Ситуация 1
Редакция газеты создана райисполкомом и является государственным учреждением. Райисполком предоставил редакции газеты в оперативное управление здание и выделил земельный участок для его эксплуатации и обслуживания, а также выделяет из местного бюджета дотации на покрытие убытков.
Редакция газеты применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) и в связи с этим не уплачивала в 2012 г. земельный налог и налог на недвижимость. Рассмотрим возникшие вопросы.
1.1. Правомерны ли действия редакции?
Нет, так как редакция должна была уплатить в 2012 г. указанные налоги.
Действительно, в 2012 г. уплата налога при УСН заменяла уплату налогов, сборов (пошлин) и отчислений в бюджет или государственные внебюджетные фонды, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, районные, Минский городской и городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты (далее – арендная плата за землю), отчислений в инновационные фонды, образуемые в соответствии с законодательными актами, кроме случаев, предусмотренных п. 3 ст. 286 Налогового кодекса РБ; далее – НК (подп. 2.1 п. 2 ст. 286 НК).
В связи с тем что в п. 3 ст. 186 НК не указано, что государственные учреждения должны уплачивать земельный налог и налог на недвижимость, редакция газеты не уплачивала указанные налоги в бюджет.
Однако редакция не учла нормы подп. 3.13, 3.14 п. 3 ст. 286 НК. Из них следует, что для некоммерческих организаций (за исключением республиканских государственно-общественных объединений, бюджетных организаций) сохраняется общий порядок исчисления и уплаты земельного налога, арендной платы за землю, налога на недвижимость.
Так как редакция газеты получает дотацию из бюджета на покрытие убытков, то она не является бюджетной организацией, а относится к некоммерческим организациям.
В связи с этим на основании подп. 3.13, 3.14 п. 3 ст. 286 НК редакция газеты должна была уплачивать в 2012 г. земельный налог и налог на недвижимость.
Справочно: юридическими лицами могут быть коммерческие организации (организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками) и некоммерческие организации (организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками) (п. 1 ст. 46 Гражданского кодекса РБ; далее – ГК).
Некоммерческие организации могут создаваться:
– в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательными актами;
– для достижения социальных, природоохранных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и юридических лиц, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи в соответствии с законодательством, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Надо учитывать, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима либо для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций, либо для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных в их учредительных документах, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности данных организаций.
Учреждением признают организацию, созданную собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемую им полностью или частично (п. 1 ст. 120 ГК).
Учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения им в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества (п. 1 ст. 277 НК). Оно не вправе без согласия собственника отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему.
Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то полученные от такой деятельности доходы и приобретенное за счет их имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
Таким образом, исходя из норм ГК, учреждения, в т.ч. государственные, являются некоммерческими организациями.
Для целей налогообложения следует отличать некоммерческие организации от бюджетных организаций. Так, бюджетные организации имеют ряд отличительных признаков (п. 1 ст. 16 НК):
1) создаются Президентом, государственными органами, в т.ч. местным Советом депутатов, местным исполнительным и распорядительным органом, или иной уполномоченной на то Президентом государственной организацией;
2) создаются для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера;
3) финансируются из соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы;
4) ведут бухгалтерский учет в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций, либо учет активов и обязательств в соответствии с законодательством для государственных органов, имеющих воинские формирования и военизированные организации, а также подчиненные им воинские части, организации и подразделения.
Следует учитывать, что к бюджетным организациям не относят организации (п. 2 ст. 16 НК):
– получающие субсидию за счет средств бюджета на покрытие убытков от предпринимательской деятельности и содержание основных фондов;
– получающие из бюджета средства для осуществления предпринимательской деятельности.
1.2. Сохранился ли в 2013 г. порядок уплаты земельного налога и налога на недвижимость в указанной ситуации?
С 1 января 2013 г. п. 3 ст. 286 НК действует в редакции Закона РБ от 26.10.2012 № 431-З. В текущем году организации, применяющие УСН, также должны уплачивать земельный налог и налог на недвижимость. Исключение из этого правила сделано только
:
– для организаций, у которых общая площадь земельных участков не превышает 0,5 га;
– для организаций, у которых общая площадь земельных участков не превышает 0,5 га;
– бюджетных организаций, республиканских государственно-общественных объединений, а также организационных структур республиканского государственно-общественного объединения "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь", созданных в виде юридических лиц;
– земельного налога за сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами, луговые земли);
– организаций, у которых общая площадь капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении (в т.ч. переданных в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование), а также в пользовании в случаях, указанных в части первой п. 1 ст. 184 НК, не превышает 1 500 м2.
Таким образом, в 2013 г. редакция газеты, применяющая УСН, не будет являться плательщиком земельного налога, если площадь выделенного ей земельного участка не превышает 0,5 га, и налога на недвижимость, если площадь выделенного в оперативное управление здания не превышает 1 500 м2.
Ситуация 2
Организация, применяющая УСН, самовольно в 2012 г. взяла в пользование земельный участок. Землеустроительная служба сообщила об этом налоговой инспекции. Рассмотрим возникшие вопросы.
2.1. Должна ли организация уплачивать земельный налог за самовольно взятый в пользование земельный участок?
Не должна.
Плательщиками земельного налога признают организации, у которых земельные участки на территории Республики Беларусь находятся на праве постоянного или временного пользования, частной собственности (п. 1 ст. 192 НК).
Организации должны уплачивать земельный налог в т.ч. и за самовольно занятые земельные участки. Это следует из норм:
1) п. 4 ст. 192 НК.
Не является основанием для непризнания организаций плательщиками в отношении земельных участков, которыми они фактически пользуются, отсутствие:
– документов, указанных в абз. 2 части первой п. 3 ст. 202 НК.
