Порядок исчисления и уплаты земельного налога в 2012 г. не претерпел существенных изменений. Большинство из них носят редакционный характер. Вместе с тем нововведения в порядке исчисления земельного налога позволят решить некоторые проблемные вопросы с учетом результатов практического применения норм Налогового кодекса РБ (далее – НК).
НЕ ПРИЗНАЮТ ОБЪЕКТОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ОБЪЕДИНЕНИЙ)
С 2012 г. не признают объектом налогообложения (до 2012 г. применялась льгота в соответствии с подп. 1.18 п. 1 ст. 194 НК) земельные участки религиозных организаций (объединений), зарегистрированных в соответствии с законодательством, в т.ч. в случае сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий (помещений) и сооружений, расположенных на таких земельных участках, иным религиозным организациям (объединениям).
Следовательно, с 2012 г. у религиозных организаций (объединений) отсутствует обязанность представления в налоговые органы налоговой декларации (расчета) по земельному налогу (ст. 193 НК), а также документов, подтверждающих право на льготы.
ОСВОБОЖДЕНЫ ОТ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ…
…занятые материальными историко-культурными ценностями, по перечню, утверждаемому Советом Министров
В 2011 г. земельные участки, занятые материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей РБ, по перечню таких ценностей, утвержденному Президентом, при условии выполнения их собственниками обязательств, обусловленных законодательством об охране историко-культурного наследия, освобождались от земельного налога (подп. 1.2 п. 1 ст. 194 НК).
Соответствующий перечень был утвержден Указом Президента РБ от 30.07.2007 № 367 "Аб зацвярджэннi пералiку матэрыяльных гiсторыка-культурных каштоўнасцей, уключаных у дзяржаўны спiс гiсторыка-культурных каштоўнасцей Рэспублiкi Беларусь, землi, занятыя якiмi, вызваляюцца ад зямельнага падатку i арэнднай платы за зямельныя ўчасткi, якiя знаходзяцца ў дзяржаўнай уласнасцi".
С 2012 г. такой перечень утверждает уже не Президент, а Совет Министров.
…организаций, занятых спортивными сооружениями, являющимися основными базами подготовки национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта
Внесено дополнение, согласно которому предусмотрено освобождение от налогообложения земельных участков организаций, занятых спортивными сооружениями, являющимися основными базами подготовки национальных и сборных команд республики по видам спорта (подп. 1.14 п. 1 ст. 194 НК).
Конкретизация вышеуказанной нормы НК связана с тем, что в перечне спортивных сооружений, являющихся основными базами подготовки национальных и сборных команд республики по видам спорта, утвержденном постановлением Минспорта РБ от 11.01.2005 № 2, указаны конкретные наименования организаций, спортивные сооружения которых являются основными базами подготовки национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта, а также адреса месторасположения данных земельных участков.
…в части строящегося дома, которую относят к жилой, и только на период строительства
В настоящее время большинство вновь строящихся жилых домов имеют встроенные, пристроенные, встроенно-пристроенные нежилые помещения (объекты розничной торговли, бытового обслуживания, банки и т.д.), которые не относят к жилому фонду, но на период строительства дом целиком считается объектом жилищного строительства. В связи с этим в НК внесены изменения, согласно которым с 2012 г. освобождение от земельного налога по объектам строительства жилых домов будут предоставлять только в той части строящегося дома, которую относят к жилой, и только на период строительства (подп. 1.17 п. 1 ст. 194 НК).
Площади земельного участка, приходящиеся на встроенную, пристроенную, встроенно-пристроенную нежилую часть дома в соответствии с проектной документацией на возведение объекта, сметой (сметной документацией), следует облагать земельным налогом в общеустановленном порядке.
Пример
Решением Мингорисполкома от 04.02.2011 ЖСК предоставлен земельный участок для строительства и обслуживания многоквартирного жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями (офисы, магазины). Соотношение жилой и нежилой части дома составляет 80 % и 20 % соответственно. Срок окончания строительства объекта по проекту – февраль 2013 г.
В рассматриваемой ситуации ЖСК с 1 марта 2011 г. являлся плательщиком земельного налога. Вместе с тем на период с 1 марта по 31 декабря 2011 г. ЖСК имел право на применение льготы в отношении данного земельного участка.
