Организация в июле 2018 г. впервые ввела в эксплуатацию торговый объект, расположенный на земельном участке, предоставленном ей на праве временного пользования. В 2018 г. не было предусмотрено освобождение от земельного налога |*| для организаций, у которых на предоставленном им земельном участке впервые введено в эксплуатацию капитальное строение.
Возможно ли организации в 2019 г. воспользоваться льготой по земельному налогу в течение 1 года с даты приемки в эксплуатацию капитального строения?
Да, возможно с 1 января по 31 июля 2019 г.
С 1 января 2019 г. в связи с внесением Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК) глава «Земельный налог» была дополнена новой льготой, предусматривающей освобождение от земельного налога земельных участков (частей земельных участков), на которых расположены впервые введенные в действие капитальные строения (здания, сооружения), их части, в течение 1 года с даты их приемки в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством (подп. 1.30 п. 1 ст. 239 НК).
Положения подп. 1.30 п. 1 ст. 239 НК определяют в т.ч. период, в течение которого организация имеет право на применение налоговой льготы. А непосредственно порядок применения льготы по земельному налогу, т.е. механизм реализации права на применение освобождения от налогообложения, отражен в части первой п. 9 ст. 243 НК.
Так, частью первой п. 9 ст. 243 НК определено, что при утрате в течение календарного года права на льготу исчисление земельного налога производится начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем утраты этого права. При этом месяцем, в котором утрачено право на льготу, является месяц, на который приходится последний день действия льготы.
Учитывая изложенное и принимая во внимание информацию, указанную в вопросе, в отношении земельного участка, на котором расположено капитальное строение (здание, сооружение), принятое в эксплуатацию в июле 2018 г., земельный налог в связи с применением льготы на основании подп. 1.30 п. 1 ст. 239 НК может не уплачиваться в период с 1 января 2019 г. по 31 июля 2019 г.
Организации выделен земельный участок во временное пользование в 2017 г. сроком на 3 года. В феврале 2019 г. истек срок временного пользования земельным участком, однако организация не возвратила земельный участок исполкому и продолжает им пользоваться.
Является ли организация плательщиком земельного налога в 2019 г.?
Да, является в однократном размере.
Для организаций, у которых имеются земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, предусмотрена уплата земельного налога в однократном размере.
Справочно: в 2018 г. по земельным участкам, предоставленным во временное пользование и своевременно не возвращенным в соответствии с законодательством, самовольно занятым, применялись ставки, увеличенные на коэффициент 10 (п. 6 ст. 202 НК, в редакции 2018 г.).
В 2019 г. налоговым законодательством установлено, что в отношении таких земельных участков применяются ставки земельного налога по фактическому функциональному использованию в однократном размере.
Важно! Суммы земельного налога, исчисленные за земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, не включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп. 3.4 п. 3 ст. 245 НК).
Поликлиника (бюджетная организация) заключила договор с коммерческой организацией на аренду актового зала, находящегося на балансе поликлиники, сроком на 10 дней (с 1 по 10 апреля 2019 г.).
Является ли бюджетная организация плательщиком земельного налога?
Нет, не является.
Бюджетная организация не приобретает статус плательщика земельного налога при передаче в аренду помещения |*|, поскольку период нахождения данного помещения в аренде начинается и заканчивается в пределах апреля 2019 г., т.е. в пределах 1 месяца. Обоснуем приведенный вывод.
* В каких случаях возникает объект исчисления земельного налога при аренде
Бюджетные организации не признаются плательщиками земельного налога в отношении земельных участков (частей земельных участков), на которых расположены капитальные строения (здания, сооружения), их части, переданные указанными бюджетными организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование, в случае, когда дата передачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей и дата их возврата бюджетной организации (арендодателю, ссудодателю) приходятся на один и тот же календарный месяц (п. 1 ст. 237 НК).
Справочно: при сдаче бюджетными организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на земельных участках (частях земельных участков) бюджетных организаций, исчисление земельного налога по таким земельным участкам производится бюджетными организациями пропорционально площадям капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, переданных в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование. Земельный налог бюджетными организациями прекращает исчисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором капитальные строения (здания, сооружения), их части, переданные в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование, возвращены арендатором (ссудополучателем) бюджетной организации.
Организация является собственником помещений и уплачивает земельный налог, принимая во внимание его функциональное назначение, определенное исходя из цели, указанной в решении исполнительного комитета: «Земельный участок для размещения объектов административного назначения».
Изменится ли сумма земельного налога при пересмотре классификации назначения объекта недвижимого имущества, расположенного на данном земельном участке, на статус «Помещения неустановленного назначения»?
Да, изменится при определенных условиях.
Изменение назначения изолированного помещения без изменения целевого назначения земельного участка автоматически не влечет изменения величины причитающегося к уплате земельного налога. В случае изменения целевого назначения земельных участков, осуществляемого на основании Положения о порядке изменения целевого назначения земельных участков, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2011 № 1780, может быть изменено функциональное использование земельных участков. Данный факт может повлиять на определение их кадастровой стоимости и ставок при исчислении земельного налога.
Применение ставок земельного налога установлено ст. 241 НК, приложениями 3–6 к НК и зависит от категории земель, на которых расположены объекты недвижимости. При определении ставки земельного налога следует исходить из целевого назначения земельного участка, определенного соответствующим решением исполкома либо документами, удостоверяющими право на этот участок.
Организация «А» (резидент Республики Беларусь) приобрела в собственность земельный участок в Российской Федерации для строительства производственного цеха.
Признается ли этот земельный участок объектом налогообложения земельным налогом в Республике Беларусь?
Не признается.
Земельный участок расположен за пределами Республики Беларусь, поэтому он не является объектом налогообложения земельным налогом в Республике Беларусь.
Обоснуем приведенный вывод.
Объектами налогообложения земельным налогом признают расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки и доли в праве на них:
– принадлежащие организациям на праве частной собственности, постоянного или временного пользования;
– принадлежащие физическим лицам на праве частной собственности, пожизненного наследуемого владения или временного пользования, а также принятые ими по наследству;
– иные земельные участки, в отношении которых в соответствии с законодательством плательщики имеют право осуществлять пользование;
– предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые (ст. 238 НК).
Справочно: определение термина «земельный участок» содержится в ст. 1 Кодекса Республики Беларусь о земле, а именно: земельный участок – это часть земной поверхности, имеющая границу и целевое назначение и рассматриваемая в неразрывной связи с расположенными на ней капитальными строениями (зданиями, сооружениями).