Налоговый орган вправе приостановить операции по счету при наличии одного из следующих оснований (п. 2 ст. 53 НК):
1) плательщик (иное обязанное лицо) в установленные сроки не исполнил налоговое обязательство, не уплатил пени;
2) плательщик (иное обязанное лицо) не представил в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) по налогам, сборам (пошлинам);
3) плательщик (иное обязанное лицо) не представил в налоговые органы или их должностным лицам документы бухгалтерского и (или) налогового учета, специальные разрешения (лицензии), иные документы (сведения) для проведения проверки.
Проект закона РБ о внесении изменений и дополнений в НК* устанавливает дополнительные основания для приостановления операций по счетам плательщика в банке.
______________________________
* http://minfin.gov.by, по состоянию на 13.09.2013, вступление в силу с 1 января 2014 г.
Так, в новом п. 21 ст. 53 НК предусматривается, что решение о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа в случаях:
– включения плательщика (иного обязанного лица) в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере;
– если сумма денежных средств, поступившая на счета юридического лица, индивидуального предпринимателя в банках за месяц, превысила 5 000 базовых величин (БВ) и при этом руководитель данного юридического лица, индивидуальный предприниматель или иное уполномоченное в установленном порядке действовать от имени юридического лица, индивидуального предпринимателя лицо не располагает сведениями о фактических обстоятельствах осуществления предпринимательской деятельности, в результате которой поступили указанные средства.
Приостановление операций по счетам плательщика (иного обязанного лица) отменяется решением руководителя налогового органа (его заместителя) не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем:
– получения налоговым органом документов, подтверждающих устранение плательщиком (иным обязанным лицом) нарушений, послуживших основанием для приостановления операций по его счетам в банке (если решение о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке принято по основаниям, указанным в п. 2 ст. 53 НК);
– исключения плательщика (иного обязанного лица) из реестра коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, либо через 6 месяцев с даты включения плательщика (иного обязанного лица) в данный реестр (если решение о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке принято по основанию, указанному в абз. 2 п. 21 ст. 53 НК);
– получения налоговым органом информации от руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или иного уполномоченного в установленном порядке действовать от имени юридического лица, индивидуального предпринимателя лица, о фактических обстоятельствах осуществления предпринимательской деятельности, в результате которой на счета юридического лица, индивидуального предпринимателя в банках за месяц поступило более 5 000 БВ (если решение о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке принято по основанию, указанному в абз. 3 п. 21 ст. 53 НК).
Приостановление операций по счету по первому из приведенных выше оснований возможно как в случае неуплаты текущих налогов, сборов (пошлин), пеней, так и при неуплате указанных платежей, выявленной по результатам проверок, проведенных в порядке, установленном Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 510). Соответственно решение о приостановлении операций по счетам в случае неисполнения плательщиком (иным обязанным лицом) налогового обязательства может быть принято как на основании отраженных в акте (промежуточном акте) проверки фактов данного нарушения, так и по результатам камеральной проверки, выявившей наличие текущей недоимки.
В отношении третьего основания для приостановления операций по счету отметим, что налоговое законодательство возлагает на плательщиков (иных обязанных лиц) ряд обязанностей по представлению в налоговый орган документов или сведений. Например, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого плательщика (иного обязанного лица), а также у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих документами и (или) информацией, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого плательщика (иного обязанного лица), на безвозмездной основе необходимые для проверки документы и (или) информацию, в т.ч. в электронном виде (абз. 4 п. 4 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510, п. 1 ст. 75 НК). Лицо, которому адресован запрос о представлении информации и (или) документов, обязано в установленный в запросе срок направить или выдать их должностному лицу налогового органа, требующему указанные информацию и (или) документы, или сообщить об их отсутствии.
– арендной платы за земельные участки (подп. 1.17 п. 1 Указа Президента РБ от 01.03.2010 № 101 "О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности");
– сумм части прибыли (дохода), в т.ч. в государственный целевой бюджетный фонд национального развития, и пеней (п. 3-1 Указа Президента РБ от 28.12.2005 № 637 "О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития").
Допустимые операции по счету при наличии решения о приостановлении операций по счету
Как уже отмечалось, приостановление операций по счету не означает полного прекращения всех платежей (расходных операций) по нему. Перечень допустимых расходных операций по счету в ситуации их приостановления в настоящее время определен в подп. 1.1–1.3 п. 1 Указа № 267 и части второй п. 1 ст. 53 НК. Что же касается иных платежей, то они возможны только при наличии разрешений всех органов (должностных лиц), принявших решение о приостановлении операций по счетам, и органов (должностных лиц), принявших постановление (определение) о наложении ареста. Порядок получения такого разрешения лицом, заинтересованным в совершении платежа, описан в подп. 1.3 п. 1 Указа № 267.
Кроме того, НК установлены ограничения на приостановление операций по специальным счетам, открытым в соответствии с законодательными актами. Не допускается также принудительное взыскание налога, сбора (пошлины) за счет денежных средств, размещенных на таких счетах (часть вторая п. 2 ст. 56 и часть третья п. 2 ст. 58 НК). В частности, не допускается приостановление операций по специальному счету, открытому платежным агентом у расчетного агента для размещения и учета денежных средств, принимаемых платежным агентом по платежам за услуги и платежам в бюджет на основании подп. 1.5 п. 1 Указа Президента РБ от 30.08.2011 № 389 "О едином расчетном и информационном пространстве в Республике Беларусь".
Различия между приостановлением операций по счету и наложением ареста на денежные средства, находящиеся на нем
Организациям необходимо знать различия между приостановлением операций по счету и наложением ареста на денежные средства, находящиеся на нем. Рассмотрим наиболее существенные из них.
