В целях создания благоприятного налогового климата в Беларуси ежегодно корректируется налоговое законодательство. Не стал исключением и 2014 год. В связи с принятием поправок в Налоговый кодекс произошли некоторые изменения в порядке исчисления косвенных налогов: налога на добавленную стоимость и акцизов. Во время онлайн-конференции заместитель начальника отдела косвенного налогообложения главного управления методологии налогообложения организаций МНС Светлана Еськова рассказывает об этих изменениях и отвечает на наиболее актуальные вопросы, возникающие и плательщиков налогов.
ВОПРОСЫ КОНФЕРЕНЦИИ
Какие наиболее значимые изменения произошли в порядке исчисления и уплаты косвенных налогов в 2014 году в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 декабря 2013 года № 96-З "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения"?
Светлана Еськова: Можно сказать, что в Налоговом кодексе 2014 года кардинальных изменений, связанных с порядком налогообложения, не произошло. Стандартная ставка НДС осталась на прежнем уровне и составляет 20%.
Вместе с тем с 2014 года внесены некоторые изменения и дополнения, касающиеся порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов. Так, некоторые обороты по реализации, освобождавшиеся от НДС в 2013 году в соответствии с положениями статьи 94 НК, исключены из освобождаемых от НДС оборотов и включены, в обороты, не признаваемые объектом налогообложения НДС. Наличие такой нормы позволит организациям не отражать в налоговой декларации (расчете) по НДС такие обороты по реализации, а значит, избавит их от необходимости распределять общую сумму налоговых вычетов, что значительно упросит администрирование НДС.
С 2014 года отменены некоторые налоговые льготы по НДС, в частности в отношении оборотов по реализации почтовых марок маркированных почтовых карточек и маркированных конвертов, услуг почтовой пересылки простых отправлений письменной корреспонденции. Теперь они облагаются НДС по ставке 20%.
Также упрощено налоговое администрирование сумм, увеличивающих налоговую базу НДС в соответствии с нормами п. 18 ст. 98 НК, на предмет возможности их признания в соответствии с учетной политикой организации: либо по факту получения, либо по факту отражения в бухгалтерском учете.
Кроме того, введено прямое ограничение налоговых вычетов по НДС в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, связанных с получением доходов (выручки) от осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, агроэкотуризма, а также деятельности по оказанию организациями - плательщиками единого налога на вмененный доход услуг по техническому обслуживанию и (или) ремонту автомототранспортных средств и их компонентов. Эти виды деятельности относятся к особым режимам налогообложения, при которых НДС не уплачивается.
С 2014 года не подлежат отражению в налоговой декларации (расчете) по НДС обороты по реализации лотерейных билетов и ставок.
С 2014 года из подакцизных исключены товары, классифицируемые кодами единой ТН ВЭД ТС 8702, 8703 и 8704 (микроавтобусы и автомобили, в том числе переоборудованные и газовые). Товары этой группы не облагаются акцизами.
Некоторые изменения, внесенные в НК, учитывают положения Таможенного кодекса Таможенного союза либо связаны с возможностью электронного декларирования товаров.
Какие хозяйственные операции и обороты по реализации объектов не признаются объектами налогообложения НДС в 2014 году? Какие предусмотрены изменения в применении налоговых льгот по НДС?
Светлана Еськова: С 2014 года в Налоговом кодексе реализованы положения, направленные на оптимизацию механизма применения налоговых льгот по НДС. В частности, некоторые обороты по реализации, освобождаемые от НДС в соответствии с положениями статьи 94 НК в 2013 году, исключены из освобождаемых от НДС оборотов с одновременным их включением в 2014 году в обороты, не признаваемые объектом налогообложения НД. К ним относятся:
реализация платных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (пп. 1.25 п.1 ст.94 перенесен в 2.26 п.2 ст. 93);
обороты по реализации извлеченных из лома и отходов драгоценных металлов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь (пп. 1.17.1 п. 1 ст. 94 НК перенесен в подп.2.28 п.2 ст. 93);
отпуск драгоценных металлов и драгоценных камней из Госфонда Национальному банку (пп. 1.17.2 п.1 ст.94 перенесен в 2.28 п.2 ст. 93);
выдача акцизных, контрольных и специальных марок для маркировки алкогольных напитков и табачных изделий, контрольных (идентификационных) знаков для маркировки товаров, для маркировки сопроводительных документов, счетов-справок на реализацию автомототранспорта и инструкций (методических указаний) по контролю их подлинности, марок пошлин и сборов, уплачиваемых в соответствии с законодательством (пп. 1.10 п. 1 ст. 94 перенесен в пп. 2.29 п. 2 ст. 93).
