Принцип взимания косвенных налогов в Союзе остался прежним
Протоколом Союза установлено, что взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства – члена Союза с территории другого государства – члена Союза, осуществляется налоговым органом государства – члена Союза, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков – собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения.
Импортом товаров также является ввоз товаров налогоплательщиками (плательщиками) на территорию одного государства – члена Союза с территории другого государства – члена Союза.
Аналогичный принцип был заложен и в Протоколе ТС |*|.
Сравним, что изменилось в Протоколе Союза по отношению с Протоколом ТС в части импорта товаров.
* Материал о порядке исчисления и вычета НДС при импорте товаров доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Для определения налоговой базы по НДС по импортируемым товарам в белорусских рублях установлен пересчет стоимости товаров, выраженной в иностранной валюте
Протоколом Союза для определения налоговой базы по НДС по импортируемым товарам в белорусских рублях установлен пересчет стоимости товаров, выраженной в иностранной валюте. В таких случаях для целей определения налоговой базы стоимость товаров (в т.ч. товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении), выраженную в иностранной валюте, пересчитывают в национальную валюту по курсу национального (центрального) банка государства – члена Союза на дату принятия товаров к учету.
В Протоколе ТС подобной нормы не было. В 2014 г., когда цена сделки определена в иностранной валюте, налоговую базу по НДС определяли путем пересчета стоимости товаров в белорусские рубли по курсу валюты, установленному Нацбанком на дату принятия товаров на учет.
Такая норма установлена в части восьмой п. 3 Правил заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (приложение 2 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, вступившему в силу 1 июля 2010 г.; далее – Протокол об обмене информацией).
Справочно: Протокол об обмене информацией будет действовать и в 2015 г., поскольку он не включен в перечень международных договоров, прекращающих свое действие в связи со вступлением в силу Договора о Союзе (приложение 33 к Договору о Союзе).
В стоимость выполненных работпо переработке давальческого сырья включены акцизы
Налоговая база при импорте на территорию одного государства – члена Союза с территории другого государства – члена Союза продуктов переработки давальческого сырья определяется как стоимость выполненных работ по переработке давальческого сырья и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным продуктам переработки (п. 14 Протокола Союза).
Отметим, что в Протоколе ТС не было оговорки о включении акцизов в рассматриваемой ситуации в налоговую базу для исчисления НДС.
Справочно: налоговая база при ввозе на территорию одного государства – члена Таможенного союза с территории другого государства – члена Таможенного союза продуктов переработки определяется как стоимость работ по переработке давальческого сырья (п. 2 ст. 2 Протокола ТС).
Кроме того, в отличие от Протокола ТС установлено, что стоимость выполненных работ по переработке давальческого сырья, выраженную в иностранной валюте, пересчитывают в национальную валюту по курсу национального (центрального) банка государства – члена Союза на дату принятия продуктов переработки к учету.
Протоколом Союза все положения в части определения налоговой базы по акцизам, которые были установлены Протоколом ТС, учтены в полном объеме и в отличие от Протокола ТС распространены в т.ч. на ввозимые подакцизные товары, являющиеся продуктами переработки давальческого сырья (п. 16 Протокола Союза).
Изменения коснулись и налогового администрирования
1. Протокол Союза (так же, как и Протокол ТС) предусматривает при импорте товаров представление в налоговый орган заявления на бумажном носителе (в 4 экземплярах) и в электронном виде. Но при этом Протокол Союза в качестве альтернативы предусмотрел подачу заявления в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика (п. 20).
2. Протокол Союза (так же, как и Протокол ТС) устанавливает, что налогоплательщик при импорте товаров представляет в налоговый орган счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства – члена Союза при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства – члена Союза.
Протоколом Союза также оговорено, что если выставление (выписка) счета-фактуры не предусмотрено законодательством государства – члена Союза либо товары приобретаются у налогоплательщика государства, не являющегося членом Союза, то вместо счета-фактуры в налоговый орган представляют иной документ (документы), выставленный (выписанный) продавцом, подтверждающий стоимость импортированных товаров.
Данного положения в Протоколе ТС предусмотрено не было.
3. Документы, представляемые в налоговый орган при импорте товаров, за исключением заявления, могут быть представлены в копиях, заверенных в порядке, устанавливаемом законодательством государства – члена Союза. Это положение закреплено в обоих протоколах.
Однако Протоколом Союза установлено, что эти документы могут быть представлены в электронном виде в порядке, установленном нормативными правовыми актами налоговых органов государств – членов Союза либо иными нормативными правовыми актами государств – членов Союза. Формат указанных документов определяется нормативными правовыми актами налоговых органов государств – членов Союза либо иными нормативными правовыми актами государств – членов Союза.
