Организации, у которых среднесписочная численность работников за 2012 г. превысила 50 человек, должны представить декларацию по земельному налогу только в электронном виде
Организации – плательщики земельного налога должны не позднее 20 февраля т.г. (среда, рабочий день) представить по месту постановки на налоговый учет декларации по земельному налогу за 2013 г. (п. 14 ст. 202 Налогового кодекса РБ; далее – НК).
По общему правилу плательщик может выбрать способ представления налоговому органу декларации: либо по установленной форме на бумажном носителе, либо по установленным форматам в виде электронного документа (п. 4 ст. 63 НК).
Эти правила не распространяются на организации, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 50 человек. Такие организации должны представлять в налоговую инспекцию налоговые декларации (расчеты) только в электронном виде (п. 4 ст. 63 НК).
Справочно: не позднее 20 января 2013 г. организации должны были в произвольной форме представить в налоговые инспекции по месту постановки на учет сведения о среднесписочной численности работников за 2012 г. Такая численность должна определяться в порядке, установленном:
– ст. 286 НК – для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения;
– Указаниями по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденными постановлением Минстата РБ от 29.07.2008 № 92, – для всех остальных плательщиков, не применяющих УСН.
Обращаем внимание организаций, у которых среднесписочная численность работников за 2012 г. превысила 50 человек.
Если организация принесет в налоговую инспекцию декларацию по земельному налогу за 2013 г. на бумажном носителе, то инспекция не примет от нее декларацию в таком виде. Она не будет принята в расчет и в том случае, если организация вышлет налоговую декларацию на бумажном носителе в инспекцию по почте.
Налоговая инспекция будет считать, что организация не представила налоговую декларацию по земельному налогу в установленный срок, и применит санкции, установленные ст. 13.4 "Нарушение срока представления налоговой декларации (расчета)" КоАП.
Так, согласно ч. 1 этой статьи нарушение плательщиком установленного срока представления в налоговую инспекцию налоговой декларации (расчета) при просрочке не более 3 рабочих дней влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере от 1 до 10 базовых величин.
Нарушение плательщиком установленного срока представления в налоговую инспекцию налоговой декларации (расчета) при просрочке более 3 рабочих дней, в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица, влечет наложение штрафа на должностное лицо организации в размере 2 базовых величин с увеличением его на 5/10 базовой величины за каждый полный месяц просрочки, но не более 10 базовых величин, а на юридическое лицо – в размере 10 % от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее 10 базовых величин (ч. 2 ст. 13.4 КоАП).
Как видим, чем больше срок просрочки представления налоговой декларации, тем больше санкции.
Справочно: налоговой декларацией (расчетом) признается письменное заявление плательщика (иного обязанного лица) на бланке установленной формы о полученных доходах и об осуществленных расходах, источниках доходов, о налоговых льготах и об исчисленной сумме налога, сбора (пошлины) и (или) о других данных, необходимых для исчисления и уплаты налога, сбора (пошлины) (п. 1 ст. 63 НК).
Филиалы организаций не имеют права представлять налоговые декларации по земельному налогу
Организации, у которых земельные участки на территории Республики Беларусь находятся на праве постоянного или временного пользования, частной собственности, признаются плательщиками земельного налога (п. 1 ст. 192 НК).
В то же время филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ, имеющие отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам данных обособленных подразделений, исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц, если иное не установлено НК либо Президентом (п. 3 ст. 13 НК).
То есть указанные филиалы обязаны представлять в налоговые инспекции налоговые декларации по всем налогам и сборам. Однако данное правило не распространяется на земельный налог.
Дело в том, что в налоговые инспекции налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу ежегодно не позднее 20 февраля т.г. представляют плательщики-организации (п. 14 ст. 202 НК). На этом основании налоговые инспекции делают вывод, что налоговые декларации по этому налогу могут представлять только организации и не принимают налоговые декларации от филиалов. Такая позиция, например, изложена в письме МНС РБ от 11.02.2010 № 2-2-11/142 "О земельном налоге".
Справочно: можно отметить, что в гл. 17 "Налог на недвижимость" НК изложена аналогичная норма. Так, организации должны не позднее 20 марта отчетного года представить в налоговые инспекции по месту постановки на учет налоговые декларации (расчеты) по налогу на недвижимость (п. 10 ст. 189 НК). Однако это не мешает налоговым инспекциям принимать налоговые декларации по налогу на недвижимость от филиалов организаций.
Разные подходы налоговых инспекций к представлению филиалами налоговых деклараций по земельному налогу и налогу на недвижимость невозможно объяснить. Но во избежание применения административных санкций, установленных ст. 13.4 КоАП, их следует учитывать.
Налоговые декларации по земельному налогу за 2013 г. должны быть представлены по новой форме
Отметим, что название налоговой декларации по данному налогу, приведенное в НК, не совпадает с настоящим названием этой декларации. Так, в НК данная декларация называется "налоговая декларация (расчет) по земельному налогу", а в постановлении МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (далее – постановление № 82) – "налоговая декларация (расчет) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций" (приложение 5).