Так, при приостановлении операций по счету "блокируется" счет в целом, при наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счете, – только определенная сумма средств.
Различны и органы, обладающие правом применять данные меры:
1) приостанавливать операции по счетам имеют право:
– налоговые и таможенные органы (ст. 53 НК, ст. 269 Таможенного кодекса РБ);
– Минфин, его территориальные органы, местные финансовые органы, финансовые органы администраций районов (ст. 134 и 135 Бюджетного кодекса РБ);
– органы Комитета госконтроля, включая органы финансовых расследований этого Комитета (вправе приостановить операции по основаниям, указанным как в ст. 53 НК, так и в абз. 14 ст. 14 Закона РБ "О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах", абз. 8 ст. 13 Закона РБ "Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь", ст. 134 и 135 Бюджетного кодекса РБ);
– органы валютного контроля* (часть шестая ст. 24 Закона РБ "О валютном регулировании и валютном контроле");
___________________________
* Совет Министров, Нацбанк, Комитет госконтроля, Государственный таможенный комитет.
– лица, осуществляющие финансовые операции** (абз. 4 части первой ст. 5 Закона РБ "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности").
___________________________
** Часть пятая ст. 1 Закона РБ "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности".
2) правом налагать арест на денежные средства на счетах обладают:
– прокуроры и их заместители, органы уголовного преследования***, суды (п. 7 ст. 132 Уголовно-процессуального кодекса РБ, ст. 128 и 129 Банковского кодекса РБ);
– судьи, должностные лица органов, ведущие административный процесс (ч. 10 ст. 8.7 Процессуально-исполнительного кодекса РБ об административных правонарушениях).
При наличии задолженности организации обязаны обеспечить зачисление выручки на свои счета в банках
Как было отмечено выше, приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. На приходные операции с заблокированным счетом запрет, установленный ст. 53 НК, не распространяется.
В силу тех либо иных причин отдельные плательщики иногда задаются вопросом о возможности перечисления денежных средств своему кредитору в случае, когда решением налогового органа операции по счету такого плательщика приостановлены. В связи с этим необходимо помнить следующее.
Юридические лица, имеющие задолженность по налогам, экономическим санкциям и пеням в республиканский и местные бюджеты и (или) Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты, за исключением задолженности, в отношении которой действуют предоставленные согласно законодательству отсрочка и (или) рассрочка ее погашения, если иное не определено Советом Министров, должны обеспечить зачисление выручки от реализации товаров (работ, услуг), иного имущества, включая ценные бумаги и имущественные права, а также от внереализационных доходов на свои счета в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях РБ в соответствии с правовым режимом этих счетов и осуществление платежей с них в порядке, предусмотренном законодательством. Указанный порядок зачисления денежных средств применяется юридическими лицами начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имеется задолженность, до полного ее погашения. Данное требование определено подп. 2.4 п. 2 Указа Президента РБ от 23.01.2003 № 36 "О реструктуризации задолженности юридических лиц по обязательным платежам в республиканский и местный бюджеты и Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и некоторых мерах по обеспечению своевременного поступления указанных платежей". Его несоблюдение влечет ответственность по ст. 13.14 Кодекса РБ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере до 50 базовых величин.
Следовательно, если операции по счету приостановлены в связи с неисполнением плательщиком (иным обязанным лицом) в установленные сроки налогового обязательства, неуплаты пеней (т.е. имеется задолженность по налогам, пеням), это лицо обязано зачислять выручку от реализации товаров (работ, услуг) на свой счет в банке, и соответственно не вправе исполнить обязательство, вытекающее из договора, иному лицу, управомоченному кредитором. Однако, если операции по счету приостановлены по иным основаниям, установленным ст. 53 НК, такой способ исполнения обязательства перед контрагентом допустим (например, на основании поручения поставщика покупателю об исполнении обязательства по оплате третьему лицу (ст. 293 Гражданского кодекса РБ; далее – ГК)).
Банки не вправе закрыть счет плательщику, если есть решение налогового органа о приостановлении операций по его счетам
Как установлено ст. 53 НК, банки не вправе открывать счета плательщику при наличии решения налогового органа о приостановлении операций плательщика либо на основании информации о приостановлении операций по счетам, полученной из АИС "Взаимодействие".
В отношении закрытия счета при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счету отметим следующее. Договор текущего (расчетного) банковского счета, как и договоры, опосредующие открытие счетов иных видов, обычно является бессрочным. Вместе с тем, как и любой гражданско-правовой договор, он может быть расторгнут. Расторжение договора по общему правилу возможно только по соглашению сторон (п. 1 ст. 420 ГК). Однако законодательством или самим договором может быть предусмотрена возможность его расторжения в одностороннем порядке.
Так, обязательства по договору текущего (расчетного) банковского счета подлежат прекращению по требованию владельца счета в течение срока, установленного соглашением сторон. При этом остаток денежных средств на счете выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет (ст. 206 Банковского кодекса РБ).
Таким образом, расторжение договора банковского счета в случае наличия остатка денежных средств на счете сопряжено с проведением расходных операций по указанному счету: выдача клиенту или перечисление на другой счет остатка денежных средств. Учитывая изложенное, в случае приостановления по решению налогового органа операций по счету плательщика в банке при наличии остатка денежных средств на таком счете банк не вправе выдавать клиенту либо перечислять по его указанию на такой счет остаток денежных средств на счете и соответственно не вправе закрыть счет клиента. Хотя действующим законодательством это четко и не определено, полагаем, что при отсутствии денежных средств на счете клиента банк по заявлению клиента вправе закрыть указанный счет, поскольку расторжение договора банковского счета в данном случае не повлечет проведения расходных операций по счету.