К таким документам, являющимся основанием для исчисления земельного налога, относят государственный акт на земельный участок, удостоверение на право временного пользования земельным участком, свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, решение уполномоченного государственного органа, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок;
– предусмотренной законодательством государственной регистрации прав частной собственности, постоянного или временного пользования земельными участками;
2) ст. 193 НК.
В данной статье прямо указано на то, что объектами обложения земельным налогом признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, находящиеся в частной собственности, постоянном или временном пользовании (в т.ч. предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению) организаций.
Для налоговых инспекций основанием для исчисления земельного налога являются представляемые землеустроительными службами исполкомов сведения о предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных земельных участках, самовольно занятых, используемых не по целевому назначению.
Такие сведения представляются землеустроительными службами местных исполнительных комитетов налоговым инспекциям по месту нахождения этих земельных участков в электронном виде, в порядке и по форме, утвержденной МНС по согласованию с Госкомимуществом, в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу постановления уполномоченного государственного органа по делу о соответствующем правонарушении (ст. 202 НК).
В настоящее время действует форма сведений о предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных земельных участках, самовольно занятых, используемых не по целевому назначению, утвержденная приказом МНС РБ от 29.03.2012 № 50.
На самовольно занятые земельные участки применяются ставки земельного налога по фактическому функциональному использованию, увеличенные на коэффициент 10. При этом надо иметь в виду следующее:
– уплата земельного налога не узаконивает самовольно занятый земельный участок;
– суммы земельного налога, исчисленные на самовольно занятые земельные участки с применением ставок земельного налога, увеличенных на коэффициент 10, не включают в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении (подп. 4.2 п. 4 ст. 203 НК).
Однако в изложенной ситуации уплата налога при УСН заменяет уплату налогов (в т.ч. земельного), сборов (пошлин) и отчислений в бюджет или государственные внебюджетные фонды, арендной платы за землю, отчислений в инновационные фонды, образуемые в соответствии с законодательными актами, кроме случаев, предусмотренных п. 3 ст. 286 НК (подп. 2.1 п. 2 ст. 286 НК).
В 2012 г. на основании подп. 3.14 п. 3 ст. 286 НК общий порядок исчисления и уплаты земельного налога сохранен для некоммерческих организаций (за исключением республиканских государственно-общественных объединений, бюджетных организаций).
Таким образом, в 2012 г. среди организаций, применяющих УСН, земельный налог за самовольно занятые земельные участки должны платить только некоммерческие организации (за исключением республиканских государственно-общественных объединений, бюджетных организаций). Остальные организации, применяющие УСН, по самовольно занятым земельным участкам земельный налог не уплачивали.
С 1 января 2013 г. в п. 3 ст. 286 НК внесены изменения и дополнения. Как и ранее, большинство организаций, применяющих УСН, сохраняют общий порядок исчисления и уплаты земельного налога, за исключением:
– организаций, у которых общая площадь земельных участков не превышает 0,5 га;
– бюджетных организаций, республиканских государственно-общественных объединений, а также организационных структур республиканского государственно-общественного объединения "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь", созданных в виде юридических лиц;
– земельного налога за сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами, луговые земли).
Таким образом, в изложенной ситуации организация не будет являться плательщиком земельного налога за самовольно взятый земельный участок ни в 2012 г., ни в 2013 г.
2.2. Какая ответственность за это предусмотрена?
Самовольное занятие земельного участка влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере от 50 до 300 базовых величин (ст. 23.41 "Самовольное занятие земельного участка" КоАП РБ).
Протоколы по таким административным правонарушениям составляют органы КГК, а также органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель.
Суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, выносят постановление, которое вступает в законную силу по истечении срока на обжалование и опротестование.
2.3. Применяются ли коэффициенты, установленные местными Советами депутатов, при исчислении земельного налога за самовольно занятые земельные участки?
Применяются.
Местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать), но не более чем в 2 раза ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков. При этом такие решения местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога не распространяются на юридические лица, получающие государственную поддержку в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, финансовой помощи из республиканского бюджета (ст. 2011 НК).
Исчисление и уплату земельного налога по ставкам, увеличенным (уменьшенным) в соответствии с решениями местных Советов депутатов, субъекты хозяйствования производят с 1 января года, следующего за годом, в котором соответствующее решение принято (часть четвертая п. 6 ст. 202 НК).
Надо учитывать, что вышеперечисленные коэффициенты к ставкам земельного налога действуют параллельно и применяются одновременно.
Пример 1
Организация самовольно захватила земельный участок на территории местного Совета депутатов, который установил повышающий коэффициент к ставкам земельного налога 2,0.
В этом случае организация за самовольно занятый земельный участок должна уплачивать земельный налог по ставкам, увеличенным в 20 раз (коэффициент 10, установленный гл. 18 НК, × коэффициент 2, определенный местным Советом депутатов).
При установлении понижающих коэффициентов местные Советы депутатов невольно уменьшают размер земельного налога для нарушителей земельного законодательства – организаций, которые своевременно не возвращают, самовольно захватывают, используют не по целевому назначению земельные участки.
Пример 2
В целях привлечения инвестиций, развития предпринимательской деятельности на своей территории местный Совет депутатов установил к ставкам земельного налога понижающий коэффициент 0,5, т.е. уменьшил ставки земельного налога в 2 раза.
НК не содержит нормы о том, что решения местных Советов депутатов об уменьшении ставок земельного налога не распространяются на юридические лица, которые своевременно не возвращают, самовольно захватывают, используют не по целевому назначению земельные участки. Поэтому в данном случае указанные организации на территории этого местного Совета депутатов также будут уплачивать земельный налог в 2 раза меньше, т.е. не в 10-кратном, а только в 5-кратном размере.