Плательщик вправе не выполнять неправомерные решения налоговых органов и требования их должностных лиц, не соответствующие положениям Налогового кодекса РБ (далее – НК) (подп. 1.8-1 п. 1 ст. 21 НК).
Такие права плательщика корреспондируют с обязанностью налогового органа и его должностных лиц действовать в строгом соответствии с законодательством (ст. 82 НК).
Неправомерными являются решения и требования налоговых органов и их должностных лиц, не основанные на нормах НК.
Например, неправомерными решениями могут быть решения:
- по акту проверки, о приостановлении операций по счетам в банке, об аресте имущества, о взыскании налога;
- о досрочной уплате налогов;
- о передаче налоговому органу или должностному лицу какого-либо имущества, принадлежащего плательщику;
- об обеспечении транспортом, о предоставлении средств связи;
- о представлении налоговой отчетности по формам, не соответствующим требованиям законодательства;
- о представлении документов, не предусмотренных НК;
- о включении в налоговую декларацию (расчет) сведений, не указанных в п. 7 ст. 63 НК.
Каким же образом может быть реализована предусмотренная норма?
На практике невыполнение плательщиком неправомерных решений налогового органа и требований их должностных лиц влечет привлечение к ответственности плательщика, поскольку критерии неправомерности решения или требования у плательщиков и налоговых органов различны. В силу презумпции законности решений налоговых органов (требований их должностных лиц) до их признания незаконными по установленной процедуре они будут считаться законными, соответствующие решения (требования) должны исполняться. Законодательство не устанавливает каких-либо правовых последствий, если плательщик только сочтет решение налогового органа (требование его должностных лиц) незаконным. Однако плательщик может инициировать в уполномоченных органах процедуры по признанию их таковыми. Смысл нормативного положения подп. 1.8-1 п. 1 ст. 21 НК, как представляется, заключен в том, что плательщик не может нести отрицательных последствий неисполнения им решений налоговых органов (требований их должностных лиц), если впоследствии в надлежащем порядке будет установлена незаконность данного решения (требования).
Наиболее эффективным в большинстве случаев является инициативный способ защиты прав путем обращения плательщика к уполномоченному органу. Так, например, если налоговый орган в нарушение ст. 75 НК при проведении проверки будет требовать представления документов и (или) информации, не имеющих отношения к деятельности и (или) имуществу проверяемого плательщика (например, статистических отчетов), либо представления документов и (или) информации применительно к плательщику, в отношении которого не проводится проверка, для плательщика, не представившего эти документы и (или) информацию, имеет смысл активно защищать свои права через обращение к вышестоящему налоговому органу: например, требовать признания незаконным требования о представлении документов и (или) информации.