НАЛОГОВУЮ ДЕКЛАРАЦИЮ (РАСЧЕТ) ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ ДОЛЖНА ПРЕДСТАВИТЬ ОРГАНИЗАЦИЯ…
…которая в рамках налогового законодательства признается плательщиком земельного налога
Плательщиками земельного налога признают организации, у которых земельные участки на территории Республики Беларусь находятся на праве постоянного или временного пользования, пожизненного наследуемого владения или частной собственности (ст. 192 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
…у которой есть объект(ы) налогообложения
К объектам обложения земельным налогом относят вышеуказанные участки, а также предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению (ст. 193 НК).
Налоговым периодом земельного налога признают календарный год. Сумму земельного налога следует исчислять как произведение налоговой базы и соответствующих ставок земельного налога.
Основанием для исчисления налога служат документы и сведения, которые перечислены в п. 3 ст. 202 НК.
…по форме, содержащейся в приложении 5 к постановлению МНС РБ от 15.11.2010 № 82, в ред. от 02.01.2012 № 1, не позднее 20 февраля текущего года (ежегодно)
Налоговая декларация (расчет) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций включает в себя: титульный лист, часть I "Расчет земельного налога", часть II "Расчет суммы арендной платы за земельные участки", приложения.
Порядок ее заполнения определен в гл. 6 Инструкции, утвержденной постановлением № 82.
Важно! В новой редакции изложено приложение 5 "Сведения о суммах земельного налога с организаций, подлежащих зачислению в бюджет административно-территориальной единицы, на территории которой располагается объект налогообложения" к налоговой декларации (далее – Сведения).
В 2011 г. в гр. 1 Сведений необходимо было указывать наименование административно-территориальной единицы, на которой располагается объект налогообложения. Это было неудобно для плательщиков, финансовых органов и налоговых инспекций.
Например, организация зарегистрирована в г. Могилеве и ей выделен земельный участок в г. Минске. Город Минск является самостоятельной административно-территориальной единицей. Районы г. Минска административно-территориальными единицами не признают. В г. Минске 9 районов и10 районных налоговых инспекций. Возникает вопрос: на счет какой налоговой инспекции в г. Минске финансовыми органами должен быть зачислен земельный налог? Чтобы подобные вопросы не возникали, с 2012 г. в гр. 1 Сведений плательщики должны указывать не название административно-территориальной единицы, а название налоговой инспекции по месту нахождения земельного участка.
ЧТО СЛЕДУЕТ УЧЕСТЬ ПРИ ЗАПОЛНЕНИИ ДЕКЛАРАЦИИ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ ЗА 2012 ГОД
1. Коэффициенты, установленные местными Советами депутатов в 2012 г., не надо применять при исчислении земельного налога
Местные Советы депутатов в 2011 г. имели право увеличивать (уменьшать), но не более чем в 2 раза ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков (ст. 201-1 НК). Причем этим правом они пользовались неоднократно – в течение года несколько раз меняли ставки земельного налога.
Справочно: организации производили исчисление и уплату земельного налога по ставкам, увеличенным (уменьшенным) решениями местных Советов депутатов, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором соответствующее решение вступило в силу (часть третья п. 6 ст. 202 НК).
С 2012 г. права местных Советов депутатов уменьшены. Теперь исчисление и уплату земельного налога по ставкам, увеличенным (уменьшенным) согласно решениям местных Советов депутатов, необходимо производить с 1 января года, следующего за годом, в котором соответствующее решение принято.
Таким образом, если в январе 2012 г. местный Совет депутатов принял решение об увеличении ставок земельного налога, то этим решением в 2012 г. можно не пользоваться.
Важно! Если в решении местного Совета депутатов об установлении повышающих коэффициентов, которым организации руководствовались в 2011 г., не указан конкретный период его действия (год), а новое решение данного органа отсутствует, то плательщикам необходимо руководствоваться этим решением и в 2012 г.
2. При наличии объектов сверхнормативного незавершенного строительства земельный налог надо исчислить с применением ставки налога, увеличенной в 2 раза
Термин "объекты сверхнормативного незавершенного строительства" активно используют в разных главах НК. Отметим, что при исчислении каждого налога его трактуют по-разному.
Исчисление налога на недвижимость. Годовая ставка налога на недвижимость для организаций, имеющих в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты сверхнормативного незавершенного строительства, установлена в размере 2 % от стоимости зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства (ст. 188 НК). Для целей гл. 17 "Налог на недвижимость" НК зданиями и сооружениями сверхнормативного незавершенного строительства признают здания и сооружения, по которым превышены нормативные сроки строительства, установленные проектной документацией (п. 1 ст. 185 НК). При этом при исчислении налога на недвижимость к зданиям и сооружениям сверхнормативного незавершенного строительства не относят здания и сооружения, находящиеся на реконструкции и модернизации.
