Одним из видов объектов обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, является плата за перевозку, фрахт (в т.ч. демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках) в связи с осуществлением международных перевозок (за исключением платы за перевозку, фрахт в связи с осуществлением международных перевозок грузов морским транспортом), а также за оказание транспортно-экспедиционных услуг (за исключением услуг в области транспортно-экспедиционной деятельности при организации международных перевозок грузов морским транспортом) (подп. 1.1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
При этом отметим, что с указанным объектом налогообложения часто сталкивается практически каждый бухгалтер.
Для целей налогообложения международной признается перевозка, при осуществлении которой хотя бы один из пунктов транспортировки (отправки или назначения) находится в иностранном государстве.
Практика применения положений международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения показывает, что в отношении международных перевозок эти международные договоры предусматривают налогообложение данных услуг в той стране, резидентом которой является перевозчик.
Таким образом, можно резюмировать, что при установлении рассматриваемых объектов обложения налогом на доходы законодатели изначально не могли претендовать на поступления в белорусский бюджет от данного источника.
И вот здесь возникает одно "но". Чтобы применить положения международного договора Республики Беларусь по вопросам налогообложения иностранной организации, получающей доход, необходимо представить подтверждение того, что такая организация имеет постоянное местонахождение в том иностранном государстве, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения (далее – подтверждение). При этом подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. Такое подтверждение представляют по форме и в порядке, установленных законодательством РБ, а именно МНС.
Применение данной нормы вполне понятно и не вызывает определенных трудностей при планируемых перевозках, но зачастую возникают ситуации, когда требуется срочная международная перевозка. Напомним, что обложение налогом на доходы услуг международных перевозок распространяется в т.ч. и на перевозки людей.
Так, например, в ходе производственного совещания в организации принимают решение о командировании того либо иного сотрудника за границу. Секретарь заказывает международную транспортную перевозку у иностранной авиакомпании, бронируя авиабилет, приносит документы на оплату в бухгалтерию, и в этой ситуации возникает вопрос об удержании налога на доходы.
Следует отметить, что в отношении иностранных авиаперевозчиков НК установлена норма, что при начислении (выплате) доходов (платежей) иностранным организациям, постоянное местонахождение которых подтверждается сведениями международного справочника "Airline Coding Directory" (издание "International Air Transport Association", Montreal – Geneva), подтверждение не представляют (ст. 151 НК).
Вместе с тем такой международный справочник не всегда оказывается под рукой, кроме того, его данные постоянно обновляются, да и перевозка не обязательно бывает авиа, ведь в командировку можно отбыть и поездом, и автобусом иностранного перевозчика.
Несомненным остается тот факт, что, даже перечислив в бюджет налог на доходы, белорусская организация – источник выплаты дохода иностранной организации в большинстве случаев получит в конечном итоге подтверждение. Тогда начнет осуществляться процедура возврата из бюджета уплаченного налога, сопряженная с дополнительным документооборотом (представлением уточненной налоговой декларации (расчета) по налогу на доходы, письма иностранной организации в произвольной форме о возврате налога; ожиданием 5-дневного решения налогового органа о принятии либо непринятии подтверждения). А ведь это все – дополнительная работа для бухгалтера и налоговых органов.
Так почему бы не упразднить неэффективные объекты обложения налогом на доходы, доставляющие хлопоты бухгалтерам и налоговикам и не приносящие в итоге поступлений налога в бюджет?