Можно ли применить ставку 2 % при УСН в отношении строительных работ и услуг, оказанных иностранным лицам?
Специалист МНС:
– Обратите внимание, что применение ставки 2 % на основании подп. 1.1 п. 1 Указа № 358 возможно при условии, что "результаты этих работ вывезены за пределы территории Республики Беларусь". Если работники белорусской организации по договору с российской компанией осуществляют строительство здания в России, то результат строительных работ появляется на территории России. Другими словами, результат строительных работ в данном случае невозможно вывезти за пределы территории Республики Беларусь. А раз так, то и ставку 2 % нельзя применить в отношении полученной выручки, потому что не выполнено условие Указа № 358 и его нормы мы расширять не вправе.
Если же в республике выполнены проектные работы по строительству и их результат будет вывезен за ее пределы, то ставку 2 % в отношении выручки от реализации этих работ можно применить.
Специалист ИМНС:
– Честно говоря, мнения у нас разделились. Позиция отдельных специалистов состоит в том, что ставку 2 % возможно применять, лично моя позиция – по выполненным работам и услугам эту ставку применять нельзя. Исключение составляют оказание отдельных услуг, например инжиниринговых, консультационных. Важно, чтобы предоставление услуг иностранным юридическим и (или) физическим лицам не было связано с их деятельностью на территории Республики Беларусь.
Специалист аудиторской организации:
– Текст Указа № 358 в части применения льготной ставки краток, но вопросов вызывает немало. Ставку 2 % по строительным работам применить в этой ситуации нельзя. Но у меня возникает другой вопрос: а если выполнены, скажем, проектные работы и переданы по электронной почте, какими документами можно будет доказать, что результат данных работ вывезен за пределы Республики Беларусь?
Наталья Алексеевна, главный бухгалтер:
– Ситуация не нова: "шаг вперед и два назад". Сначала декларируем, что стране нужно развивать экспорт, необходимо поступление валютной выручки. Для этого устанавливаем какие-то льготные условия. А потом говорим, что этой льготой невозможно воспользоваться. А почему? Я никак не пойму, чем валютная выручка, полученная за выполение за рубежом работ, "хуже" валютной выручки за произведенные в Беларуси услуги, предназначенные для нерезидента РБ. Думаю, что особого смысла в такой трактовке нет, а, как всегда, законотворцы не учли в документе практику его применения.