При исчислении земельного налога под объектами сверхнормативного незавершенного строительства понимают не только строительство новых зданий, но и реконструкцию и модернизацию.
При заполнении налоговой декларации следует учитывать, что ряд объектов сверхнормативного незавершенного строительства исключены из объекта обложения налогом на недвижимость, но аналогичных исключений при исчислении земельного налога не предусмотрено.
Так, не признают объектом обложения налогом на недвижимость у организаций здания и сооружения сверхнормативного незавершенного строительства (подп. 2.2 п. 2 ст. 185 НК):
– по объектам строительства, финансируемым из бюджета;
– относящиеся к объектам жилищного строительства (за исключением встроенной, пристроенной, встроено-пристроенной нежилой части жилого дома в соответствии с проектной документацией на возведение объекта, сметой (сметной документацией));
– в части стоимости строительства, осуществляемого собственными силами без привлечения сторонней строительной организации.
В то же время земельные участки, занятые вышеперечисленными объектами сверхнормативного незавершенного строительства, следует облагать земельным налогом в двойном размере.
Справочно: согласно п. 5 ст. 196, п. 3 ст. 197, п. 6 ст. 198, п. 4 ст. 199 НК к земельным участкам (частям земельного участка), занятым объектами сверхнормативного незавершенного строительства, применяют ставки земельного налога, увеличенные на коэффициент 2.
Пример 1
Организация строит здание за бюджетные средства или средства инновационного фонда. В связи с недостатком средств и их нерегулярным выделением здание не было построено в установленные сроки. Для того чтобы не удорожать стоимость строительства, осуществляемого за бюджетные средства, объект сверхнормативного незавершенного строительства не облагается налогом на недвижимость. Но с 2012 г. за земельный участок, занятый этим объектом, придется платить земельный налог в двойном размере.
По возводимым объектам согласно п. 3 ст. 203 НК суммы земельного налога подлежат включению в стоимость объектов незавершенного капитального строительства. Поэтому с 2012 г. из бюджета придется выделять организациям, осуществляющим строительство, дополнительные средства на уплату земельного налога.
Пример 2
Организация осуществляет строительство жилого дома. Сроки строительства превысили нормативные. На первый взгляд может показаться, что за земельный участок, занятый объектом сверхнормативного незавершенного жилищного строительства, придется платить земельный налог в двойном размере. Но это не так. Следует учитывать, что согласно подп. 1.17 п. 1 ст. 194 НК освобождаются от земельного налога земельные участки, предоставленные для строительства жилых домов организациям, за исключением площадей земельного участка, приходящихся на встроенную, пристроенную, встроено-пристроенную нежилую часть дома в соответствии с проектной документацией на возведение объекта, сметой (сметной документацией), – на период их строительства.
Таким образом, земельный налог в двойном размере будет уплачиваться только за часть площади земельного участка, приходящуюся на встроенную, пристроенную, встроено-пристроенную нежилую часть дома в соответствии с проектной документацией на возведение объекта, сметой (сметной документацией). Остальная часть земельного участка освобождается от налогообложения.
Следует иметь в виду, что исчисление и уплату земельного налога за земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, по ставкам, увеличенным на коэффициент 2, нужно производить с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек нормативный срок строительства, установленный проектной документацией (п. 6 ст. 202 НК).
Пример 3
В 2010 г. организации был выделен земельный участок для строительства здания. Нормативный срок строительства, установленный проектной документацией, истекает 10 марта 2012 г. Так как на момент заполнения налоговой декларации по земельному налогу организация не знает, завершится строительство в срок или нет, она должна исчислить земельный налог по обычной ставке и представить не позднее 20 февраля 2012 г. в налоговую инспекцию декларацию (расчет) по земельному налогу за 2012 г. Если строительство не будет закончено в срок, то с апреля 2012 г. и до окончания строительства организация будет вынуждена уплачивать земельный налог по ставке, увеличенной в 2 раза.
В связи с этим ей придется пересчитать земельный налог за 2012 г. и представить в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу.
Сразу отметим, что в НК не указано, в какой срок плательщики должны представлять в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу при появлении у них в течение года объекта сверхнормативного незавершенного строительства.
В то же время следует учитывать, что сроки уплаты земельного налога жестко определены в подп. 15.1 п. 15 ст. 202 НК.