С 1 января 2012 г. ЖСК может применить освобождение от земельного налога лишь в отношении той части строящегося дома, которая относится к жилой (80 %). Площадь земельного участка, приходящуюся на встроено-пристроенные нежилые помещения (офисы, магазины), состав-ляющую 20 % по проекту строительства, облагают земельным налогом в 2012 г. в общеустановленном порядке.
…научных организаций, научно-технологических парков и центров трансфера технологий
С 2012 г. появились 3 новые категории плательщиков, земельные участки которых освобождены от земельного налога: научные организации, научно-технологические парки и центры трансфера технологий (подп. 1.31 п. 1 ст. 194 НК).
Важно! Освобождение земельных участков по данным категориям плательщиков предоставлено только до 1 января 2016 г.
…организаций культуры
В связи с приведением норм НК в соответствие с нормами Указа Президента РБ от 14.04.2011 № 145 "О некоторых вопросах налогообложения в сферах культуры и информации" освобождены от земельного налога земельные участки организаций культуры (подп. 1.32 п. 1 ст. 194 НК).
Справочно: под организацией культуры понимают юридическое лицо, которое осуществляет в качестве основной деятельности культурную деятельность (подп. 1.6 п. 1 ст. 1 Закона РБ от 04.06.1991 "Аб культуры ў Рэспублiцы Беларусь").
Важно! Если организация, применяющая определенную льготу по земельному налогу, сдает в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование здания и сооружения (их части), машино-места организациям культуры, научным организациям, научно-технологическим паркам, центрам трансфера технологий, льгота, применяемая организацией, не утрачивается (п. 12 ст. 202 НК).
…объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним
С 2012 г. освобождают от налогообложения земельные участки, предоставляемые для строительства объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним, – в течение периода проведения проектных работ, осуществляемых в пределах нормативных сроков, определенных в проектной документации, строительных работ, а также земельные участки, занятые объектами придорожного сервиса, – в течение 2 лет с даты ввода таких объектов в эксплуатацию (подп. 1.33 п. 1 ст. 194 НК).
Справочно: до 2012 г. такое освобождение применяли в соответствии с Указом Президента РБ от 13.06.2011 № 245 "О внесении изменений и дополнения в указы Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. № 270 и от 1 марта 2010 г. № 101".
Под объектами придорожного сервиса понимают капитальные строения (здания, сооружения):
– расположенные на придорожной полосе (в контролируемой зоне) республиканских автомобильных дорог, а также на земельном участке, часть которого находится на придорожной полосе (в контролируемой зоне), а другая часть непосредственно прилегает к придорожной полосе (контролируемой зоне) республиканских автомобильных дорог;
– предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования (мотели, хостелы, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, объекты торговли и общественного питания, мойки, охраняемые стоянки, стоянки для автофургонов и автоприцепов для жилья), за исключением объектов, расположенных на земельных участках, предоставленных для строительства и (или) обслуживания автозаправочных станций (подп. 1.1 п. 1 названного Указа).
…в СЭЗ для строительства объектов
С 2012 г. освобождение установлено в отношении земельных участков в границах свободных экономических зон (СЭЗ), предоставленных резидентам СЭЗ, зарегистрированным в качестве таковых с 1 января 2012 г., для строительства объектов – на период проектирования и строительства этих объектов, но не более 5 лет с даты указанной регистрации.
Резиденты СЭЗ, зарегистрированные в качестве таковых до 1 января 2012 г., вправе применять льготу в период проектирования и строительства объектов, для строительства которых предоставлены земельные участки, но не ранее чем с 1 января 2017 г. и не более 5 лет с указанной даты (подп. 1.34 п. 1 ст. 194 НК).
УВЕЛИЧЕНА СТАВКА НАЛОГА ЗА ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ЗАНЯТЫЕ ЗДАНИЯМИ И СООРУЖЕНИЯМИ
1. Ставка земельного налога на земельные участки сельскохозяйственного назначения, занятые зданиями, сооружениями и другими объектами, увеличена с 1 927 руб. до 4 140 руб. за 1 га, или в 2,15 раза (п. 2 ст. 196 НК).
Напомним, что для сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения в качестве налоговой базы установлена площадь земельного участка (подп. 6.1 п. 6 ст. 195 НК).
