Транспортный документ для оформления работы служебного легкового автомобиля – путевой лист
Легковой автомобиль – пассажирский автомобиль с числом мест для сидения не более девяти, включая место водителя (подп. 1.1 п. 1 постановления Совета Министров РБ от 22.08.2012. № 776 "Об упорядочении использования служебных и специальных легковых автомобилей").
Минтрансу поручена разработка и утверждение технических нормативных правовых актов, норм в области транспортной деятельности, форм путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров, порядок их оформления. Это установлено подп. 5.40 п. 5 Положения о Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 31.07.2006 № 985.
Данную задачу Минтранс выполнил, утвердив постановление от 29.03.2012 № 25 (далее – постановление № 25; вступило в силу 29 августа 2012 г.). Организации, использующие служебные легковые автомобили, должны оформлять их работу путевым листом, форма которого утверждена постановлением № 25 (далее – путевой лист).
Заполнение путевого листа в настоящее время обязательно, а ранее…
Постановление № 25 не устанавливает исключений в вопросе необходимости оформления путевых листов в отношении видов служебных поездок, а также должностных лиц, использующих служебный легковой автомобиль. Напомним, что ранее на основании решения руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя путевой лист легкового служебного автомобиля мог не оформляться:
– на служебные легковые автомобили, предназначенные для обслуживания руководителя организации (его заместителей), индивидуального предпринимателя;
– на автомобили работников, используемые ими для нужд нанимателя в соответствии с законодательством о труде, если нанимателем по данным автомобилям не производятся расходы на их обслуживание и топливно-смазочные материалы.
Такая норма была установлена Инструкцией о порядке оформления транспортных документов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 26.11.2010 № 138 (в редакции, действовавшей по 25 октября 2011 г.).
Также не содержится в постановлении № 25 отсылки к Закону РБ от 14.08.2007 № 278-З "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" (далее – Закон № 278-З), который не распространяется на внутриреспубликанские автомобильные перевозки для собственных нужд (ст. 2). Таким образом, вывод о том, что служебные легковые автомобили, как правило, выполняют внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд и соответственно на них не распространяется действие Закона № 278-З, поэтому при их эксплуатации не возникает необходимости в оформлении путевых листов, некорректен. Вопрос о возможности неоформления путевого листа в конкретных условиях использования служебного легкового автомобиля с точки зрения применения Закона № 278-З может быть решен на основании письменного согласования Минтранса РБ. При отсутствии такого согласования путевой лист подлежит оформлению.
Для целей оформления путевых листов не имеет значения, на каких основаниях служебный легковой автомобиль привлечен к деятельности организации: приобретен в собственность, получен по договору лизинга, получен по договору аренды (в т.ч. заключенному с физическим лицом, работником или неработником организации), получен по договору безвозмездного пользования (в т.ч. заключенному с физическим лицом, работником или неработником организации).
Использование работником личного легкового автотранспорта не обязывает нанимателя заполнять путевой лист
Однако из вышеуказанного правила существует одно исключение. Это случаи использования работником с разрешения нанимателя личного легкового автомобиля в служебных целях. Так, на основании ст. 106 Трудового кодекса РБ (далее – ТК) работники, использующие свои транспортные средства, оборудование, инструменты и приспособления для нужд нанимателя, имеют право на получение за их износ (амортизацию) компенсации, размер и порядок выплаты которой определяются по договоренности с нанимателем. В этом случае автомобиль во владение и пользование организации не переходит, а остается у работника. Следовательно, на организацию не может быть возложена обязанность по оформлению путевых листов. Однако для целей учета, в т.ч. работы автомобиля для нужд организации, а также движения топлива работнику необходимо оформлять учетный регистр. Форма такого регистра может быть определена организацией самостоятельно. При этом рекомендуется за основу взять форму путевого листа, которая предусматривает необходимую информацию о работе автомобиля и водителя.