Так, организации (за исключением садоводческих товариществ) должны уплачивать земельный налог:
– в течение года ежеквартально равными частями не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала;
– за земли, по которым уполномоченным государственным органом принято решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, в ноябре, – не позднее 22 декабря;
– за земли сельскохозяйственного назначения не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября – в размере 1/4 годовой суммы земельного налога.
Таким образом, за I квартал 2012 г. организация должна уплатить 1/4 годовой суммы земельного налога, исчисленного по обычной ставке, не позднее 22 февраля 2012 г.
Со II квартала 2012 г. организация должна уплачивать земельный налог в двойном размере. Срок уплаты земельного налога за II квартал – не позднее 22 мая 2012 г. Поэтому, чтобы налоговая инспекция успела сделать в лицевом счете плательщика начисление земельного налога в увеличенной сумме, организация должна не позднее 22 мая 2012 г. представить в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу.
Важно! Обращаем внимание, что уточненную декларацию желательно представлять в налоговую инспекцию раньше уплаты земельного налога в увеличенном размере. Если этого не сделать, то по данным налоговой инспекции у плательщика будет числиться переплата по земельному налогу, которую налоговая инспекция может без ведома плательщика направить в счет погашения задолженности по другим платежам в бюджет. В то же время после представления уточненной налоговой декларации по земельному налогу выяснится, что у плательщика образовалась недоимка по земельному налогу, за что будет начислена пеня.
3. При исчислении земельного налога за земли сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов необходимо применить проиндексированные ставки налога
Земли сельскохозяйственного назначения. Налоговую базу земельного налога за сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения, а также в других случаях, предусмотренных гл. 18 "Земельный налог" НК, при наличии кадастровой оценки определяют по площади и баллу кадастровой оценки земель сельскохозяйственных организаций, в т.ч. крестьянских (фермерских) хозяйств.
В то же время площадь земельного участка установлена в качестве налоговой базы:
– для сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения;
– земельных участков, используемых для добычи торфа на топливо и удобрения и сапропелей на удобрения;
– земельных участков, входящих в состав земель лесного фонда и предоставленных для использования в сельскохозяйственных целях;
– земельных участков, входящих в состав земель водного фонда и предоставленных для использования в сельскохозяйственных целях, а также для рыборазведения и акклиматизации рыбы;
– земельных участков:
общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, иных объектов, производственной зоны и рекреационной зоны при кадастровой стоимости земельных участков соответственно менее 40 000 000, 218 000 000, 109 000 000 и 120 000 000 бел. руб. за 1 га;
жилой многоквартирной зоны и жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости земельных участков соответственно менее 320 000 000 и 80 000 000 бел. руб. за 1 га.
Так, ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами, луговые земли) установлены:
– при наличии кадастровой оценки – в приложении 2 к НК;
– при отсутствии кадастровой оценки – в приложении 3 к НК (установлены в соответствии со средней ставкой земельного налога по районам Республики Беларусь).
Эти ставки с 1 января 2012 г. были проиндексированы Минфином на уровень инфляции за 2011 г., т.е. увеличены на 115 %, или в 2,15 раза.
Например, ставка земельного налога на пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами при кадастровой оценке земель до 6 баллов составляет: в 2011 г. – 1 927 руб. за 1 га, в 2012 г. – 4 143 руб.за 1 га.
Средняя ставка земельного налога в Барановичском районе Брестской области составляет: в 2011 г. – 45 289 руб. за 1 га, в 2012 г. – 97 371 руб. за 1 га.
И в первом, и во втором случае размер ставки налога возрос в 2,15 раза.
Важно! В приложении 2 к НК установлены ставки налога для земельных участков, кадастровая оценка которых составляет от 6 до 50 баллов.
Если общий балл кадастровой оценки превышает 50, то ставку земельного налога плательщики должны исчислить самостоятельно.
В примечании к приложению 2 к НК указано, что ставка земельного налога каждой 0,1 балла кадастровой оценки выше 21 балла увеличивается на 187,5 руб. для пахотных земель, залежных земель и земель под постоянными культурами и на 122,1 руб. для улучшенных луговых земель.
Пример 4
Кадастровая оценка земельного участка пахотных земель составляет 52 балла. Для расчета ставки земельного налога необходимо взять ставку налога 56 661 руб. за 1 га и добавить к ней по 187,5 руб. за каждую дополнительную 0,1 балла, т.е. 3 750 руб. (187,5 руб. × 0,1 балла × 20). Таким образом, ставка земельного налога для земельного участка пахотных земель, кадастровая оценка которого составляет 52 балла, равна 60 411 руб. за 1 га.
