В ст. 1 Закона РБ от 16.12.2008 № 2-З "Об охране атмосферного воздуха" (далее – Закон № 2-З) даны определения различных источников выбросов.
Так, под источниками выбросов следует понимать технологическое и иное оборудование, технологические процессы, машины, механизмы, от которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Таким образом, в 2012 г. складывается следующая ситуация: выбросы от мобильных источников (например, автотранспортных средств), потребляющих достаточно большое количество горюче-смазочных материалов и производящих выбросы, не являются объектами обложения экологическим налогом. Зато выбросы от нестационарных источников, не являющихся мобильными (например, газонокосилки), потребляющих мизерное количество топлива, следует облагать экологическим налогом.
Казалось бы, налоговая нагрузка от появления такого объекта налогообложения минимальна и совершенно несущественна для любой организации, если бы не одно "но".
Налоговое законодательство, установив такой объект налогообложения, не разработало методику исчисления экологического налога в отношении нестационарных источников выбросов.
Напомним, что налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки (ст. 206, п. 2 ст. 208 НК).
Ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух установлены в приложении 6 к НК в рублях за 1 т веществ различных классов опасности.
Таким образом, прежде чем исчислить экологический налог от, скажем, использованных газонокосилкой 10 л топлива, организации необходимо определить, какие загрязняющие воздух вещества образуются при сгорании данного топлива. А это сделать практически невозможно, так как налоговое законодательство не установило методику проведения такого расчета.
Применить иное законодательство организация также не вправе, поскольку НК не содержит отсылочных норм, а применение актов налогового законодательства по аналогии не допускается (п. 7 ст. 3 НК).
Отметим, что долгое время выбросы загрязняющих веществ от мобильных (передвижных) источников являлись объектом обложения экологическим налогом. Уплату налога производили исходя из плотности топлива, указанной в паспорте на топливо, а при отсутствии информации – с учетом средних значений, установленных законодательством. То есть исчисление налога для любого бухгалтера сводилось к перемножению 3–4 цифр, было прозрачным и простым.
Учитывая вышеизложенное, хотелось бы, чтобы законодатели при установлении новых объектов налогообложения определяли и методику расчета налога, которая была бы понятной и простой даже самому неискушенному бухгалтеру, и чтобы затраты времени работы бухгалтера в такой ситуации оправдывались экономическим эффектом.
А пока получается так: чтобы исчислить довольно мизерную сумму экологического налога, бухгалтеру организации нужно потратить неоправданно много времени на его налоговое администрирование. Да и много ли пользы самому государству от введения таких объектов налогообложения?