Каждый год в Налоговый кодекс РБ (далее – НК) вносят изменения и дополнения. Важным фактором в этом процессе является направленность государства на упрощение налогового законодательства. Однако некоторые моменты в нем год от года не становятся понятнее для бухгалтеров. Одним из них является определение объектов для исчисления налога на недвижимость, а именно зданий и сооружений.
С целью конкретизации терминов "здание" и "сооружение" в п. 1 ст. 185 НК с 1 января 2012 г. внесены изменения, согласно которым зданием, сооружением признают строительную систему, предназначенную для проживания и (или) пребывания людей, хранения имущества, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), выполнения различного вида производственных процессов, перемещения людей и (или) грузов, относимую в установленном порядке к зданиям, сооружениям. Для целей налогообложения к сооружениям также относят передаточные устройства – устройства электропередачи и связи, трубопроводы и газо-проводы (в т.ч. магистральные), канализационные, водопроводные сети, илопроводы, цементопроводы и иные основные средства, относимые в установленном порядке к передаточным устройствам.
То есть, как и ранее, здание и сооружение для целей обложения налогом на недвижимость должно являться прежде всего строительной системой, предназначенной для определенных целей. Вместе с тем при определении здания и сооружения для целей обложения налогом на недвижимость такая строительная система должна относиться к зданиям и сооружениям в установленном порядке.
А вот в чем заключается установленный порядок, налоговое законодательство не даетни разъяснений, ни ссылок.
При этом согласно существующим разъяснениям налоговых органов для отнесения тех либо иных объектов основных средств к объектам налогообложения целесообразно использовать нормы постановления Мин-экономики РБ от 30.09.2011 № 161 "Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь" (далее – постановление № 161).
По мнению налоговых органов, все основные средства, перечисленные в группах 1 "Здания", 2 "Сооружения" и 3 "Устройства передаточные" постановления № 161, соответствуют определению зданий, сооружений и передаточных устройств, приведенному в НК.
Попробуем разобраться, так ли это на самом деле.
Например, в соответствии с постановлением № 161 к сооружениям относят такие объекты, как вазы, скульптуры, скамейки, декоративные урны, питьевые колонки (фонтанчики), беседки (шифр 20403), площадки, дорожки, балюстрады, стенды капитальные, витрины, вольеры, клетки, панно, флагштоки, картины (шифр 20401).
Очевидно, что такие сооружения с очень большой натяжкой можно назвать строительными системами, предназначенными для проживания и (или) пребывания людей, хранения имущества, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), выполнения различного вида производственных процессов, перемещения людей и (или) грузов.
Хотелось бы обратить внимание, что согласно разъяснениям налоговых органов, дававшим в начале 2011 г. определение зданиям и сооружениям для целей исчисления налога на недвижимость, все основные средства, перечисленные в группах с шифрами 1 "Здания", 2 "Сооружения" и 3 "Передаточные устройства" Временного классификатора основных средств и нормативных сроков службы, утвержденных постановле-нием Минэкономики РБ от 21.11.2001 № 186 (далее – Временный классификатор), соответствуют данному НК определению понятия "здания и сооружения, подлежащие обложению налогом на недвижимость". Такое разъяснение, в частности, содержалось в письме ИМНС по г. Минску от 28.02.2011 № 2-1-9/617-1.
Напомним, что впоследствии позиция, изложенная в данном письме, была пересмотрена и объектами обложения налогом на недвижимость стали признавать только здания и сооружения, соответствующие определениям "здание", "сооружение", приведенным в ст. 185 НК (письмо ИМНС по г. Минску от 21.06.2011 № 2-1-9/617-3). Объяснялось это тем, что Временный классификатор не является основополагающим документом в целях определения объекта обложения налогом на недвижимость, а НК дает самостоятельные определения объектам налогообложения и не содержит ссылок на другие акты законодательства.
Обратим внимание, что и в 2012 г. НК также дает самостоятельные определения объектам налогообложения и не содержит ссылок конкретно на постановление № 161. В связи с этим возникает вопрос: почему именно данное постановление должны применять для целей определения объектов обложения налогом на недвижимость и не будет ли вновь, как в прошлом году, иметь место ситуация, когда мнение налоговых органов изменялось в течение года?
Хотелось бы, чтобы законодатели при установлении объектов налогообложения давали в НК четкие отсылочные нормы на другие законодательные или нормативные документы, в которых содержатся понятия, позволяющие с достаточной степенью точности определять и применять их для целей налогообложения. Другим вариантом является возможность и необходимость установления норм в самом НК, которые давали бы более точные определения либо конкретизировали нормы законодательства, которыми следует руководствоваться при определении таких объектов.
По мнению автора, к объектам обложения налогом на недвижимость можно было бы относить все здания и сооружения, поименованные в соответствующих группах с шифрами 1, 2 постановления № 161, если бы определение зданий, сооружений, данное в НК, было бы следующим: "Зданием, сооружением признается объект основных средств, относимый к зданию, сооружению в порядке, установленном Министерством экономики Республики Беларусь".
В завершение можно порекомендовать бухгалтерам организаций вот что: прежде чем начислять налог на недвижимость по вызывающим сомнение объектам, лучше заручиться соответствующими разъяснениями налоговых органов. Ведь не стоит забывать, что налог на недвижимость относят на затраты организации, участвующие при налогообложении, а излишнее его исчисление влечет завышение затрат и недоплату налога на прибыль.