В соответствии с подпунктом 5.40 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее – Минтранс), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 № 985 "Вопросы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь", Минтрансу предоставлены полномочия на разработку и утверждение в соответствии с законодательством технических нормативных правовых актов и норм в области транспортной деятельности.
С учетом специфики выполняемых работ Правительством уполномочены на утверждение норм расхода топлива также:
– Минсельхозпрод (нормы расхода на механизированные работы, а также иные нормы расхода для обеспечения производственного процесса в сельском хозяйстве);
– МЧС (нормы расхода для автомобильной, инженерной, специальной техники и оборудования в подразделениях по чрезвычайным ситуациям);
– Минлесхоз (нормы расхода для специальных механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования для выполнения лесохозяйственных и лесозаготовительных работ в организациях, подчиненных Минлесхозу);
– Минэнерго (нормы расхода для специальных механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования для добычи торфа, производства топливных брикетов, топлива из лигнина и пеллет в организациях, входящих в состав ГПО "Белтопгаз" и ГПО "Белэнерго").
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 05.05.1998 № 140-З "Об основах транспортной деятельности" транспортная деятельность – это совокупность организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, внутренним водным, городским электрическим транспортом, метро и иным транспортом, а также транспортно-экспедиционная деятельность и другие связанные с перевозкой транспортные работы и услуги, выполняемые (оказываемые) на договорной основе или иных законных основаниях. При этом объектами транспортной деятельности являются транспортные средства и коммуникации, системы управления движением, сооружения и иное имущество, используемые для осуществления транспортной деятельности.
К области транспортной деятельности не относятся нормы расхода топлива на машины, механизмы и оборудование при выполнении работ по добыче нефти, строительству и ремонту скважин, технологических операций по обработке скважин.
В соответствии с подпунктом 1.7 пункта 1статьи 131 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) при налогообложении не учитываются затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством.
Нормы расхода топлива, утверждаемые Минтрансом, устанавливаются без учета повышений (понижений) и дополнительного расхода топлива.
Инструкция о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования (далее – Инструкция) утверждена постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 "Об утверждении Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования".
Инструкция регламентирует порядок установления повышений и понижений к нормам расхода топлива, утвержденным Минтрансом.
В соответствии с пунктами 10 и 11 Инструкции повышение нормы расхода топлива осуществляется при эксплуатации:
– механических транспортных средств, машины, механизма и оборудования в зимних условиях эксплуатации (при температуре окружающего воздуха ниже 0 °С).
Справочно: температура окружающего воздуха определяется на основании измерений на дату и время выпуска механического транспортного средства на линию или на начало выполнения работы машиной, механизмом и оборудованием. Результаты измерений регистрируются в специальном журнале;
– автомобилей в городах (величина повышения устанавливается в зависимости от численности населения в городе);
– автомобилей с частыми технологическими остановками (более чем одна остановка на один километр пробега);
– автомобилей на пересеченной местности, грунтовых, внутрикарьерных или отвальных дорогах, свежеотсыпанном полотне при строительстве дорог или движущегося со скоростью до 20 км/ч, в условиях сезонной распутицы, снежных заносов, сильного снегопада;
– автомобилей, задействованных в обучении управлению механическим транспортным средством по улицам города или населенного пункта;
– автомобилей в горной местности (величина повышения устанавливается в зависимости от высоты над уровнем моря), на дорогах, имеющих подъемы от четырех и более процентов;
– автомобилей оперативного назначения и механических транспортных средств, сопровождаемых ими, автомобилей, оборудованных багажником или световой сигнализацией, установленными на крыше, со скоростями движения, превышающими 60 км/ч;
– механических транспортных средств, оборудованных кондиционером, установкой "климат-контроль" или дополнительным автономным подогревателем двигателя, работающим в автоматическом режиме (может устанавливаться круглогодично);
– автомобилей, оснащенных автоматической коробкой передач.