Земли населенных пунктов. Налоговую базу земельного налога в основном определяют в размере кадастровой стоимости земельного участка на 1 января календарного года (п. 1 ст. 195 НК).
Кадастровую стоимость земельного участка определяют в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.
В большинстве случаев кадастровая стоимость земельных участков установлена в долларах США. Поэтому в последние годы в связи с кризисом кадастровая стоимость земельных участков постоянно увеличивалась.
Пример 5
Кадастровая оценка земельного участка проведена в 2007 г. и составляет 300 долл. США за 1 м2. При исчислении земельного налога в 2011 г. плательщики пересчитывали кадастровую стоимость земельного участка исходя из курса доллара США к белорусскому рублю по состоянию на 1 января 2011 г., т.е. исходя из 3 000 руб. за 1 долл. США.
Если действовать в соответствии с НК, то в 2012 г. при исчислении земельного налога следовало пересчитать кадастровую стоимость земельных участков из долларов США в белорусские рубли исходя из официального курса Нацбанка на 1 января 2012 г. 8 350 руб. за 1 долл. США. В этом случае земельный налог по сравнению с прошлым годом увеличился бы в 2,78 раза.
Чтобы не допустить этого, государственные органы приняли решение в 2012 г. отойти от методики исчисления земельного налога, установленной в НК, и посчитать земельный налог по-другому.
В настоящее время на сайте Национального кадастрового агентства (nca.by) можно увидеть кадастровую стоимость земельных участков за 1 м2 в долларах США и в белорусских рублях. При этом на сайте указано, что официальный курс Нацбанка составляет на 1 января 2012 г. 8 350 руб. за 1 долл. США, но одновременно содержится пояснение, что кадастровая стоимость на 1 января 2011 г. проиндексирована на 1 января 2012 г. с применением коэффициента 2,15, учитывая уровень инфляции за 2011 г.
4. Вместе с налоговой декларацией в налоговую инспекцию необходимо представить 2 справки о размере и составе использованных льгот по земельному налогу (арендной плате за земельные участки): за 2011 г. и за 2012 г.
В 2011 г. приложение "Справка о размере и составе использованных льгот" к форме налоговой декларации (расчета) заполнялось плательщиками однократно по истечении календарного года при применении льгот по налогам (сборам), в т.ч. при применении пониженных по сравнению с обычными ставок налогов (сборов) (п. 6 Инструкции, утвержденной постановлением № 82).
На основании этого при представлении в налоговые инспекции не позднее 20 февраля 2011 г. налоговой декларации (расчета) по земельному налогу за 2011 г. плательщики прилагали к декларации указанную справку (приложение 1) за 2010 г.
С 1 января 2012 г. в п. 6 Инструкции, утвержденной постановлением № 82, внесены изменения постановлением МНС РБ от 02.01.2012 № 1. Теперь приложения к формам налоговой декларации (расчета) по налогу на недвижимость организаций и налоговой декларации (расчета) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций представляют одновременно с налоговыми декларациями (расчетами) на текущий налоговый период.
Таким образом, представляя в налоговые инспекции не позднее 20 февраля 2012 г. налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций за 2012 г., организации должны прилагать к декларации справку о размере и составе использованных льгот по земельному налогу за 2012 г.
Учитывая изложенное, получается, что плательщики не должны представлять в налоговую инспекцию справку о размере и составе использованных льгот по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) за 2011 г. Ни в постановлении МНС РБ от 02.01.2012 № 1, ни в комментариях МНС данный вопрос не разъяснен. Поэтому мы рекомендуем организациям вместе с налоговой декларацией (расчетом) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций за 2012 г., не ожидая дополнительных разъяснений, представить в налоговую инспекцию сразу 2 справки о размере и составе использованных льгот по земельному налогу – за 2011 г. и 2012 г.
Важно! У плательщиков земельного налога, которые представляют налоговые декларации в электронном виде, программа может не пропустить 2 справки о льготах вместе с одной налоговой декларацией. Поэтому вторую справку о льготах (за 2011 г.) надо представить в налоговую инспекцию на бумаге.
Аналогичная ситуация возникает и в отношении налога на недвижимость. Возможно до 20 марта 2012 г. МНС разъяснит организациям, каким образом и сколько справок о размере и составе использованных льгот необходимо представлять вместе с налоговой декларацией (расчетом) по налогу на недвижимость организаций за 2012 г.