Приказом организации от 15.07.2010 на автомобиль BMW 530i (мощность двигателя 170 kW) была установлена линейная норма расхода топлива в размере 11,5 л на 100 км, и данная норма применялась до настоящего времени.
Как показывает практика, многие организации используют автомобили уже продолжительное время и применяют по ним нормы расхода топлива, установленные перед началом эксплуатации автомобилей.
При этом не учитывается тот факт, что постановлением Минтранса РБ от 06.01.2012 № 3 (далее – постановление № 3) установлены нормы расхода топлива на механические транспортные средства, суда, машины, механизмы и оборудование (нормы расхода топлива).
Постановление № 3 вступило в силу с 1 августа 2012 г. (п. 3 постановления № 3). Таким образом, с указанной даты организациям следует руководствоваться нормами расхода топлива, утвержденными постановлением № 3 (приложение 1 к постановлению № 3).
Для многих автомобилей нормы расходы топлива были снижены, поэтому организации с 1 августа 2012 г. должны были пересмотреть применяемые нормы расхода топлива.
Линейная норма расхода топлива на автомобиль BMW 530i (мощность двигателя 170 kW) с 1 августа 2012 г. понижена по сравнению с ранее действовавшей (установленной постановлением Минтранса РБ от 27.08.2008 № 87 "Об утверждении норм расхода топлива на механические транспортные средства, суда, машины, механизмы и оборудование") на 0,6 л и составляет 10,9 л.
Организациям следует помнить, что при налогообложении не учитываются затраты на оплату топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, доводимых до организации в установленном порядке в соответствии с подп. 1.7 п. 1 ст. 131 Налогового кодекса РБ. Установленное требование распространяется в т.ч. на топливо для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования (письмо МНС РБ от 27.03.2012 № 2-2-23/637 "О некоторых вопросах исчисления и уплаты налога на прибыль").
Напомним, что порядок применения норм расхода топлива устанавливает Инструкция о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденная постановлением Минтранса РБ от 31.12.2008 № 141 (далее – Инструкция № 141).
От редакции:
Порядок исправления организацией допущенной ошибки рассмотрим на условном примере.
Допустим, на момент выявления ошибки организация списала на затраты (включила в общехозяйственные расходы) в 2012 г. 500 л топлива по цене 8 500 руб. с применением нормы расхода топлива в размере 11,5 л вместо 10,9 л, в 2013 г. – 900 л топлива.
Стоимость топлива, включенного в общехозяйственные расходы, составила:
– в 2012 г. – 4 250 000 руб. (8 500 × 500), вместо 4 028 235 руб. (500 / 11,5 × 10,9 × 8 500);
– в 2013 г. – 7 650 000 руб. вместо 7 250 883 руб.(900 / 11,5 × 10,9 × 8 500).
Произведенные организацией записи, верные записи и порядок исправления ошибки приведены в табл. 1 и 2.
Часто у организаций имеет место применение зимнего повышения норм расхода топлива без учета температуры окружающего воздуха. При проверках порядка применения зимнего повышения норм расхода топлива выяснилось следующее:
1) организация "А" ограничивает применение данного повышения периодом с 1 ноября по 31 марта;
2) организация "Б" ограничивает применение данного повышения календарными месяцами зимы;
3) организация "В" в качестве условия начала применения данного повышения отслеживает установившиеся отрицательные среднесуточные температуры в течение 5 дней.
Зимние условия эксплуатации автомобиля, машины, механизма и оборудования – это эксплуатация в условиях отрицательной температуры окружающего воздуха (ниже 0 оC) (п. 3 Инструкции № 141). Заметим, что такое определение используется для целей Инструкции № 141.
Таким образом, рассматриваемое повышение норм расхода топлива не связано с конкретным периодом времени и не требует отслеживания установившихся отрицательных среднесуточных температур в течение 5 дней подряд. Достаточное условие применения рассматриваемого повышения – отрицательная температура окружающего воздуха (ниже 0 оC).
Отрицательную температуру окружающего воздуха определяют на основании измерений, произведенных ответственным лицом организации, эксплуатирующей механическое транспортное средство, машину, механизм и оборудование, на дату и время выпуска механического транспортного средства на линию или на начало выполнения работы машиной, механизмом и оборудованием (п. 8 Инструкции № 141). Результаты измерений регистрируют в специальном журнале по форме, приведенной в приложении к Инструкции № 141.
При эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования за пределами Республики Беларусь порядок определения и учета температуры окружающего воздуха устанавливает руководитель организации.
Журнал регистрации результатов измерений температуры окружающего воздуха выглядит следующим образом:
Справочно: организации могут применять повышения норм расхода топлива, предусмотренные Инструкцией № 141.
Например, согласно п. 10 Инструкции № 141 повышение нормы расхода топлива осуществляется при эксплуатации:
– механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования на территории Республики Беларусь и за ее пределами в зимних условиях эксплуатации – не более10 %. Для механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, предназначенных для эксплуатации исключительно в зимних условиях (снегоуборочные машины, снегоходы и т.п.), данное повышение не применяется;
– автомобиля в городах с численностью населения:
от 100 до 300 тыс. человек – не более 5 %;
от 300 тыс. до 1 млн. человек – не более 10 %;
от 1 до 3 млн. человек – не более 15 %;
свыше 3 млн. человек – не более 25 %;
– автомобиля с частыми технологическими остановками (более чем одна остановка на 1 км пробега) – не более 10 %;
– механического транспортного средства, оборудованного кондиционером, установкой "климат-контроль" или дополнительным автономным подогревателем двигателя, работающим в автоматическом режиме, – не более 7 %;
– автомобиля, оснащенного автоматической коробкой передач (АКПП), – не более 6 % (от линейной нормы, взятой по модели автомобиля, имеющего аналогичный тип кузова, объем и мощность двигателя, оснащенного механической коробкой передач). Если линейная норма расхода топлива установлена с учетом АКПП, то данное повышение не применяется;
– нового или прошедшего капитальный ремонт автомобиля на первую тысячу километров пробега – не более 10 %;
– механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования с истекшим нормативным сроком службы – не более 8 %.
В Инструкции № 141 предусмотрены и иные случаи, когда нормы расхода топлива могут быть повышены.