_______________
* Постановление Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 "Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования" (далее – постановление № 924/16).
** Постановление Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 24.09.2015 № 801/19 "О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16" (далее – постановление № 801/19).
Последние изменения, внесенные комментируемым постановлением в постановление № 924/16, касаются вопросов внедрения и установки системы контроля кассового оборудования на автозаправочных станциях и автомобилях-такси. В частности, им перенесены сроки установки средств контроля налоговых органов (далее – СКНО) |*| на указанных объектах.
* Правила и особенности установки платежных терминалов или средств контроля налоговых органов на кассовом оборудовании доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Сроки установки СКНО
Организации (индивидуальные предприниматели), осуществляющие определенные виды деятельности, должны принимать наличные деньги и (или) банковские платежные карточки посредством кассового оборудования (согласно сфере применения):
– модели (модификации) которого включены в Государственный реестр***;
_____________________
*** Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее – Государственный реестр).
– на котором должно быть установлено СКНО.
Виды деятельности и сроки установки СКНО определены подп. 2.6 п. 2 постановления № 924/16 (см. табл. 1).
Функции по установке СКНО в кассовое оборудование возложены на РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам" на основании заключенных с субъектами хозяйствования гражданско-правовых договоров на установку, обслуживание, снятие СКНО.
Справочно: Госстандарт Республики Беларусь постановлением от 15.09.2015 № 42 "О внесении изменений и дополнений в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь" включил в Государственный реестр ряд моделей (модификаций) кассового оборудования для использования на автозаправочных станциях, обеспечивающих требования для подключения СКНО и функционирования со средствами контроля кассового оборудования (далее – СККО) (см. табл. 2).
Для автозаправочных станций и автомобилей такси определены новые сроки установки СКНО
Комментируемое постановление № 801/19 дополнило подп. 2.6 п. 2 постановления № 924/16 |*| следующей нормой: субъекты хозяйствования, заключившие договоры на установку, обслуживание, снятие СКНО, вправе осуществлять прием наличных денежных средств и (или) банковских платежных карточек с применением кассового оборудования без установленного СКНО, но не более 4 месяцев с даты введения обязанности использования такими субъектами хозяйствования кассового оборудования с установленным СКНО.
* Постановление № 924/16 в актуальном состоянии доступно для подписчиков электронного "ГБ"
Эта новация введена в связи с тем, что при разработке нормативного документа в части определения сроков установки СКНО не были учтены многие факторы.
Например, на автозаправочных станциях, на которых кассовое оборудование с установленным СКНО должно было уже применяться с 1 октября 2015 г., оказалось невозможно это сделать из-за огромного количества оборудования, на котором СКНО надо было установить (почти 1,8 тыс. единиц), из-за сложности работы, территориальной удаленности автозаправочных станций и т.д.
Аналогичная ситуация сложилась и при подключении к СККО кассового оборудования, используемого в автомобилях-такси.
Причем главная причина – это отсутствие в Государственном реестре моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометром, обеспечивающих требования для подключения СКНО и функционирования с СККО.
Кроме того, необходимость практически одновременного оснащения автомобилей-такси СКНО и установки платежных терминалов, а также повышение затрат в зимний период потребует дополнительных расходов и усложнит эксплуатацию автомобилей-такси.
При создании СККО предусматривалась возможность максимального сохранения имеющегося в настоящее время в республике парка кассового оборудования, доработав в нем программное обеспечение. Вместе с тем при включении в Государственный реестр моделей, обеспечивающих требования для подключения СКНО и функционирования с СККО, могут возникнуть проблемы в отношении адаптации таких моделей требованиям нового государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1364.0-2015 "Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Общие технические условия", введенного в действие постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 11.06.2015 № 31 с 1 июля 2015 г.
Таким образом, у производителей кассового оборудования могут возникнуть сложности по доработке производимых ими моделей кассового оборудования и данные вопросы могут коснуться моделей, применяемых в разных сферах деятельности (в розничной торговле, в объектах оказания бытовых услуг населению и т.д.). Кроме того, перед установкой СКНО в кассовое оборудование, используемое в объектах торговли и оказания услуг субъектами хозяйствования, необходимо будет провести определенные работы по его модернизации для обеспечения подключения СКНО и функционирования с СККО. Такие работы могут коснуться значительной части парка кассового оборудования, используемого в настоящее время субъектами в Республике Беларусь, на протяжении всего периода установки в кассовое оборудование СКНО и подключения его к СККО (до 1 декабря 2017 г.). На решение этих вопросов потребуется определенное время.
Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию в республике, в целях исключения напряжения в предпринимательской среде и решения возникающих вопросов с подключением кассового оборудования к СККО было принято постановление № 801/19, которое, не приостанавливая деятельность субъектов хозяйствования:
– позволяет обеспечить установку СКНО в плановом режиме, последовательно по мере готовности кассового оборудования, субъектов хозяйствования, в т.ч. центров технического обслуживания и ремонта кассового оборудования, к этой работе, с наиболее оптимальными финансовыми и трудовыми издержками для субъектов хозяйствования;
– создает дополнительные условия для успешной реализации процессов, необходимых для подключения кассового оборудования к СККО, всеми участниками этого процесса – владельцами кассового оборудования, центрами технического обслуживания кассового оборудования, заявителями моделей кассового оборудования, включенных в Государственный реестр, аккредитованной лабораторией, проводящей испытания кассового оборудования, Государственным комитетом по стандартизации, РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам".
Важно! Значительное количество используемого в республике кассового оборудования (по состоянию на 1 сентября 2015 г. более 250 тыс. единиц) также может повлечь необходимость увеличения срока при его подключении к СККО в дальнейшем.
Как правильно применять введенные новации, в т.ч. и в отношении иных (некомментируемых) объектов
Организации, для которых постановлением № 924/16 был установлен срок использования кассового оборудования с СКНО – 1 октября 2015 г., но не установившие до указанного срока СКНО в кассовое оборудование, обязаны были заключить до 1 октября 2015 г. с РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам" договоры на установку, обслуживание, снятие СКНО.
Важно! Заключение данного договора является:
1) необходимым условием для соблюдения такими организациями установленного порядка использования кассового оборудования без СКНО в период с 1 октября 2015 г. до 1 февраля 2016 г.;
2) основанием для непривлечения организаций к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.20 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Так, нарушение порядка использования кассового оборудования при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, в т.ч. выразившееся в нарушении указанных выше норм законодательства, а равно отсутствие такого оборудования при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг влекут наложение штрафа:
– на индивидуального предпринимателя – до 100 базовых величин;
– юридическое лицо – от 10 до 200 базовых величин.
Организации, пропустившие указанный срок для заключения договора, могут заключить его и после 1 октября т.г., но будут привлечены к административной ответственности |*|.
* Практические вопросы применения правил приема наличных денежных средств и банковских платежных карточек в 2015 г. при расчете за реализованные товары и услуги доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Аналогичные действия, т.е. заключение с РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам" договоров на установку, обслуживание, снятие СКНО, необходимо будет осуществить соответствующим категориям плательщиков, которые по каким-либо причинам не будут успевать с установкой СКНО до следующих сроков, определенных подп. 2.6 п. 2 постановления № 924/16.
Такие договоры нужно будет заключить до 1 февраля 2016 г., 1 июня 2016 г., 1 сентября 2016 г., 1 декабря 2016 г., 1 марта 2017 г., 1 июня 2017 г., 1 сентября 2017 г., 1 декабря 2017 г. соответственно.