операции по предоставлению возмездных денежных займов, за исключением краткосрочных займов под залог имущества, предоставляемых ломбардами, и коммерческих займов (пп. 1.47 п.1 ст.94 перенесен в 2.27 п.2 ст. 93);
реализация лотерейных билетов (прием лотерейных ставок) по лотереям, проводимым в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, а также прием ставок по электронным интерактивным играм, проводимым в порядке, установленном Президентом (пп. 1.33 п.1 ст.94, соответствующие изменения, внесены в главы 38 и 39 НК в части непризнания указанных оборотов объектом налогообложения НДС).
В обороты, не признаваемые объектом налогообложения НДС с 2014 года, включены обороты по реализации предприятия как имущественного комплекса должника в процедуре конкурсного производства (пп.2.30 п.2 ст.93) и обороты по реализации в Беларуси государственными учреждениями социального обслуживания, финансируемыми из бюджета, изделий, изготовленных в рамках лечебно-трудовой деятельности и на занятиях в кружках по интересам, а также при проведении мероприятий по развитию доступных трудовых навыков инвалидов (пп.2.31 п.2 ст.93).
Ряд налоговых льгот по НДС с 2014 года отменен: при реализации почтовых марок маркированных почтовых карточек и маркированных конвертов (пп. 1.10 ст. 94); при реализации услуг почтовой пересылки простых отправлений письменной корреспонденции (пп. 1.49.1 п.1 ст.94); при ввозе на территорию Беларуси специально оборудованных транспортных средств для скорой медицинской помощи, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, аварийно-спасательных служб, органов внутренних дел (пп.1.6 ст. 96).
Упрощен порядок подтверждения льготы при реализации товаров собственного производства, вывезенных за пределы Беларуси по договору международного лизинга с правом выкупа (пп.1.44 п.1 ст.94). В частности, упразднен пакет документов, которые должны предоставляться в налоговый орган: с 2014 года плательщик обязан представлять в налоговый орган вместе с налоговой декларацией по НДС только реестр документов, подтверждающих совершение сделок.
Указом Президента Республики Беларусь от 21.01.2014 №42 "Об особенностях деятельности организаций, производящих алкогольную продукцию" организациям, производящим алкогольную продукцию, поименованным в приложении к данному указу, предоставлено право в 2014 году для целей исчисления и уплаты сумм акцизов определять момент фактической реализации (передачи) подакцизных товаров по мере их оплаты. Как определяется момент фактической реализации в случае отгрузки произведенной алкогольной продукции по договору мены в счет оплаты поставок сырья, оборотной тары?
Светлана Еськова: Согласно статье 538 ГК по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. К договору мены применяются, соответственно, правила о купле-продаже (глава 30), если это не противоречит правилам главы 31 ГК и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.
В соответствии с пунктом 3 статьи 118 НК при обмене с участием подакцизных товаров момент фактической реализации подакцизных товаров определяется как приходящийся на налоговый период день обмена. Днем обмена признается дата совершения каждой отгрузки подакцизных товаров.
Поэтому исчислять акцизы следует за тот налоговый период, в котором произведена отгрузка подакцизного товара.
Для документального подтверждения фактического вывоза товаров экспортерам установлен срок - сто восемьдесят дней. В соответствии с внесенными в НК изменениями отсчет этого срока осуществляется с даты выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (ч. 7 п. 2 ст. 102 НК), а не с даты оформления декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо с даты внесения в информационную систему таможенных органов сведений о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой - при электронном декларировании товаров (ч. 7 п. 2 ст. 102 НК в редакции, действующей в 2013 году). Какая дата является датой выпуска товара?
Светлана Еськова: В соответствии со статьей 196 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТмК ТС) выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено ТмК ТС.
Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 №257, в графе "С" основного и добавочного листов декларации на товары под соответствующими номерами проставляются отметки о принятом решении таможенного органа в отношении товаров, сведения о которых заявлены в этой декларации на товары, проведении таможенного контроля.
Дата выпуска определяется по дате, проставленной в графе "С" декларации на товары.
С 2014 года согласно подпункту 19.12 статьи 107 НК установлено ограничение вычетов в отношении объектов, связанных с получением доходов (выручки), подлежащих обложению НДС. В каком порядке плательщики, осуществляющие различные виды деятельности, в том числе облагаемые единым налогом на вмененный доход, определяют суммы НДС, подлежащие вычету?
