В Республике Беларусь уделяется большое внимание качеству товаров и производимой продукции. В связи с этим на отдельные виды товаров введена обязательная маркировка, что гарантирует легальность их производства, ввоза и реализации, а также не позволяет производить либо приобретать поставщиками фальсифицированную продукцию.
Перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 29.07.2011 № 1030 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. № 243" (далее – Перечень № 1030) и включает 21 товарную позицию.
Справочно: обязательной маркировке контрольными знаками подлежат следующие товары (см. табл.).
Основным нормативным документом, который следовало применять при отнесении товара к товарной группе, подлежащей маркировке, до 23 августа 2012 г. являлась единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утвержденная решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 № 850 "О новой редакции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза" (далее – ТН ВЭД ТС). Необходимо также было руководствоваться пояснениями к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, одобренными решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 № 851. С 23 августа 2012 г. следует применять новую редакцию ТН ВЭД ТС и Единого таможенного тарифа Таможенного союза (Е ТТ ТС), утвержденную решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54.
Внимание! Плательщики кроме непосредственно самого наименования товара могут использовать данные, которые указаны на этикетке, ярлыке либо в инструкции по применению товара, сертификате при его наличии и ином подобном документе.
Случаи, когда маркировку товаров можно не производить
Законодательно определено, что в отдельных случаях товары не подлежат обязательной маркировке, а именно:
– транспортировка товаров при их вывозе за пределы Республики Беларусь;
– транспортировка товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов Таможенного союза для размещения на складах, перечень которых установлен п. 1 постановления Минторга РБ от 10.08.2011 № 31 "О некоторых мерах по реализации норм Указа Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. № 243";
– транспортировка товаров, находящихся под таможенным контролем;
– транспортировка и хранение проб и образцов товаров, предназначенных для проведения испытаний в целях оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, в необходимых количествах, установленных техническими нормативными правовыми актами;
– транспортировка, хранение, реализация и использование товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь организаторами и участниками международных выставок и ярмарок в качестве образцов и экспонатов;
– транспортировка, хранение и использование товаров, предназначенных для официального пользования дипломатическими представительствами и консульскими учреж-дениями иностранных государств, а также приравненными к ним органами и миссиями международных организаций;
– транспортировка, хранение и использование товаров, являющихся иностранной безвозмездной помощью, зарегистрированной в порядке, установленном законодательством;
– хранение и использование товаров их производителями;
– хранение товаров, находящихся под таможенным контролем в зонах таможенного контроля, на складах временного хранения и таможенных складах;
– хранение и реализация товаров в магазинах беспошлинной торговли;
– розничная торговля товарами в розлив или на развес из тары, маркированной контрольными (идентификационными) знаками.
Правила, обосновывающие процедуру непроведения обязательной маркировки товаров, установлены п. 1.2 Указа Президента РБ от 10.06.2011 № 243 "О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками" (далее – Указ № 243).
На практике у субъектов хозяйствования нередко возникают вопросы, связанные с приобретением и использованием контрольных знаков. Рассмотрим некоторые из них.
1. Каков алгоритм действий организации при приобретении контрольных знаков?
Пошаговые действия состоят в следующем:
Шаг 1. Определить код вида приобретаемых контрольных знаков (коды размещены на сайте www.blank.bisc.by).
Шаг 2. Оплатить стоимость контрольных знаков.
Справочно: стоимость контрольного (идентификационного) знака для маркировки товаров, указанных в Перечне № 1030, установлена в размере 70 бел. руб. (за исключением знака для маркировки масла моторного). Стоимость контрольного знака для маркировки масла моторного, разлитого в тару любой вместимости, установлена в размере 340 бел. руб.
Оплату стоимости контрольных знаков следует производить на счет по учету средств республиканского бюджета, открытый управлению государственного казначейства главного управления Минфина РБ по области или г. Минску для зачисления платежей. Контроль за уплатой этих платежей осуществляет инспекция МНС РБ по месту постановки организации на учет, на раздел 31 подраздел 08 классификации доходов бюджетов Республики Беларусь "Поступления за выдачу контрольных знаков" (п. 4 Инструкции о порядке реализации, учета, хранения и уничтожения контрольных (идентификационных) знаков, утвержденной постановлением МНС РБ от 09.08.2011 № 32 (далее – Инструкция)).
