Электронное декларирование станет обязательным для большинства плательщиков
С целью приведения белорусского налогового законодательства в соответствие с общепринятой практикой развитых стран с 2012 г. планируют обязать плательщиков, у которых среднесписочная численность работников превышает 50 человек, представлять в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) в электронном виде по установленным форматам.
Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год будут представлять в налоговый орган по месту постановки плательщика на учет в произвольной форме не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации – не позднее 20 января года, следующего за годом государственной регистрации или внесения соответствующей записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Переход на обязательное представление налоговой отчетности в электронном виде будет единовременным не для всех субъектов хозяйствования, а только для неохваченной части юридических лиц.
Ожидается, что электронное декларирование позволит снизить временные затраты налогоплательщика на подготовку и представление в налоговые органы налоговой отчетности, сократит бумажный документооборот, а также отменит необходимость являться в налоговые органы лично.
Присвоение статуса "Лучший плательщик"
Одним из новшеств в 2012 г. является введение в налоговое законодательство такой формы поощрения плательщика, как присвоение ему статуса "Лучший плательщик", предусмотренное ст. 271 Налогового кодекса РБ (далее – НК). Претендующее на такой статус юридическое лицо должно отвечать определенным требованиям на протяжении предыдущих 3 лет.
Данный статус будет присвоен заинтересованному лицу на 3 календарных года, следующие за годом принятия соответствующего решения налоговых органов.
Информацию о том, что лицу присвоен этот статус, можно использовать в рекламных целях, при обращении в государственные органы и организации, при осуществлении государственных закупок на территории республики.
Лицо, обладающее статусом "Лучший плательщик", будет иметь право на скидки к тарифам на услуги по регистрации (продлению регистрации) в качестве абонента в системе электронного декларирования.
Внедрение принципов определения цен товаров (работ, услуг) для целей налогообложения
Общая часть НК дополнена новой ст. 301 "Принципы определения цены на товары для целей налогообложения", которой предусмотрено введение в практику контрольной деятельности налоговых органов принципов определения цен товаров для целей налогообложения.
Данные принципы будут применять в случаях использования плательщиками трансфертного ценообразования, при котором плательщики путем манипулирования ценами на товары переводят основную массу налогооблагаемой прибыли в сферу наименьшего налогообложения (например, в страны с более льготным налогообложением либо оффшорные зоны).
Предлагаемый механизм корректировки налоговыми органами объектов налогообложения, возникающих в результате применения плательщиками трансфертного ценообразования, основан на анализе имеющегося в России и иных странах законодательства по этому вопросу и соответствует мировой практике.
В целях недопущения случаев безосновательного применения данного механизма предусмотрена возможность проверки налоговыми органами правильности применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:
– с недвижимым имуществом, когда цена сделки отклоняется в сторону понижения более чем на 20 % от рыночной цены;
– по внешнеторговой деятельности, если сумма сделки (сделок с одним лицом) превышает в течение одного календарного года 20 млрд. руб.;
– по внешнеторговой деятельности, стороной которой является взаимозависимое лицо, если цена сделки отклоняется более чем на 20 % от рыночной цены.
Для применения такого механизма определены понятия рыночной цены товаров для целей налогообложения и способы ее определения, а также механизм корректировки цен для исчисления и уплаты налогов.
Новые права и обязанности плательщиков
Плательщики будут обязаны сообщать в налоговый орган сведения о некоторых аспектах своей деятельности, об исполнении налогового обязательства при реорганизации. Не допускается открытие банками новых счетов плательщикам в случаях приостановления расходных операций по счетам из-за неисполнения ими налоговых обязательств.
В ст. 63 НК вносят изменения, расширяющие основания для представления уточненных налоговых деклараций (расчетов) в случаях, когда выявлены обстоятельства, которые наступили во время проверки, но имеют отношение к периоду, подвергнутому проверке.
Место реализации работ, услуг: новая редакция
В связи с постоянно возникающими вопросами квалификации отдельных видов работ и услуг с целью определения места их оказания (определение места реализации) ст. 33 НК будет изложена в новой редакции. В ней приведены определения таких видов работ (услуг), как аудиторские, бухгалтерские, дизайнерские, инжиниринговые, консультационные, маркетинговые, юридические, рекламные услуги, услуги по обработке информации, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы.
В эту статью включены прямые нормы, определяющие место реализации работ (услуг), приобретаемых нерезидентом, имеющим обособленные структурные подразделения в Республике Беларусь.
Изменен порядок начисления пеней
Изменения коснутся также порядка начисления налоговыми органами пеней в случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки либо в случае изменения размера налогового обязательства по результатам проверки.
Законопроектом предусмотрено, что пени за каждый день просрочки определяют в процентах от неуплаченных сумм налога, сбора (пошлины) с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действовавшей в соответствующих периодах неисполнения налогового обязательства, включая день уплаты (взыскания).
Электронные деньги: контроль усилен
В связи с широким применением электронной формы торговли вводят обязанность банков обеспечить идентификацию держателей электронного кошелька и представить сведения обо всех его операциях с электронными деньгами на основании письменного запроса налогового органа и в установленные в нем сроки в случаях, если держатель электронного кошелька предлагает неограниченному кругу лиц перечислить ему электронные деньги в качестве оплаты за товары (работы, услуги).
Электронное декларирование станет обязательным для большинства плательщиков
С целью приведения белорусского налогового законодательства в соответствие с общепринятой практикой развитых стран с 2012 г. планируют обязать плательщиков, у которых среднесписочная численность работников превышает 50 человек, представлять в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) в электронном виде по установленным форматам.
Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год будут представлять в налоговый орган по месту постановки плательщика на учет в произвольной форме не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации – не позднее 20 января года, следующего за годом государственной регистрации или внесения соответствующей записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Переход на обязательное представление налоговой отчетности в электронном виде будет единовременным не для всех субъектов хозяйствования, а только для неохваченной части юридических лиц.
Ожидается, что электронное декларирование позволит снизить временные затраты налогоплательщика на подготовку и представление в налоговые органы налоговой отчетности, сократит бумажный документооборот, а также отменит необходимость являться в налоговые органы лично.
Присвоение статуса "Лучший плательщик"
Одним из новшеств в 2012 г. является введение в налоговое законодательство такой формы поощрения плательщика, как присвоение ему статуса "Лучший плательщик", предусмотренное ст. 271 Налогового кодекса РБ (далее – НК). Претендующее на такой статус юридическое лицо должно отвечать определенным требованиям на протяжении предыдущих 3 лет.
Данный статус будет присвоен заинтересованному лицу на 3 календарных года, следующие за годом принятия соответствующего решения налоговых органов. Информацию о том, что лицу присвоен этот статус, можно использовать в рекламных целях, при обращении в государственные органы и организации, при осуществлении государственных закупок на территории республики.
Лицо, обладающее статусом "Лучший плательщик", будет иметь право на скидки к тарифам на услуги по регистрации (продлению регистрации) в качестве абонента в системе электронного декларирования.
Внедрение принципов определения цен товаров (работ, услуг) для целей налогообложения
Общая часть НК дополнена новой ст. 301 "Принципы определения цены на товары для целей налогообложения", которой предусмотрено введение в практику контрольной деятельности налоговых органов принципов определения цен товаров для целей налогообложения.
Данные принципы будут применять в случаях использования плательщиками трансфертного ценообразования, при котором плательщики путем манипулирования ценами на товары переводят основную массу налогооблагаемой прибыли в сферу наименьшего налогообложения (например, в страны с более льготным налогообложением либо оффшорные зоны).
Предлагаемый механизм корректировки налоговыми органами объектов налогообложения, возникающих в результате применения плательщиками трансфертного ценообразования, основан на анализе имеющегося в России и иных странах законодательства по этому вопросу и соответствует мировой практике.
В целях недопущения случаев безосновательного применения данного механизма предусмотрена возможность проверки налоговыми органами правильности применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:
– с недвижимым имуществом, когда цена сделки отклоняется в сторону понижения более чем на 20 % от рыночной цены;
– по внешнеторговой деятельности, если сумма сделки (сделок с одним лицом) превышает в течение одного календарного года 20 млрд. руб.;
– по внешнеторговой деятельности, стороной которой является взаимозависимое лицо, если цена сделки отклоняется более чем на 20 % от рыночной цены.
Для применения такого механизма определены понятия рыночной цены товаров для целей налогообложения и способы ее определения, а также механизм корректировки цен для исчисления и уплаты налогов.
Новые права и обязанности плательщиков
Плательщики будут обязаны сообщать в налоговый орган сведения о некоторых аспектах своей деятельности, об исполнении налогового обязательства при реорганизации. Не допускается открытие банками новых счетов плательщикам в случаях приостановления расходных операций по счетам из-за неисполнения ими налоговых обязательств.
В ст. 63 НК вносят изменения, расширяющие основания для представления уточненных налоговых деклараций (расчетов) в случаях, когда выявлены обстоятельства, которые наступили во время проверки, но имеют отношение к периоду, подвергнутому проверке.
Место реализации работ, услуг: новая редакция
В связи с постоянно возникающими вопросами квалификации отдельных видов работ и услуг с целью определения места их оказания (определение места реализации) ст. 33 НК будет изложена в новой редакции. В ней приведены определения таких видов работ (услуг), как аудиторские, бухгалтерские, дизайнерские, инжиниринговые, консультационные, маркетинговые, юридические, рекламные услуги, услуги по обработке информации, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы.
В эту статью включены прямые нормы, определяющие место реализации работ (услуг), приобретаемых нерезидентом, имеющим обособленные структурные подразделения в Республике Беларусь.
Изменен порядок начисления пеней
Изменения коснутся также порядка начисления налоговыми органами пеней в случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки либо в случае изменения размера налогового обязательства по результатам проверки.
Законопроектом предусмотрено, что пени за каждый день просрочки определяют в процентах от неуплаченных сумм налога, сбора (пошлины) с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действовавшей в соответствующих периодах неисполнения налогового обязательства, включая день уплаты (взыскания).
Электронные деньги: контроль усилен
В связи с широким применением электронной формы торговли вводят обязанность банков обеспечить идентификацию держателей электронного кошелька и представить сведения обо всех его операциях с электронными деньгами на основании письменного запроса налогового органа и в установленные в нем сроки в случаях, если держатель электронного кошелька предлагает неограниченному кругу лиц перечислить ему электронные деньги в качестве оплаты за товары (работы, услуги).
Права налоговых органов расширены
Одним из способов обеспечения исполнения налогового обязательства является арест имущества плательщика, не исполнившего такое обязательство. Во избежание сокрытия и последующего отчуждения плательщиком, имеющим задолженность по платежам в бюджет, транспортных средств от ареста налоговым органам будет предоставлено право вводить временное ограничение на снятие транспортных средств с учета в компетентном органе. Для этого дополняется соответствующей нормой ст. 81 НК, устанавливающая права налоговых органов.
Налоговым органам будут предоставлены следующие дополнительные права:
– вынесение лицензиату требования (предписания) об устранении выявленных нарушений и установление срока их устранения, а также внесение представления в лицензирующий орган о приостановлении действия специального разрешения (лицензии) в случаях, установленных законодательными актами РБ;
– направление на техническое освидетельствование игровых автоматов.