Светлана Еськова: В соответствии с пп. 19.12 п. 19 ст.107 НК суммы "входного" НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, не подлежат вычету, если относятся к деятельности по оказанию услуг по техническому обслуживанию и (или) ремонту автомототранспортных средств и их компонентов организациями - плательщиками единого налога на вмененный доход.
Пунктом 24 статьи 107 НК установлено два способа распределения налоговых вычетов, приходящихся на определенную сумму оборота по реализации: удельный вес либо раздельный учет. При этом положениями п. 7 ст. 106 установлена прямая норма, определяющая, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие особые режимы налогообложения без исчисления и уплаты НДС, суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также суммы НДС, уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Беларуси у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах страны, относят на увеличение их стоимости.
Организация, оказывающая услуги по ремонту автомобилей и осуществляющая иные виды деятельности, является плательщиком единого налога на вмененный доход с 1 января 2014 г. В январе организацией приобретена партия запасных частей с НДС. До марта осуществлялась только деятельность, облагаемая единым налогом на вмененный доход. Согласно подпункту 19.12 статьи 107 НК установлено ограничение вычетов в отношении объектов, связанных с получением доходов (выручки), подлежащих обложению этим налогом. Имеет ли право организация, возобновившая в марте иные виды деятельности, выделить из стоимости остатка запасных частей сумму НДС для вычета?
Светлана Еськова: Нет, не имеет. Случаи, при которых плательщик может самостоятельно выделить сумму НДС, установлены пунктом 22 статьи 107 НК. Рассматриваемая ситуация к таковым не относится. Поэтому указанные запчасти целесообразно использовать при оказании услуг по ремонту автомобилей.
Организация оказывает услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и является плательщиком единого налога на вмененный доход. Является ли организация плательщиком акцизов в случае ввоза из Российской Федерации масел для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, которые используются в качестве материалов при оказании услуг? Куда относится сумма уплаченных акцизов?
Светлана Еськова: Да, организация уплачивает акцизы при ввозе указанных товаров.
Согласно п. 1. ст. 122 НК сумма акцизов, уплаченная при приобретении (ввозе в Беларусь) подакцизных товаров, используемых на территории республики при производстве и (или) реализации продукции, товаров (выполнении работ, оказании услуг), включается в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, либо относится на увеличение стоимости таких подакцизных товаров. Исключение составляют суммы акцизов, уплаченные на территории Беларуси при приобретении (получении) подакцизных товаров (ввозе в Беларусь подакцизных товаров), использованных для производства других подакцизных товаров (пп. 1.1 ст. 122 НК). Этот порядок также не применяется при ввозе в Беларусь подакцизных товаров, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов, в случае их последующей реализации в республике (пп. 1.2 ст. 122 НК).
Таким образом, сумма акцизов, уплачиваемая по твердым ставкам при ввозе масел для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, предназначенных для использования в качестве материалов при оказании услуг, относится организацией либо на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, либо на увеличение стоимости ввезенных масел.
Организация осуществляет розничную торговлю запасными частями и иными материалами (фильтрами, маслами) для автомобилей, а также оказывает услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. В отношении розничной торговли налоги, сборы (пошлины) уплачиваются в общеустановленном порядке, а в отношении услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей – единый налог на вмененный доход. Из стран Таможенного союза, а также из третьих стран организацией ввозятся масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей. Часть ввезенных масел используется в качестве материалов при оказании услуг, а часть – реализуется в розничном магазине организации. Куда относится сумма уплаченных акцизов? Возникает ли необходимость в распределении сумм уплаченных акцизов между указанными видами деятельности? Если да, то в каком порядке производится распределение сумма уплаченных акцизов?
Светлана Еськова: Сумма акцизов, уплачиваемая по твердым ставкам при ввозе масел для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, предназначенных как для последующей реализации в розничном магазине, так и для использования при оказании услуг, относится организацией либо на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, либо на увеличение стоимости ввезенных масел. В этой связи необходимость в распределении сумм акцизов отсутствует.
Белорусский производитель (давалец) передает пиво на розлив белорусской организации (переработчик). Переработчик уплачивает акциз в бюджет и предъявляет его давальцу. В дальнейшем пиво реализуется давальцем конечному потребителю в Беларуси. Будет ли оборот по реализации пива облагаться у давальца? Куда относится у давальца сумма акцизов, предъявленная переработчиком?
Светлана Еськова: Обороты по реализации пива давальцем не облагаются акцизами, так как их исчисляет переработчик. В соответствии с частью второй пункта 3 статьи 122 НК сумма акцизов, предъявленная плательщиком собственнику давальческого сырья, включается собственником в затраты по производству и реализации, учитываемые при налогообложении подакцизных товаров, произведенных из этого сырья (кроме их использования (передачи) собственником давальческого сырья для дальнейшего производства подакцизных товаров).