Шаг 3. Представить в инспекцию МНС по месту постановки на налоговый учет:
– заявление о приобретении контрольных знаков (приложение 1 к Инструкции), а также расчет суммы, вносимой в оплату стоимости контрольных (идентификационных) знаков, в 2 экземплярах;
– копию платежного документа с отметкой банка и (или) банковскую гарантию.
2. Какие организации производят реализацию контрольных знаков?
Контрольные знаки реализует Республиканское унитарное предприятие "Издательство "Белбланкавыд", куда следует обратиться по истечении 5 рабочих дней с даты подачи документов на приобретение контрольных знаков. Для получения контрольных знаков необходимо предъявить:
– руководителю организации – документ, удостоверяющий его служебное положение (приказ о назначении на должность руководителя, выписку из решения общего собрания участников, правления или иного органа управления, трудовой договор (контракт), гражданско-правовой договор или удостоверение руководителя некоммерческой организации), а также документ, удостоверяющий его личность, и второй экземпляр заявления с отметкой инспекции МНС о регистрации заявления;
– представителю юридического лица (кроме его руководителя) – документ, удостоверяющий его личность, а также доверенность на получение контрольных знаков и второй экземпляр заявления с отметкой инспекции МНС о регистрации заявления.
Выдачу контрольных (идентификационных) знаков оформляют товарно-транспортной или товарной накладной.
3. Какие действия следует предпринять в случае утери либо хищения контрольных знаков?
Контрольные (идентификационные) знаки являются бланками строгой отчетности, и поэтому организации обязаны обеспечить их учет и хранение, исключающие возможность хищения, повреждения либо утраты (п. 3 Инструкции о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденной постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 196 (далее – Инструкция № 196)).
В случае утери или хищения контрольных знаков следует составить акт в произвольной форме с указанием даты и места выявления факта утери или хищения контрольных знаков, их количества, кодов видов, серий и номеров утерянных или похищенных контрольных знаков. Акт составляется в течение 5 дней со дня выявления факта утери или хищения контрольных знаков и подписывается руководителем организации (его заместителем) и материально ответственным лицом. В течение 3 дней со дня составления акта его копия должна быть представлена в инспекцию МНС (п. 16 Инструкции № 196).
4. Какая ответственность возлагается на организацию в случае транспортировки либо реализации на территории Республики Беларусь товаров, подлежащих маркировке, без нанесения на них контрольных знаков?
На территории Республики Беларусь юридическим лицам запрещено приобретать, хранить, использовать, осуществлять транспортировку и реализацию товаров, указанных в Перечне № 1030, без контрольных (идентификационных) знаков либо наносить контрольные знаки без соблюдения установленного законодательством порядка (подп. 1.2 п. 1 Указа № 243).
Нарушение данной нормы влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 12.35 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП), в виде штрафа в размере до 20 базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации.
5. Какую отчетность необходимо представлять организациям при реализации товаров, маркируемых контрольными знаками?
Организации и индивидуальные предприниматели реализующие (производящие) товары, подлежащие маркировке, обязаны ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в налоговый орган по месту постановки на учет:
– отчет об использовании контрольных (идентификационных) знаков по форме согласно приложению 1 к постановлению МНС РБ от 09.08.2011 № 32 "О некоторых вопросах маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками" (далее – постановление № 32);
– отчет об объемах производства, ввоза, реализации, использования товаров, промаркированных контрольными (идентификационными) знаками по форме согласно приложению 2 к постановлению № 32. Отчет представляется в случае, если в отчетном периоде товары, подлежащие маркировке, были произведены, ввезены, реализованы либо использованы.
Указанные формы размещены на официальном сайте МНС РБ – www.nalog.gov.by.
Внимание! Непредставление в установленные сроки отчета об использовании контрольных (идентификационных) знаков, отчета об объемах производства, ввоза, реализации, использования товаров, промаркированных контрольными знаками, а также указание в отчетах заведомо недостоверных сведений влечет за собой наложение штрафа на организацию в размере от 4 до 20 базовых величин (ст. 23.16 КоАП).