С 1 января 2013 г. постановление № 82 действует в редакции постановления МНС РБ от 31.10.2012 № 34 (далее – постановление № 34). С указанной даты ряд форм налоговых деклараций изложен в новом виде, а в некоторые формы деклараций, в т.ч. по земельному налогу, внесены изменения и дополнения.
В связи с этим в налоговые инспекции стали поступать вопросы о применении таких новаций на практике. Один из них: с какого момента следует представлять налоговые декларации с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением № 34?
Ответ содержит п. 2 постановления № 34: организации должны представить в налоговую инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 г. по форме, утвержденной постановлением № 82, в ред. постановления № 34.
В то же время при обнаружении в налоговой декларации (расчете), поданной за прошлый налоговый период либо за прошлый отчетный период текущего налогового периода, неполноты сведений или ошибок плательщик (иное обязанное лицо) должен внести изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию (расчет) (п. 8 ст. 63 НК).
При этом налоговую декларацию (расчет) по налогу, сбору (пошлине) с внесенными изменениями и (или) дополнениями представляют в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения и (или) дополнения.
Поэтому если в 2013 г. организация обнаружит ошибки в налоговой декларации по земельному налогу за 2012 г., то она должна представить уточненную налоговую декларацию по форме, установленной постановлением № 82, без учета изменений и дополнений, внесенных постановлением № 34.
При заполнении декларации не забудьте указать способ уплаты земельного налога в 2013 г.
В 2012 г. у организаций не было необходимости указывать в налоговой декларации способ уплаты земельного налога, так как такой налог уплачивался только одним способом – ежеквартально, равными частями в течение года.
С 1 января 2013 г. согласно подп. 15.1 п. 15 ст. 202 НК организации (за исключением садоводческих товариществ) уплачивает земельный налог по их выбору:
– или 1 раз в год в размере исчисленной суммы за год (без изменения в течение налогового периода) – не позднее 22 февраля т.г.;
– или ежеквартально не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала – в размере 1/4 годовой суммы земельного налога.
Выбор способа уплаты налога предусмотрен и в отношении земель сельскохозяйственного назначения:
– или 1 раз в год в размере исчисленной суммы за год не позднее 15 апреля т.г. (без изменения в течение налогового периода);
– или не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября – в размере 1/4 годовой суммы земельного налога.
В связи с этим постановлением МНС № 34 титульный лист налоговой декларации по земельному налогу дополнен 2 новыми строками: "Выбор способа уплаты земельного налога по части I налоговой декларации (расчета) – ежеквартально" и "Выбор способа уплаты земельного налога по части I налоговой декларации (расчета) – один раз в год".
Поэтому при представлении налоговой декларации по земельному налогу за 2013 г. организации должны указать способ уплаты налога в 2013 г. (ежеквартально или один раз в год) путем проставления знака "X" на титульном листе декларации в соответствующей строке "Выбор способа уплаты земельного налога по части I налоговой декларации (расчета) – ежеквартально" или "Выбор способа уплаты земельного налога по части I налоговой декларации (расчета) – один раз в год".
Все коэффициенты, изменяющие ставки земельного налога, надо указывать в одной графе декларации
Ставки земельного налога установлены в гл. 18 "Земельный налог" НК (ст. 196–201) и приложениях 2, 3 и 5 к НК.
Одновременно в гл. 18 НК приведены многочисленные коэффициенты, которые могут изменять ставки земельного налога.
Так, на земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению, применяют ставки земельного налога по фактическому функциональному использованию, увеличенные на коэффициент 10.
Местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать), но не более чем в 2 раза ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков (ст. 2011 НК). Решения местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога не распространяются на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, получающих государственную поддержку в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, финансовой помощи из республиканского бюджета.
С 1 января 2012 г. к земельным участкам (частям земельного участка), занятым объектами сверхнормативного незавершенного строительства, применяются ставки земельного налога, увеличенные на коэффициент 2.
В связи с этим при заполнении налоговой декларации возникали вопросы: где указывать все эти коэффициенты, если в части I декларации имеется только гр. 11, которая называется "Увеличение (уменьшение) ставки (доля единицы)"?
Ответ на этот вопрос дан в постановлении № 34: все коэффициенты указывают вместе в гр. 11 части I декларации.
Обращаем внимание, что гр. 11 заполняется в долях единицы (в виде десятичной дроби) с точностью 4 знака после запятой.
Например, коэффициент 2 указывается как 2,0000, коэффициент 10 – как 10,0000, коэффициент 0,5 – как 0,5000.
Если по одному земельному участку одновременно применяется несколько коэффициентов, то в гр. 11 части I декларации указывают произведение этих коэффициентов. Например, местный Совет депутатов уменьшил ставки земельного налога на своей территории в 2 раза (коэффициент 0,5). Однако на земельном участке организации расположен объект сверхнормативного незавершенного строительства (коэффициент 2). При заполнении налоговой декларации по такому земельному участку в гр. 11 части I декларации следует указать коэффициент 1,0000 (0,5 × 2).