Организация в 2012 году для российской компании оказала услуги, местом реализации которых признавалась территория Российской Федерации. Оплата за данные услуги поступила в ноябре 2012 г. за минусом суммы НДС, удержанной российской компанией (налоговым агентом) и уплаченной в бюджет России. С 1 января 2013 г. исключен п. 19 ст. 98 НК об уменьшении налоговой базы по НДС на сумму налога, удержанного налоговым агентом иностранного государства. Вправе ли организация уменьшить налоговую базу по НДС на сумму налога, удержанную в России, если оборот по реализации услуг с учетом НДС был отражен в строке 9 налоговой декларации по НДС за 2012 год, а справка, подтверждающая уплату НДС в бюджет РФ, получена только в январе 2014 г.? Если вправе, то в каком налоговом периоде?
Светлана Еськова: Организация не вправе уменьшить налоговую базу НДС ни в уточненной деларации за 2012 год, ни в декларации за 2014 год ввиду исключения указанной нормы.
Организация в 2012 году ввезла из России в Беларусь медицинское оборудование, включенное в Перечень лекарственных средств, изделий медицинского назначения, протезно-ортопедических изделий и медицинской техники, а также сырья и материалов для их изготовления, комплектующих изделий для их производства, полуфабрикатов к ним, освобождаемых от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь, утвержденный указом от 24.02.2012 №107. Цель приобретения оборудования в контракте не указана. Данное оборудование с 2012 года сдается в аренду медицинскому центру и используется им для оказания медицинских услуг. Необходимо ли организации, осуществившей ввоз медицинского оборудования, представить уточненную декларацию и уплатить "ввозной" НДС?
Светлана Еськова: Целевое использование медицинского оборудования определяется его функциональным назначением. При передаче в аренду организации, осуществляющей медицинскую деятельность, медицинского оборудования, при ввозе которого арендодателю было предоставлено освобождение на основании указа №107, обязательство по уплате НДС при ввозе у арендодателя не возникнет, если такое оборудование используется им в соответствии с функциональным назначением.
Организация за счет собственных средств проводит праздничный вечер в ресторане, в котором участвуют работники организации и приглашенные лица. Возникает ли у организации объект обложения в целях исчисления НДС? Подлежат ли вычету суммы НДС, предъявленные рестораном?
Светлана Еськова: Поскольку в описанной ситуации не происходит реализации организацией товаров (услуг), произведенных рестораном, и товары (услуги) ресторана используются для проведения праздничного вечера (собственное потребление), то объект обложения НДС при списании за счет собственных средств затрат на проведение вечера отсутствует. Применяется единый порядок для всех, без деления на приглашенных лиц и работников. Вычет суммы "входного" НДС осуществляется в общеустановленном порядке.
Организация по договору подряда выполняет проектные работы по реконструкции административно-хозяйственного здания, в составе которых выполняются проектные работы по строительству нового отдельно стоящего гаража. В каком порядке определяется объем проектных работ по гаражу, подлежащий освобождению от НДС?
Светлана Еськова: Если стоимость работ по проектированию строительства гаража не оформляется отдельным актом выполненных работ, то стоимость проектных работ, в отношении которой применяется освобождение от НДС, можно определить исходя из площади гаража.
Организация-заимодавец в октябре 2013 года передала организации-заемщику по договору беспроцентного товарного займа, заключенному на 6 месяцев, сырье, при передаче которого исчислен НДС. В марте 2014 года стороны заключили соглашение о новации, согласно которому обязательство заемщика по возврату товарного займа новировано в обязательство по оплате полученного от заимодавца сырья. Согласно п. 3 ст. 28 НК один и тот же объект может облагаться определенным налогом, сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период. Возникает ли у организации-заимодавца объект налогообложения НДС в рамках соглашения о новации?
Светлана Еськова: У займодавца в марте 2014 года не возникает объект налогообложения.
Белорусская организация-правообладатель (лицензиар) заключила 20 января лицензионный договор с другой белорусской организацией (лицензиат) на передачу в пользование исключительного права на компьютерную программу в определенном объеме имущественных прав на 2 года. Акт приема-передачи подписан сторонами 3 февраля. Договором предусмотрено внесение лицензиатом предоплаты (аванса) в размере 50% лицензионного вознаграждения, установленного договором, не позднее 27 января. Оставшуюся часть платежа лицензиат должен внести не позднее 27 февраля. Согласно условиям договора, лицензиат может начать использовать компьютерную программу, начиная с 3 февраля. На какую дату в рассматриваемой ситуации определяется день передачи имущественных прав на компьютерную программу в целях исчисления НДС?