При использовании личного автомобиля в служебных целях возможна ситуация, когда в рабочее время автомобиль используется работником для нужд нанимателя, а в нерабочее – для личных поездок. Заполнение путевого листа (если организация решила применять форму путевого листа) в этом случае производится только исходя из показателей, соответствующих использованию автомобиля для нужд нанимателя. Те показатели (пробег, расход топлива, заправки и т.п.), которые соответствуют использованию автомобиля для личных нужд организации, в путевом листе не отражаются. Это главное отличие в оформлении путевых листов при использовании личного легкового автомобиля в служебных целях от их оформления при эксплуатации автомобилей, привлеченных к деятельности организации по иным основаниям.
Особенности оформления путевого листа служебного легкового автомобиля
При оформлении путевых листов служебных легковых автомобилей необходимо учитывать следующее:
1. Бланки путевых листов возможно приобрести в специализированных магазинах, заказать в типографиях либо распечатать на компьютере. В настоящее время путевой лист не является бланком строгой отчетности (это не предусмотрено постановлением № 25), печать его бланков осуществляется без применения мер защиты, установленных для бланков строгой отчетности.
2. Путевые листы могут оформляться вручную или с использованием программно-технических средств (п. 2 Инструкции о порядке оформления путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров, утвержденной постановлением № 25).
3. Путевой лист служебного легкового автомобиля может оформляться водителю сроком до 1 календарного месяца при условии сдачи путевого листа за предыдущий период работы. Следовательно, организация может выбирать в пределах месяца любой период, на который будет выписываться путевой лист (день, неделя, декада, месяц или другой).
4. При использовании служебного легкового автомобиля в пределах города в разделе "Выполнение задания" допускается производить запись: "По городу" с указанием суммарного пробега по городу в километрах. Для установления более тщательного внутреннего контроля за использованием автомобиля по решению организации возможно указание адресов отправления и назначения. Но это не является обязательным. Если автомобиль выезжает за пределы города, в котором осуществляется его обычная работа, указываются адрес отправления и адрес назначения.
5. Заполнение всех необходимых сведений в путевых листах производят уполномоченные автомобильным перевозчиком лица. При этом реквизиты, по которым информация отсутствует или не ведется учет, можно не заполнять. В путевые листы допускается вносить дополнительную информацию (реквизиты), которая не должна препятствовать прочтению иных записей.
6. Путевой лист может содержать следующие сведения (при их наличии):
– период действия путевого листа;
– наименование автомобильного перевозчика (штамп (печать) перевозчика);
– марку и регистрационный знак автомобиля;
– данные о водителе;
– отметки о прохождении водителем медицинского осмотра (приборного контроля опьянения);
– отметки о техническом состоянии автомобиля;
– данные о показаниях спидометра и времени выезда (возвращения) автомобиля;
– данные о движении топливно-смазочных материалов;
– отметки водителя и уполномоченных лиц автомобильного перевозчика, удостоверяющие прием и сдачу автомобиля;
– иные отметки уполномоченных лиц автомобильного перевозчика, оформляющих путевой лист.
7. Если для служебных поездок используется личный автомобиль работника (использование личного автомобиля в служебных целях), то использоваться он может только для поездок именно этого работника по служебным делам. Соответственно в путевом листе в качестве водителя указывается именно этот работник. Иные лица в этом случае не могут быть указаны в путевом листе.
Пример заполнения путевого листа приведен в приложении.
Рассмотрим некоторые особенности оформления путевых листов на примере следующих ситуаций.
Ситуация 1. Поездки совершают несколько водителей
Легковой автомобиль эксплуатируется в организации на основании договора безвозмездного пользования, заключенного с работником (менеджером). Согласно договору возмещению подлежат только расходы на приобретение топлива. На автомобиле в 1 день могут осуществлять служебные поездки директор, заместитель директора и 2 менеджера (один из них владелец автомобиля).
