В Беларуси определен порядок расчета цены товара на момент добровольного удовлетворения требования потребителя (выплаты неустойки, вынесения судом решения) при отсутствии у продавца товара той же модели (марки, типа, артикула и др.). Также установлены формы акта передачи товара и акта выполненных работ по безвозмездному устранению недостатков товара.
Соответствующее постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29 ноября 2018 г. № 85 "О мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей" вступает в силу с 23 декабря 2018 года одновременно с поправками в Закон Республики Беларусь "О защите прав потребителей".
Расчет цены товара производится:
- по отпускной цене идентичного товара изготовителя (поставщика) на основании сведений изготовителя (поставщика) с применением торговой надбавки, использованной продавцом при формировании цены товара потребителя, в отношении качества которого предъявлена претензия (далее – цена товара потребителя);
- на основании сведений субъектов торговли о ценах на однородные товары, содержащиеся в специальных отечественных и зарубежных справочниках, каталогах, периодических изданиях, информационных материалах субъектов торговли (в том числе размещенных на сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет), в случае отсутствия идентичного товара у изготовителя, поставщика (снят с производства, прекращена поставка и т.д.). При наличии двух и более источников информации, содержащих сведения о ценах на однородные товары, цена определяется исходя из сведений о цене наиболее близкой по значению к цене товара потребителя, которая по значению выше цены товара потребителя. В случае если такая цена отсутствует, для расчетов принимается цена товара потребителя.
Признаки идентичности товаров:
- функциональное назначение;
- физические характеристики;
- товарный знак и репутация на рынке;
- страна происхождения и изготовитель.
Незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться.
Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, выполняют одни и те же функции, имеют сходные характеристики и (или) могут быть взаимозаменяемыми. При определении однородных товаров учитываются, в частности, товарный знак, репутация на рынке, страна происхождения.