Светлана Еськова: Согласно п. 1 ст. 100 НК днем передачи имущественных прав признается дата наступления права на получение платы в соответствии с договором. В рассматриваемой ситуации у лицензиара возникает в отношении передаваемого права на компьютерную программу два момента фактической реализации: в день получения предоплаты (если она получена до 27 января) или 27 января (если предоплата не получена) - на сумму предоплаты; в день получения оставшейся части платежа (если она получена до 27 февраля) или 27 февраля (если она не получена) - на сумму оставшейся части платежа.
Организация демонстрирует короткометражные фильмы в 5D мини-кинотеатре. Вправе ли организация применить освобождение от НДС в соответствии с п. 6 Перечня услуг в сфере культуры, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от налога на добавленную стоимость, утвержденного указом от 14.04.2011 №145 "О некоторых вопросах налогообложения в сферах культуры и информации"?
Светлана Еськова: Организация вправе применить освобождение при демонстрации фильма. Пункт 6 Перечня услуг в сфере культуры, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от налога на добавленную стоимость, утвержденного указом №145, содержит услуги по демонстрации фильмов. Соответственно, обороты по реализации услуг по демонстрации фильмов независимо от места их проведения освобождаются от НДС. Льгота применяется в отношении услуг и распространяется на все организации, оказывающие такие услуги, независимо от формы собственности и основного вида деятельности (письмо Минкульта и МНС от 14.06.2011 №10-26/1447/2-1-9/257).
В хозяйственном ведении или оперативном управлении городских и областных исполкомов находятся жилые помещения коммерческого использования, которые передаются в пользование по договорам, заключенным с физическими лицами. Средства, полученные от сдачи жилых помещений коммерческого использования в размере платы за пользование, зачисляются на специальные счета местных исполнительных органов и направляются на приобретение, строительство (реконструкцию) жилых домов (квартир), реконструкцию капитальных строений (зданий, сооружений) под жилые помещения коммерческого использования (пп.2.9 Указа № 512). Подлежит ли налогообложению НДС и отражению в налоговой декларации (расчете) по НДС плата, взимаемая исполкомами за пользование жилыми помещениями коммерческого использования?
Светлана Еськова: На основании подпункта 2.8 пункта 2 указа от 08.11.2011 №512 "О некоторых вопросах использования государственного жилищного фонда" наниматель жилого помещения коммерческого использования вносит плату за пользование им и за жилищно-коммунальные услуги в соответствии с законодательством и договором найма.
Подпунктами 1.1 и 1.1.6 пункта 1 статьи 93 НК установлено, что объектами обложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Беларуси, включая обороты по передаче арендодателем объекта аренды арендатору. Положения главы 12 "Налог на добавленную стоимость" НК, определяющие порядок исчисления и вычета НДС по договорам аренды, применяются также в отношении договоров найма жилого помещения (пункт 3 статьи 93 НК).
В соответствии с подпунктом 1.11 пункта 1 статьи 94 НК освобождаются от НДС обороты по реализации на территории Беларуси оказываемых физическим лицам жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг по перечню, утвержденному указом от 26.03.2007 №138 (с изменениями и дополнениями).
Плата за пользование жилыми помещениями в Беларуси освобождается от НДС (пункт 2 Перечня).
Таким образом, предоставление исполкомами в пользование жилых помещений коммерческого использования по договорам, заключенным с физическими лицами, признается объектом налогообложения и освобождается от НДС. Освобождаемый оборот подлежит отражению в налоговой декларации (расчете) по НДС по строке 8 раздела I части I.
У организации в 2013 году отсутствовали обороты по реализации для исчисления НДС. Руководствуясь п. 3 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной Постановлением МНС РБ от 15.11.2010 №82, организация заполняла только строки 2 и 2.1 раздела IV "Другие сведения, связанные с налогообложением (справочно)" декларации по НДС. Обязана ли была организация подавать декларацию по НДС в 2013 году? Нужно ли вносить изменения, дополнения в декларацию по НДС за 2013 год, если в 2014 году В ней обнаружена неполнота сведений, отраженных в разделе IV.
Светлана Еськова: По общей норме (п.2 ст.63) налоговая декларация представляется плательщиком при наличии объектов налогообложения в налоговом периоде. Соответственно, при отсутствии оборотов по реализации налоговая декларация не представляется.
Источник: БелТА