В данном случае путевой лист оформляется на водителя (водителей) в зависимости от принятой в организации системы материальной ответственности (за автомобиль, его принадлежности, топливо и т.п.): индивидуальной либо коллективной, а также иных факторов, связанных с учетом эксплуатации автомобиля (учет времени работы в разрезе водителей, учет появления возможных неисправностей, ДТП и т.п. в момент управления автомобилем конкретным лицом и т.д.). Если автомобиль управляется водителем и обслуживает указанных лиц, то оформляется 1 путевой лист на водителя. Если автомобиль в течение дня управляется поочередно всеми указанными лицами, то путевой лист может быть оформлен на каждое лицо. При этом необходимо предусмотреть процедуру передачи автомобиля от одного лица другому: удостоверение факта исправности, отсутствия повреждений, комплектности, фактического наличия учтенного количества ГСМ и т.д. Возможно оформить 1 путевой лист на группу водителей (работников – пользователей автомобиля) в случае, если они несут в данном вопросе коллективную материальную ответственность и организован учет их работы с точки зрения возможного наличия негативных факторов (ДТП, утрата имущества и т.д.).
Аналогичные подходы применяются и при использовании автомобиля по договору аренды, а также собственного автомобиля организации.
Ситуация 2. При оформлении договора об использовании личного автомобиля в служебных целях водителем может быть только собственник автомобиля
По соглашению с нанимателем работник использует личный автомобиль в служебных целях (трудовые отношения, основанные на нормах ст. 106 ТК). Работнику производится выплата компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях, возмещается стоимость топлива, а также техобслуживания автомобиля. При этом автомобилем пользуются (управляют) директор, заместитель директора и 2 менеджера.
Исходя из правоотношений, основанных на ст. 106 ТК, использовать для служебных поездок автомобиль может только работник – владелец автомобиля. Использование автомобиля другими сотрудниками противоречит указанным правоотношениям (в этом случае необходимо заключить между нанимателем и работником договор аренды или безвозмездного пользования). Если владелец автомобиля работает в организации водителем, то он может использовать автомобиль для выполнения своих служебных обязанностей и обслуживать других работников организации (например, директора, заместителя директора, менеджеров и т.д.). При рассматриваемых правоотношениях не предусматривается возможность возмещения работнику расходов на техобслуживание автомобиля, так как за использование автомобиля ему положена компенсация (возмещение техобслуживания в данном случае носит характер дополнительной компенсации).
Путевой лист следует оформлять всегда только на работника – владельца автомобиля, использующего автомобиль в служебных целях.
Путевой лист и отражение списания топлива в бухгалтерском учете
Как уже отмечалось выше, постановление № 25 не относит бланки путевых листов к бланкам строгой отчетности. Также не установлено, что путевые листы являются первичными учетными документами.
Кроме того, в путевом листе не предусмотрено наличие всех обязательных для первичного учетного документа реквизитов.
Справочно: первичные учетные документы должны содержать следующие сведения (п. 2 ст. 10 Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности"):
– наименование документа, дату его составления;
– наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции;
– содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;
– должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.
Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.
В типовой форме путевого листа отсутствует, в частности, оценка хозяйственной операции в стоимостном выражении.
Таким образом, путевой лист как таковой в настоящее время не может являться основанием для отражения в бухгалтерском учете стоимости списываемого на затраты топлива.
Какой же документ с учетом вышеизложенного является основанием для отнесения стоимости топлива на затраты?
Для ответа на данный вопрос необходимо обратиться к нормам п. 83 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.11.2010 № 133. Так, основанием для списания горюче-смазочных материалов на затраты производства являются накопительные ведомости данных путевых листов о фактическом расходе горюче-смазочных материалов или карточки учета расхода топлива за отчетный период. Указанные ведомости или карточки принимаются к бухгалтерскому учету после сверки записей в них с путевыми листами, о чем на ведомостях или карточках работником организации, ведущим оперативный учет горюче-смазочных материалов, делается соответствующая отметка.