При приеме "налички" следует использовать КСА, внесенный в Государственный реестр
Постановлением № 924/16 утверждены:
– сроки установки средств контроля на автоматические электронные аппараты, торговые автоматы.
Так, с 1 апреля 2016 г. должны применяться аппараты (автоматы) со встроенным кассовым оборудованием с установленным средством контроля налоговых органов либо со средством контроля налоговых органов;
– сроки установки средств контроля на кассовое оборудование.
Средства контроля должны установить:
– с 1 октября 2015 г. – организации, осуществляющие продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью от 650 м2 и более, включающей площадь, предназначенную для обслуживания покупателей, занятую оборудованием для выкладки, демонстрации товаров и проведения денежных расчетов, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей, и использующие кассовое оборудование, обеспечивающее дифференцированный учет данных о товарах, а также осуществляющие торговлю нефтепродуктами, сжиженными углеводородными газами и природным топливным компримированным газом, иными товарами и оказывающие услуги на автозаправочных станциях;
– с 1 декабря 2015 г. – осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров автомобилями-такси;
– с 1 февраля 2016 г. – все остальные организации.
Положение № 924/16
При продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, проведении электронных интерактивных игр наличные деньги и (или) банковские платежные карточки (в т.ч. при внесении авансовых платежей, предварительной оплаты, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) должны приниматься с использованием:
– кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь;
– платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов.
На каждую единицу кассового оборудования должна быть заведена книга кассира утвержденной формы, которая должна находиться в месте установки кассового оборудования.
Данное правило не действует в отношении кассового оборудования, используемого в своей деятельности банками, индивидуальными предпринимателями – плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, кассового оборудования, встраиваемого в автоматические электронные аппараты, торговые автоматы, специальных компьютерных систем и кассового оборудования с установленным средством контроля налоговых органов.
Важно! Случаи приема "налички" без кассового оборудования определены в п. 31 Положения № 924/16.
Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, утвержденный постановлением Госстандарта РБ от 14.10.2011 № 74, с учетом последних изменений от 06.10.2014 № 46 (далее – Государственный реестр)
Государственный реестр содержит перечень сведений о моделях (модификациях) КСА, в т.ч. совмещенных с таксометрами, СКС, билетопечатающих машин, разрешенных к использованию на территории республики для приема наличных денежных средств и (или) банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, проведении электронных интерактивных игр.
Важно! Модели кассового оборудования считаются включенными в Государственный реестр или исключенными из него со дня принятия решения Госстандарта об их включении в Государственный реестр либо исключении из него.
Информация о таком решении размещается в Интернете на официальном сайте Госстандарта.
В Государственный реестр вносятся следующие сведения:
– наименование модели (модификации) кассового оборудования;
– обозначение версии программного обеспечения модели (модификации) кассового оборудования;
– сфера применения модели (модификации) кассового оборудования, указанная в техническом нормативном правовом акте, на соответствие которому проведены экспертиза и испытания кассового оборудования;
– дата принятия решения Госстандарта о включении в Государственный реестр модели (модификации) кассового оборудования и исключении из него модели (модификации) кассового оборудования;
– наименование, место нахождения юридического лица, фамилия, собственное имя, отчество, место жительства индивидуального предпринимателя, учетный номер плательщика;
– дата, до которой модель (модификация) кассового оборудования включена в Государственный реестр.
Сведения о моделях (модификациях) кассового оборудования включаются в Государственный реестр с учетом их классификации по группам, установленной в государственных стандартах.
Термины и определения, используемые в Положении № 924/16, следует применять в значениях, определенных соответствующими нормативными документами
Банковский кодекс РБ от 25.10.2000 № 441-З, с учетом последних изменений от 13.07.2012 № 416-З
В постановлении № 924/16 и утвержденном им Положении № 924/16 применяется термин "банковская платежная карточка". Его определение содержится в ст. 273 БК.
Так, банковская платежная карточка – это платежный инструмент, обеспечивающий доступ к банковскому счету, счетам по учету банковских вкладов (депозитов), кредитов физического или юридического лица для получения наличных денежных средств и осуществления расчетов в безналичной форме, а также обеспечивающий проведение иных операций в соответствии с законодательством РБ.
Справочно: порядок совершения операций с банковскими платежными карточками утвержден постановлением Правления Нацбанка РБ от 18.01.2013 № 34 (с учетом последних изменений от 26.12.2013 № 774).
Порядок приема наличных денег в сфере торговли и общепита – один из вопросов, регулируемых постановлением № 924/16 и утвержденным им Положением № 924/16.
В связи с этим термины указанных документов приведены в соответствие с названным Законом (вступил в силу 22 июля 2014 г.).
Организации при проведении электронной интерактивной игры должны принимать от участников игр для участия в них наличные деньги и (или) банковские платежные карточки с применением СКС.
При этом проведение электронной интерактивной игры – это осуществление мероприятий, включающих прием ставок, заключение договоров с операторами электронной интерактивной игры, розыгрыш выигрышного фонда, обеспечение выплаты выигрышей, а прием ставки – регистрация в СКС прогноза игрока и денежной суммы за участие в электронной интерактивной игре.
Справочно: контроль за проведением электронных интерактивных игр в пределах своей компетенции осуществляют КГК, Минфин, Оперативно-аналитический центр при Президенте, Госстандарт.
Положением определены термины и правила проведения азартных игр. На территории республики разрешены букмекерская игра; игра в карты; игра в кости; игра на игровых автоматах; игра тотализатора; цилиндрическая игра (рулетка).
При их проведении наличные деньги и (или) банковские платежные карточки принимают с использованием специальной компьютерной кассовой системы (далее – СККС).
Контроль за деятельностью в сфере игорного бизнеса и соблюдением законодательства при осуществлении этой деятельности осуществляют органы МНС, КГК.
Справочно: игровое оборудование, включенное в перечень продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, утвержденный постановлением Госстандарта РБ от 16.12.2008 № 60, и его техническое обслуживание подлежат обязательному подтверждению соответствия в Национальной системе подтверждения соответствия РБ.
Ввозимое игровое оборудование подлежит подтверждению соответствия в форме сертификации в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования", утвержденным решением КТС от 16.08.2011 № 768.
СККС, используемая в сфере игорного бизнеса, – это программно-аппаратный комплекс, содержащий пакет прикладных программ, предназначенных для обеспечения контроля за деятельностью в сфере игорного бизнеса путем автоматизированной передачи, приема, регистрации, обработки, учета, накопления и сохранения данных о совершаемых операциях, а также для осуществления кассовых операций по приему денежных средств от физических лиц и выплате денежных средств физическим лицам.
Субъекты СККС – мониторинговый центр, организаторы азартных игр, уполномоченные государственные органы
От редакции:
СККС, в частности, должна обеспечивать:
– непрерывную и сплошную фиксацию в режиме реального времени информации:
о работе игорных заведений, в т.ч. о проводимых азартных играх;
сделанных ставках в азартной игре, в т.ч. о сумме ставки, дате и времени ее приема, событиях и условиях ставки (при проведении букмекерских игр и игр тотализатора);
форме расчетов с участником азартной игры, в т.ч. с использованием наличных денежных средств;
выплате участникам азартной игры денежных средств в игорных заведениях;
иной предусмотренной техническим заданием на разработку программного обеспечения СККС;
– передачу, прием, регистрацию, обработку, учет, накопление и хранение вышеуказанной информации;
– резервное копирование в автоматическом режиме и восстановление информации, сохранение целостности баз данных в случаях плановых и (или) аварийных остановок системы;
– круглосуточное предоставление уполномоченным государственным органам в режиме реального времени полной и достоверной информации о работе игорных заведений, в т.ч. об оборотах денежных средств и выплате выигрышей (возврате несыгравших ставок) участникам азартных игр;
– использование средств контроля и защиты информации СККС в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов;
– ведение в электронном виде журнала учета выплат выигрышей по форме, утвержденной постановлением Совета Министров РБ от 18.02.2011 № 211.
Кассовое оборудование необходимо зарегистрировать в налоговом органе до его применения
В инспекции МНС подлежит регистрации кассовое оборудование, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр, причем:
– до его применения;
– при условии установки на него в порядке, предусмотренном законодательством, средств контроля.
Административное решение о регистрации кассового оборудования оформляется путем проставления на первом листе обложки паспорта (формуляра) на кассовое оборудование отметки о регистрации кассового оборудования, заверяемой подписью начальника (заместителя начальника) инспекции МНС и гербовой печатью инспекции МНС с указанием даты заверения.
Установка, обслуживание, снятие средств контроля налоговых органов (далее – СКНО) производятся:
– республиканским унитарным предприятием "Информационно-издательский центр по налогам и сборам";
– на основании возмездных гражданско-правовых договоров, заключаемых между указанным унитарным предприятием и субъектами предпринимательской деятельности (далее – организации), осуществляющими продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг с использованием автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов в режиме самообслуживания.
Важно! Организации не вправе вмешиваться в работу СКНО, отключать, снимать его самостоятельно либо воздействовать на СКНО каким-либо иным способом.
Нарушение порядка:
– использования кассового оборудования, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и (или) платежных терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, а равно отсутствие таких оборудования и (или) терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг – влекут наложение штрафа на юридическое лицо от 10 до 200 базовых величин (БВ);
– использования и учета средств контроля, предназначенных для установки на кассовое оборудование юридическим лицом, осуществляющим производство или ввоз на территорию Республики Беларусь указанного оборудования либо его техническое обслуживание и ремонт, – влечет наложение штрафа на него от 10 до 100 БВ (ст. 12.20).