10 (270). Оптовая организация г. Минска реализует картофель и овощи (капусту, морковь, свеклу, лук репчатый), полученные от сельхозпроизводителя на условиях предоставления оптовой скидки, и поставляет их организациям розничной торговли.
Отпускные цены на картофель и овощи сформированы сельхозпроизводителем на условиях франко-отправления. Расходы по доставке товара организациям розничной торговли несет оптовая организация.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
10.1. Вправе ли оптовая организация, формируя оптовую цену, к отпускной цене производителя добавить понесенные транспортные расходы по доставке?
Не вправе.
Свежие картофель, капуста белокочанная, свекла столовая, морковь столовая, лук репчатый входят в перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируют облисполкомы и Минский горисполком*. Исключение составляют свежие картофель, морковь столовая, свекла столовая откалиброванные, мытые, расфасованные в перфорированные пакеты и сетчатую тару с применением клипсатора.
__________________
* Утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35.
Цены в г. Минске в сфере торговли регулируются путем установления предельных максимальных торговых надбавок на свежие:
– картофель и свеклу – 0,04 руб./кг;
– капусту белокочанную, морковь столовую, лук репчатый – 0,05 руб./кг.
Порядок реализации товаров, цены на которые регулируются и полученных на условиях предоставления оптовой скидки, определен Инструкцией о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Минэкономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111 (далее – Инструкция № 111).
Так, производители |*| вправе при реализации товаров предоставлять юридическим лицам, осуществляющим оптовую торговлю, оптовые скидки с отпускных цен в размере, определяемом по соглашению сторон (п. 10 Инструкции № 111).
* Информация о формировании цен на товары при предоставлении производителем оптовой скидки
В дальнейшем товары, приобретенные на условиях предоставления оптовой скидки, юридические лица и индивидуальные предприниматели – оптовики реализуют по отпускным ценам производителя (импортера) без применения оптовой надбавки.
Важно! Оптовая скидка – доход оптовой организации. Следовательно, оптовик не может повышать отпускные цены на величину транспортных расходов, так как для покрытия расходов поставщик предоставляет оптовой организации оптовую скидку.
10.2. От какой цены организации розничной торговли должны формировать розничные цены?
При приобретении товаров у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оптовую торговлю, получивших товар на условиях предоставления оптовой скидки, организации розничной торговли применяют торговую надбавку к отпускной цене, установленной производителем (импортером) (п. 11 Инструкции № 111).
Пример. Предоставлена оптовая скидка
Между предприятием-производителем и оптовой организацией заключен договор по реализации свежей свеклы на условиях предоставления оптовой скидки в размере 5 %. Прейскурантная отпускная цена сельхозпроизводителя на свежую свеклу отечественного производства установлена в размере 0,60 руб.
Сельхозпроизводитель указывает в гр. 4 ТТН-1 отпускную цену в размере 0,60 руб. и в отдельной строке размер оптовой скидки – 5 %. В гр. 11 справочно указывает отпускную цену в размере 0,60 руб.
Дальнейшая реализация товаров, приобретенных на условиях предоставления оптовой скидки юридическими лицами – оптовиками, производится по отпускным ценам производителя без применения оптовой надбавки |**|.
** Информация о применении предельных торговых надбавок
Организация оптовой торговли в ТТН-1 в гр. 4 указывает отпускную цену в размере 0,60 руб., в гр. 11 – отпускную цену сельхозпроизводителя в размере 0,60 руб.
Магазин розничной торговли формирует розничные цены на свежую свеклу столовую, применяя предельную максимальную торговую надбавку в размере 0,04 руб./кг, следующим образом (см. таблицу):