Также Протоколом ТС установлено, что документы, за исключением заявления и информационного сообщения, не представляют в налоговый орган, если их непредставление одновременно с налоговой декларацией следует из законодательства государства – члена Союза, на территорию которого импортированы товары (п. 20 Протокола Союза).
4. Протоколом Союза установлен порядок представления уточненного заявления.
Согласно этому порядку уточненное (взамен ранее представленного) заявление представляют на бумажном носителе (в 4 экземплярах) и в электронном виде, либо в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика. Одновременно с уточненным (взамен ранее представленного) заявлением представляют документы, предусмотренные подп. 2–8 п. 20 Протокола Союза, если они не были ранее доставлены в налоговый орган.
Если представление уточненного (взамен ранее представленного) заявления не влечет за собой внесение изменений в ранее представленную налоговую декларацию, то налогоплательщик не представляет уточненную (дополнительную) налоговую декларацию, если иное не установлено законодательством государства – члена Союза. Представление такого уточненного заявления не влечет за собой восстановления ранее принятых к вычету сумм НДС, уплаченных при импорте товаров.
Уточненное (взамен ранее представленного) заявление не представляют в случаях, установленных законодательством государства – члена Союза (п. 21 Протокола Союза).
Отметим, что такого порядка в Протоколе ТС предусмотрено не было.
5. Протоколом Союза (как и Протоколом ТС) установлено, что при возврате импортированных товаров в месяце принятия их на учет отражение в налоговой декларации операций по импорту этих товаров не производится, если возврат товаров осуществлен по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации |*|.
* Материал об исчислении и вычете НДС при возврате товаров в Таможенном союзе доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Однако в отличие от Протокола ТС Протоколом Союза определено, что возврат товаров по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации должен быть подтвержден согласованной участниками договора (контракта) претензией, а также документами, соответствующими дальнейшему совершению операций с такими товарами.
Справочно: к таким документам могут относиться акты приема-передачи товаров (в случае отсутствия транспортировки возвращенных товаров), транспортные (товаросопроводительные) документы (в случае транспортировки возвращенных товаров), акты уничтожения или иные документы. В случае частичного возврата таких товаров указанные документы (их копии) доставляют в налоговый орган одновременно с документами, которые представляются при импорте товаров. Эти документы могут быть представлены в электронном виде в порядке, установленном нормативными правовыми актами налоговых органов государств – членов Союза либо иными нормативными правовыми актами государств – членов Союза. Формат указанных документов определяется налоговыми органами государств – членов Союза либо иными нормативными правовыми актами государств – членов Союза.
В случае частичного возврата по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации товаров в налоговый орган представляют уточненное (взамен ранее представленного) заявление без отражения сведений о частично возвращенных товарах. Указанное заявление представляют на бумажном носителе (в 4 экземплярах) и в электронном виде либо в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика.
В случае полного возврата по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации всех товаров, сведения о которых были отражены в ранее представленном заявлении, в налоговый орган уточненное (взамен ранее представленного) заявление не представляют. Налогоплательщик информирует налоговый орган о реквизитах ранее представленного заявления, в котором были отражены сведения о полностью возвращенных товарах, по форме и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами налоговых органов государств – членов Союза либо иными нормативными правовыми актами государств – членов Союза.
При частичном или полном возврате товаров по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации восстановление сумм НДС, ранее уплаченных при импорте этих товаров и принятых к вычету, производят в налоговом периоде, в котором произведен возврат товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства – члена Союза (п. 23 Протокола Союза).
Установлен порядок определения налоговой базы НДС при увеличении стоимости импортируемых товаров в случае увеличения их цены по истечении месяца, в котором товары были приняты к учету
При таком увеличении стоимости налоговую базу для целей уплаты НДС увеличивают на разницу между измененной и предыдущей стоимостью импортированных товаров. Уплату НДС и представление налоговой декларации производят не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором участники договора (контракта) изменили цену импортированных товаров.
Разницу между измененной и предыдущей стоимостью приобретенных импортированных товаров отражают в налоговой декларации, которую налогоплательщик представляет в налоговый орган одновременно:
– с заявлением (с отражением разницы между измененной и предыдущей стоимостью) на бумажном носителе (в 4 экземплярах) и в электронном виде либо в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика;
– договором (контрактом) или иным документом, предусмотренным участниками договора (контракта), который подтверждает увеличение цены импортированного товара, корректировочный счет-фактуру (в случае если его выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства – члена Союза). Указанные документы могут быть представлены в копиях, заверенных в порядке, установленном законодательством государства – члена Союза, или в электронном виде в порядке, установленном нормативными правовыми актами налоговых органов государств – членов Союза либо иными нормативными правовыми актами государств – членов Союза. Формат указанных документов определяется нормативными правовыми актами налоговых органов государств – членов Союза либо иными нормативными правовыми актами государств – членов Союза (п. 24 Протокола Союза).
Протоколом ТС такого порядка установлено не было.