Разрешился вопрос по применению льготы по земельным участкам, занятым материальными историко-культурными ценностями
С 1 января 2012 г. освобождаются от земельного налога земельные участки, занятые материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Советом Министров РБ, при условии выполнения их собственниками обязательств, обусловленных законодательством об охране историко-культурного наследия (подп. 1.2 п. 1 ст. 194 НК). До 2012 г. льгота предоставлялась по перечню, утвержденному Указом Президента РБ от 30.07.2007 № 367 (далее – Указ № 367).
В 2012 г. организации не могли воспользоваться этой льготой, так как Совет Министров не утвердил перечень указанных ценностей.
В такой ситуации некоторые организации на свой страх и риск продолжали пользоваться льготой, не имея на это никаких правовых оснований. Другие организации во избежание пени и санкций уплатили земельный налог за 2012 г.
В настоящее время данный вопрос наконец разрешился. 22 декабря 2012 г. Правительство приняло постановление № 1194 (далее – постановление № 1194), которым утвержден перечень материальных историко-культурных ценностей, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, которые освобождаются от налога на недвижимость, при этом земли, занятые ими, освобождаются от земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.
Важно! Постановление № 1194 вступило в силу после его официального опубликования, но распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2012 г.
Теперь организации, которые не пользовались льготой по земельному налогу в течение 2012 г., могут представить уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2012 г. и вернуть из бюджета или зачесть в счет других платежей в бюджет образовавшуюся переплату по налогу.
При этом налоговая декларация по земельному налогу за 2013 г. представляется по форме, утвержденной постановлением № 82, в ред. постановления № 34, а уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2012 г., представляемые в налоговые инспекции в 2013 г., должны быть заполнены по форме, утвержденной постановлением № 82, без учета изменений и дополнений, внесенных постановлением № 34.
Важно! Перечень, утвержденный постановлением № 1194, намного меньше перечня, который был утвержден Указом № 367. Так, перечень, утвержденный Указом № 367, состоит из 207 страниц, а перечень, утвержденный постановлением № 1194, – только из 29 страниц.
Например, согласно перечню, утвержденному Указом № 367, на территории Барановичского района находилось 18, а на территории Брестского района – 40 материальных историко-культурных ценностей. В соответствии с перечнем, утвержденным постановлением № 1194, в настоящее время на территории Барановичского района на землях, освобождаемых от земельного налога, находится только 5, а на территории Брестского района всего 1 материальная историко-культурная ценность. Аналогична ситуация и по другим городам и районам нашей страны.
Таким образом, перечень, утвержденный постановлением № 1194, не совпадает с перечнем, который был утвержден Указом № 367. Многочисленные земельные участки, которые не облагались земельным налогом по перечню, утвержденному Указом № 367, не вошли в новый перечень.
Организации по таким земельным участкам должны заплатить не только земельный налог за 2012 г., но еще и пеню за несвоевременную уплату налога в бюджет.
Некоторые земельные участки с 2013 г. не надо включать в налоговую декларацию
Все земельные участки, по которым не уплачивается земельный налог, можно разделить на 2 части: земельные участки, по которым предоставлена льгота по земельному налогу, и земельные участки, которые не признаются объектом обложения земельным налогом.
Для правильного заполнения налоговой декларации по земельному налогу важно различать эти 2 категории земельных участков. Дело в том, что земельные участки, по которым предоставлена льгота по земельному налогу, хотя и не отражаются в части I налоговой декларации, но должны быть указаны в приложении 1 к декларации – Справке о размере и составе использованных льгот по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) (далее – Справка). Для заполнения Справки организация должна знать налоговую базу и ставки налога по этим земельным участкам, а также определить сумму земельного налога, не поступившую в бюджет в связи с использованием льготы.
Земельные участки, которые не являются объектом обложения земельным налогом, не отражают в налоговой декларации и приложениях в ней.
С 1 января 2013 г. отменен ряд льгот по земельному налогу, а земельные участки, которые в прошлом году освобождались от налогообложения, исключены из объекта налогообложения. Так, с 1 января 2013 г. объектами обложения земельным налогом не признаются:
– земли заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов (кроме входящих в их состав сельскохозяйственных земель);
– земельная полоса, проходящая непосредственно вдоль Государственной границы Республики Беларусь по суше, а при необходимости – по берегу белорусской части вод пограничной реки, озера или иного водного объекта и предназначенная для обозначения и содержания Государственной границы Республики Беларусь, строительства инженерно-технических сооружений, линий связи и коммуникаций, размещения техники и вооружения.
Поэтому вышеуказанные земельные участки в налоговой декларации по земельному налогу за 2013 г. не указывают.
Следует учитывать, что не все земельные участки, по которым с 2013 г. отменены льготы по земельному налогу, одновременно исключены из объекта налогообложения. Так, в 2012 г. освобождались от земельного налога:
– земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения или улучшения их состояния на период, предусмотренный проектом производства работ (подп. 1.20 п. 1 ст. 194 НК);
– иные земельные участки, ограничения (обременения) в отношении прав на которые установлены в соответствии с законодательными актами (подп. 1.30 п. 1 ст. 194 НК).
С 1 января 2013 г. эти земельные участки облагают земельным налогом в общем порядке и указывают не в приложении 1 к декларации, а в части I налоговой декларации по земельному налогу за 2013 г.