого земельного участка (его части) для нескольких целей;
6) индексирование ставок земельного налога.
Экологический налог
По данному налогу планируются следующие изменения:
1) уплата налога только за выбросы от стационарных источников, указанные в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, если суммарный объем выбросов по всем группам веществ составляет 3 т и более в год;
2) исключение понижающего коэффициента 0,5 к ставкам налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух с отказом при этом от налогообложения выбросов загрязняющих веществ 1-го класса опасности и веществ без установленного класса опасности и снижением ставки налога за выбросы загрязняющих веществ 2–4-го классов опасности;
3) при расчете фактических объемов выбросов – суммирование объемов выбросов по классам опасности веществ (группы веществ), указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, без разбивки на отдельные вещества;
4) сохранение упрощенного порядка уплаты налога за выбросы исходя из 1/4 части годового объема выбросов, указанного в разрешении. Расчет окончательной суммы налога предлагается производить по итогам работы за год в срок до 20 февраля;
5) исключение взимания налога за захоронение отходов 1-го и 2-го класса опасности и отходов, по которым не определены классы опасности и захоронение которых запрещено;
6) индексирование ставок экологического налога.