2. Ставки земельного налога на сельско-хозяйственные земли сельскохозяйственного назначения и средние ставки земельного налога по районам республики согласно приложениям 2 и 3 к НК проиндексированы, и данные приложения изложены в новой редакции.
ПРИ НАЛИЧИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ (ЧАСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА), ЗАНЯТЫХ ОБЪЕКТАМИ СВЕРХНОРМАТИВНОГО НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, СТАВКИ НАЛОГА УВЕЛИЧЕНЫ В 2 РАЗА
На земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, с 2012 г. применяют ставки земельного налога, увеличенные на коэффициент 2 (п. 5 ст. 196, п. 3 ст. 197, п. 6 ст. 198, п. 4 ст. 199, п. 4 ст. 200, п. 3 ст. 201 НК).
При этом исчисление и уплату земельного налога за земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, по ставкам, увеличенным на коэффициент 2, производят с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек нормативный срок строительства, установленный проектной документацией (п. 6 ст. 202 НК).
Сведения о земельных участках (частях земельного участка), на которых расположены объекты сверхнормативного незавершенного строительства (площадь, функциональное использование, целевое назначение, кадастровая стоимость земельных участков (частей земельного участка) на 1 января налогового периода, а также период пользования этими земельными участками (частями земельного участка)), представляют землеустроительные службы местных исполкомов налоговым органам по месту нахождения этих земельных участков (частей земельного участка) в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения таких объектов либо по запросу налоговых органов. Данные сведения являются основанием для исчисления земельного налога (п. 3 ст. 202 НК).
РЕШЕНИЯ МЕСТНЫХ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ОБ УВЕЛИЧЕНИИ (УМЕНЬШЕНИИ) СТАВОК ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА: НОВЫЙ ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ
С 2012 г. установлен новый срок исчисления и уплаты земельного налога по ставкам, увеличенным (уменьшенным) в соответствии с решениями местных Советов депутатов.
Плательщики будут исчислять и уплачивать земельный налог по ставкам с учетом увеличения (уменьшения), установленного согласно решениям местных Советов депутатов, с 1 января года, следующего за годом, в котором соответствующее решение принято. Это избавит плательщиков от необходимости представления в налоговые органы уточненных налоговых деклараций (расчетов) по земельному налогу при принятии такого решения местным Советом депутатов (п. 6 ст. 202 НК).
Справочно: в 2011 г. исчисление земельного налога по ставкам, увеличенным (уменьшенным) в соответствии с решениями местных Советов депутатов, производилось с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором соответствующее решение вступило в силу.
Таким образом, с 2012 г. применяют увеличенные или уменьшенные решениями местных Советов депутатов ставки, принятые до 1 января 2012 г.
ПРЕДУСМОТРЕН ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА ПРИ СМЕНЕ РЕЖИМОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Предусмотрен механизм исчисления земельного налога при переходе организаций на особые режимы налогообложения, не предусматривающие исчисление и уплату земельного налога, а также при переходе с указанных режимов на общий порядок налого-обложения.
В первой ситуации земельный налог не исчисляют и не уплачивают с 1-го числа месяца, с которого осуществлен данный переход.
Во второй ситуации исчисление и уплату земельного налога производят с 1-го числа месяца, с которого осуществлен данный переход (п. 6 ст. 202 НК).
УРЕГУЛИРОВАН ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ (РАСЧЕТА) ПО НАЛОГУ, ЕСЛИ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК ПРЕДОСТАВЛЕН В ДЕКАБРЕ ТЕКУЩЕГО ГОДА
В 2012 г. в отношении земельных участков, по которым в декабре текущего года уполномоченным государственным органом принято решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, представление в налоговые органы налоговой декларации (расчета) по земельному налогу следует произвести не позднее 20 февраля года, следующего за годом принятия такого решения (п. 14 ст. 202 НК).
Справочно: до 2012 г. в такой ситуации налоговую декларацию (расчет) представляли не позднее 20 января года, следующего за годом принятия такого решения. Форма налоговой декларации (расчета) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций утверждена в приложении 5 к постановлению МНС РБ от 15.11.2010 № 82.
В 2012 г. плательщикам следует учесть положения постановления МНС РБ от 02.01.2012 г. № 1, внесшие изменения в постановление МНС РБ от 15.11.2010 № 82. В частности, по земельному налогу изложено в новой редакции приложение 5 к форме налоговой декларации (расчета) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций.