Что изменится с 2015 г. в исчислении косвенных налогов при экспорте товаров в Россию и Казахстан (Комментарий к Договору о Евразийском экономическом союзе)

23 декабря 2014

С 1 января 2015 г. вступает в силу Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан (далее – Договор Союза), который регулирует в т.ч. порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте товаров. Рассмотрим, что изменится в исчислении косвенных налогов при экспорте товаров в рамках Евразийского экономического союза.

 

С 1 января 2015 г. утрачивает силу Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе

До 2015 г. порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются в соответствии с отдельным протоколом, заключенным между cторонами Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 (далее – Соглашение).

Порядок взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров установлен Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее – Протокол ТС).

Поскольку с 1 января 2015 г. вступает в силу Договор Союза, с этой даты утрачивают силу Соглашение и Протокол ТС.

Как и ранее, взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их обложение косвенными налогами при импорте (п. 1 ст. 72 Договора Союза).

Взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте товаров осуществляются в порядке, определенном в приложении 18 к Договору Союза. В этом приложении приведен Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее – Протокол Союза).

В положениях Протокола ТС и Протокола Союза значительных расхождений не имеется, но есть ряд дополнений, о которых пойдет речь ниже.

 

В применении косвенных налогов при экспорте товаров есть новации в части…

…отнесения транспортных средств к товарам

В отличие от Протокола ТС в Протоколе Союза транспортные средства отнесены к товарам, поскольку товары – реализуемые или предназначенные для реализации любое движимое и недвижимое имущество, транспортные средства, все виды энергии.

 

…установления места реализации, когда перевозка товара начата за пределами Союза и завершена в другом государстве – члене Союза

В отличие от Протокола ТС в Протоколе Союза предусмотрено установление места реализации при реализации товаров плательщиком государства – члена Союза плательщику другого государства – члена Союза, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами территории Союза и завершена в другом государстве – члене Союза.

 

…налогового администрирования

1. В части документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от акцизов, четко оговорены договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства – члена Союза или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом Союза, а не просто договоры (контракты), как было предусмотрено Протоколом ТС.

2. В качестве документа, подтверждающего обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от акцизов, предусмотрена возможность представления в налоговый орган перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

В Протоколе ТС не было оговорок в отношении представления в налоговый орган перечня заявлений, его формы и порядка заполнения.

3. В случае реализации товаров, вывозимых с территории одного государства – члена Союза на территорию другого государства – члена Союза, и помещения их под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада на территории этого другого государства – члена Союза вместо заявления в налоговый орган первого государства – члена Союза следует представлять заверенную таможенным органом другого государства – члена Союза копию таможенной декларации, в соответствии с которой такие товары помещены под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада.

Такого положения в Протоколе ТС предусмотрено не было.

4. В отличие от Протокола ТС Протоколом Союза установлено, что документы, являющиеся основанием для применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от акцизов, могут быть представлены в электронном виде в порядке, определенном нормативными правовыми актами налоговых органов государств – членов Союза либо иными нормативными правовыми актами государств – членов Союза.

Подробнее читайте в электронном «Главном Бухгалтере», 2014, № 48, с. 38.

Николай Савельев, экономист

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup