Декретом № 5 утверждено Положение о порядке получения, учета, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи, контроля за ее получением и целевым использованием, а также регистрации гуманитарных программ (далее – Положение).
Помощь смогут получить иностранные граждане
В Декрете № 5 указано, что отправители иностранной безвозмездной помощи – это иностранные государства, международные и иностранные организации, граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, а также иностранные анонимные жертвователи.
Как видим, в соответствии с Декретом № 5 отправителями помощи могут выступать не только иностранцы, но и белорусские граждане, если они имеют статус постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь.
С другой стороны, согласно Декрету получатели помощи – это физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, и юридические лица Республики Беларусь, в т.ч. государственные органы, получившие помощь в пользование, владение и (или) распоряжение от отправителей, а также получившие помощь в порядке ее распределения согласно плану целевого использования. В свою очередь, физические лица – это граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь.
Ранее же получателями помощи выступали организации и физические лица Республики Беларусь. Отсутствие определения термина "физическое лицо Республики Беларусь" позволяло вести речь о том, что это исключительно граждане Республики Беларусь.
Новые положения Декрета № 5 будут распространяться и на случаи получения помощи иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими в Республике Беларусь.
Понятие иностранной безвозмездной помощи станет шире
Сравним определение иностранной безвозмездной помощи, приведенной в двух декретах (см. таблицу на с. 36):
С момента вступления в силу Декрета № 5 термин "иностранная безвозмездная помощь" расширяется и будет включать в т.ч.:
– денежные средства, выделяемые иностранными учредителями для финансирования созданных ими учреждений Республики Беларусь;
– взносы иностранных учредителей (членов) некоммерческих организаций Республики Беларусь.
В период действия Декрета № 24 аналогичные суммы не могли признаваться помощью, так как с юридической точки зрения финансирование деятельности учреждений их учредителями, как и взносы учредителей некоммерческих организаций, не могут считаться безвозмездно предоставляемыми ввиду того, что предоставляются в рамках исполнения такими лицами их обязательств перед иными юридическими лицами.
Обратим внимание на такую деталь.
В п. 2 Инструкции № 9* указано, что иностранная безвозмездная помощь, в т.ч. беспроцентные займы, взносы иностранных учредителей (членов) белорусских некоммерческих организаций, а также средства, передаваемые в рамках утвержденных смет, предоставленная организациям и физическим лицам иностранными государствами, международными организациями, иностранными организациями и гражданами, лицами без гражданства и анонимными жертвователями, регистрируется в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь.
____________________
* Инструкция о порядке регистрации, учета, получения и использования иностранной безвозмездной помощи, утвержденная постановлением Управления делами Президента Республики Беларусь от 17.09.2010 № 9 (в редакции от 30.06.2012) (далее – Инструкция № 9).
Согласимся, что указанный подход с правовой точки зрения был некорректен, так как определение иностранной безвозмездной помощи, приведенное в Декрете № 24, является закрытым. Инструкция № 9 не может широко толковать положения Декрета № 24 и требовать регистрации в качестве безвозмездной помощи операций, которые в соответствии с Декретом № 24 к помощи не относятся. Со вступлением в силу Декрета № 5 данная коллизия будет устранена.
Недвижимое имущество за рубежом не относится к иностранной безвозмездной помощи
Важное изменение касается сужения термина "иностранная безвозмездная помощь". Согласно определению, данному Декретом № 5, к ней не будет относиться недвижимое имущество, находящееся за пределами Республики Беларусь.
Дополнительные требования будут предъявляться к передаваемым товарам
Некоторые изменения претерпевает целевое назначение помощи.
Пунктом 5 Декрета № 5 введены дополнительные требования к имуществу, предоставляемому в качестве помощи. Так, не допускается предоставление в качестве помощи:
– пищевых продуктов со сроком годности менее 4 месяцев, изделий медицинского назначения с остаточным сроком службы менее 1 года, медицинской техники – менее 5 лет, за исключением их ввоза в экстренных случаях в порядке, предусмотренном Советом Министров Республики Беларусь;
– запрещенных к ввозу товаров;
– ограниченных к ввозу товаров без наличия разрешения на ввоз, выданного в соответствии с законодательством;
– транспортных средств, с года выпуска которых прошло более 15 лет.
Преференции на ввозимое имущество будут расширены
Иностранная безвозмездная помощь по Декрету № 24 освобождается от таможенных сборов за совершение таможенных операций, таможенных пошлин, НДС, акцизов, налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц, подлежащих уплате ее получателями, а также организациями и физическими лицами Республики Беларусь, получившими такую помощь в порядке ее распределения согласно плану, Управлением делами Президента Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. При этом не подлежат освобождению:
– от таможенных пошлин ввозимые на территорию Республики Беларусь подакцизные товары;
– таможенных сборов за совершение таможенных операций, таможенных пошлин, НДС и акцизов перемещаемые физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товары для личного пользования. Случаи и условия освобождения от таможенных платежей ввезенных физическими лицами товаров для личного пользования, являющихся иностранной безвозмездной помощью, определяются международными договорами Республики Беларусь.
Декрет № 5 предусматривает схожие положения в части налоговых последствий предоставления иностранной безвозмездной помощи. Они детализированы и этим вопросам отведена гл. 6 "Порядок освобождения помощи от налогов, сборов (пошлин)" Положения. Кроме того, Декрет № 5 изменяет перечень обязательных платежей, от которых может быть освобожден получатель иностранной безвозмездной помощи. Теперь к ним отнесены налог при УСН, а также единый налог для производителей сельхозпродукции (часть первая п. 31 Положения).
Когда будут применяться преференции?
Исходя из норм части второй п. 31 Положения при предоставлении юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям помощи согласно целям, определенным в соответствии с абз. 10–12 п. 3 Положения, а именно на иные цели, определяемые Управлением делами Президента Республики Беларусь, такая помощь освобождается от налогов, сборов (пошлин) при наличии заключения.
В то же время неясно, только ли в случаях предоставления помощи на иные цели нужно представить заключение, или оно необходимо всегда при обращении за освобождением помощи от налогов. Дело в том, что в п. 22 Положения сказано, что при обращении за освобождением помощи от налогов, сборов (пошлин) для регистрации помощи к заявлению прилагается заключение компетентного органа о согласовании целей использования помощи и (или) целесообразности ее освобождения от налогов, сборов (пошлин).
При этом помощь в виде беспроцентных займов, взносов иностранных учредителей (членов) некоммерческих организаций Республики Беларусь не освобождается от налогов, сборов (пошлин), указанных в части первой п. 31 Положения, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Отметим, что денежные займы сами по себе не влекут налоговых последствий. Если вести речь о подоходном налоге с физических лиц, то НК предусматривает необходимость уплаты такого налога в некоторых случаях при получении займов. Однако говорить о том, что в данном случае имеет место налогообложение доходов, неверно. Это, скорее, гарантийные платежи, которые затем подлежат возврату. В частности, при полном погашении (возврате) займов, кредитов подоходный налог с физических лиц, уплаченный на основании извещения налогового органа, подлежит зачету, возврату плательщику, уплатившему налог.
Общее правило Декрета № 5, предусматривающее, что помощь в виде беспроцентных займов не освобождается от налогов, сборов (пошлин), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, приводит к практическому запрету данного вида помощи. Очевидно, что денежные средства в виде займа физические лица получают ввиду их отсутствия. Неясно, из каких источников физические лица могут изыскать денежные средства на уплату подоходного налога.
То же касается и товарных займов, в отношении которых могут наступать налоговые последствия в части уплаты НДС.
В свое время возникало множество споров и обоснованной критики в части взимания налогов с помощи, что противоречит самой ее сути: ведь помощь предоставляется на конкретные цели и конкретным лицам и если государство признает помощью определенные деяния, они не должны влечь налоговых последствий. В противном случае часть помощи получает бюджет в виде налоговых отчислений. Очевидно, что отправители могут увеличивать размер помощи в целях обеспечения получателя необходимым ее размером с учетом уплаты налогов, но спорным выглядит само по себе налого-обложение таких операций.
Отправители помощи, которыми зачастую являются крупные международные некоммерческие организации, весьма критически относятся к таким вещам и могут отказаться от тех или иных проектов.
Отметим, что данные проблемы не будут возникать при предоставлении тех видов помощи, на которую действие норм Положения не распространяется:
– международную техническую помощь;
– иностранную безвозмездную помощь, предоставляемую по проектам и программам, одобренным Президентом Республики Беларусь, а также в соответствии с действующими для Республики Беларусь межгосударственными договорами;
– иностранную безвозмездную помощь, получаемую дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь, банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, Нацбанком, открытым акционерным обществом "Банк развития Республики Беларусь".
Отражаем курсовые разницы
Важная норма содержится в подп. 2.2 п. 2 Декрета № 5: при целевом использовании иностранной безвозмездной помощи суммы курсовых разниц, возникающие у субъектов, получающих эту помощь, при пересчете в белорусские рубли стоимости активов и обязательств, связанных с получением и использованием иностранной безвозмездной помощи и выраженных в иностранной валюте, не включают в состав внереализационных доходов или расходов, учитываемых при налогообложении.
В то же время при нецелевом использовании иностранной безвозмездной помощи суммы курсовых разниц, указанные в части первой названного подпункта, учитываются при налогообложении в соответствии с законодательством.