Справочно: если линейная норма расхода топлива установлена с учетом АКПП, то данное повышение не применяется;
– техники, новой или прошедшей капитальный ремонт, а также с истекшим нормативным сроком службы (в соответствии с постановлением Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161 "Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь";
– при перевозке грузов грузовым или грузопассажирским автомобилем (кроме самосвала) без учета транспортной работы в тонно-километрах, а также при перевозке технологического оборудования или грузов, на которую не оформляется товарно-транспортная накладная.
Справочно: линейная норма расхода топлива самосвала установлена с учетом коэффициента использования грузоподъемности 0,5.
В соответствии с пунктом 12 Инструкции при эксплуатации автомобиля на участках дорог с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием за пределами населенного пункта линейная норма расхода топлива понижается (за исключением учебной езды).
Повышения (понижение) норм расхода топлива, предусмотренные подпунктами 10.1–10.5, 10.8 и 10.9 пункта 10, пунктами 12 и 13 Инструкции, распространяются на линейные нормы расхода топлива и нормы расхода топлива на выполнение транспортной работы.
При необходимости применения одновременно нескольких повышений (понижения) норм расхода топлива нормируемый расход топлива устанавливается с учетом их суммы или разности.
Кроме того, Инструкция предусматривает установление дополнительного расхода топлива (пункты 16, 19–22 Инструкции) при:
– эксплуатации автомобилей, выполняющих транспортную работу, учитываемую в тонно-километрах;
– эксплуатации автомобилей с прицепами (полуприцепами) или при буксировке автомобилей, машин и механизмов;
– простое автомобилей на объектах, условия эксплуатации которых предусматривают работу двигателя во время стоянки;
– работе автономного отопителя автомобиля (величина устанавливается в зависимости от температуры окружающего воздуха);
– при эксплуатации самосвала или самосвального автопоезда, а также седельного тягача с самосвальным полуприцепом на каждую ездку с грузом.
Инструкцией также регламентирован расход топлива автомобилями при перемещении в зонах технического обслуживания и текущего ремонта (для автомобилей, работающих на СПГ и СУГ), а также на внутригаражные разъезды и технические надобности (технические осмотры, регулировочные работы, приработку деталей двигателя автомобиля после ремонта).
В соответствии с пунктом 6 Инструкции руководитель организации имеет право понижать нормы расхода топлива, установленные Минтрансом. Работы по нормированию расхода топлива на механические транспортные средства, суда, машины, механизмы и оборудование проводятся Белорусским научно-исследовательским институтом транспорта "Транстехника" (ул. Платонова, 22, 220005, г. Минск, тел. 331-57-63, 331-36-20, факс 292-40-74, http://www.transtekhnika.by/) в соответствии с согласованной с БелГИМ методикой в реальных условиях эксплуатации. Нормируемая техника проходит диагностику по параметрам, влияющим на расход топлива (выбросы СО и СН, состояние тормозной системы, давление воздуха в шинах, регулировка подшипников ступиц колес и др.). Замеры расхода топлива проводятся как минимум в трехкратной повторности по утвержденному маршруту. По результатам замеров проводятся анализ полученных данных и расчет нормы расхода топлива по утвержденной методике с оформлением протокола установленного образца. Для минимизации влияния стиля вождения, дорожных условий, износа техники и других факторов нормы расхода топлива утверждаются после проведения замеров на нескольких автомобилях.
На первом этапе нормы расхода топлива утверждаются Минтрансом в качестве рекомендуемых и проходят эксплуатационную проверку в организациях. В дальнейшем нормы расхода топлива при необходимости корректируются с учетом результатов эксплуатационной проверки и утверждаются Минтрансом в качестве постоянно действующих.
В случае отсутствия нормы расхода топлива, установленной Минтрансом, до ее установления учет расхода топлива производится по временной норме на срок не более шести месяцев.
Временная норма расхода топлива – объем топлива, потребляемый двигателем механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, соответствующий контрольному расходу топлива, установленному организацией (заводом) – изготовителем для данного механического транспортного средства, машины, механизма, оборудования в инструкции по эксплуатации.
В случае отсутствия контрольного расхода топлива, установленного заводом-изготовителем, временная норма расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования устанавливается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.
Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь
Комментарий опубликован 18.03.2014 на сайте МНС (http://www.nalog.gov.by)