* Материалы "Прямой линии" о переоценке основных средств на 1 января 2015 г. доступны всем на портале GB.BY
Общие требования и подходы к проведению переоценки на 1 января 2016 г.
Какой существует критерий проведения обязательной переоценки на 1 января 2016 г.?
Такой критерий установлен только в отношении зданий, сооружений и передаточных устройств.
Переоценка зданий, сооружений и передаточных устройств производится в обязательном порядке всеми организациями при достижении уровня инфляции в ноябре текущего года (2015 г.) к дате последней обязательной переоценки, проведенной в соответствии с законодательством (к декабрю 2013 г.), 100 % и более (подп. 1.1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2006 № 622; далее – Указ № 622).
Справочно: в Указе № 622 подходы по переоценке имущества в 2015 г. не менялись. Кроме этого, действует постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.11.2006 № 1543, которым уточнены отдельные положения Указа № 622.
При недостижении указанного критерия проведение переоценки зданий, сооружений и передаточных устройств осуществляется по решению организации или собственника имущества в добровольном порядке.
Переоценку иных видов основных средств, доходных вложений в материальные активы (кроме зданий, сооружений, передаточных устройств), а также оборудования к установке проводят по решению организации или собственника имущества независимо от уровня инфляции.
Существуют ли дополнительные требования и критерии обязательной переоценки для государственных организаций, организаций с долей государства 50 % и более, бюджетных организаций?
Такие требования не предусмотрены.
При переоценке имущества на 1 января 2016 г. законодательством определены единые подходы проведения переоценки организациями всех форм собственности, организационно-правовой формы независимо от доли государства в уставном фонде.
Поскольку на 1 января 2016 г. критерий проведения обязательной переоценки зданий, сооружений, передаточных устройств не выполнен, государственные организации, организации с долей государства 50 % и более, бюджетные организации наравне с иными организациями имеют право самостоятельно принять решение о проведении переоценки по всем видам переоцениваемого имущества.
Имеет ли право организация не проводить переоценку на 1 января 2016 г., если она ранее не проводила переоценку на 1 января 2015 г.?
Имеет.
В соответствии с нормами Указа № 622 и с учетом сложившегося уровня инфляции (28,6 %, что менее 100 %) организации имеют право на 1 января 2016 г. провести переоценку в соответствии со своим решением.
Каких-либо ограничений в принятии такого решения по объектам, которые не переоценивались по состоянию на 1 января 2015 г. (дату предыдущей переоценки), не предусмотрено.
Какие критерии проведения переоценки может установить сама организация? Обязана ли она это сделать?
Критерии выбирают самостоятельно. Это является правом организации.
Если организациям предоставлено право проводить переоценку имущества, они вправе в своей учетной политике предусмотреть условия для ее проведения (критерии существенности изменения стоимости имущества), в т.ч. ее периодичность (п. 1 Инструкции о порядке проведения переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры Республики Беларусь от 05.11.2010 № 162/131/37) |*|.
* Материалы "Прямой линии" о переоценке основных средств на 1 января 2015 г. доступны всем на портале GB.BY
То есть, если организация считает целесообразным предусмотреть какое-либо условие для проведения переоценки, она вправе это сделать в своей учетной политике. Каких-либо конкретных критериев на уровне законодательства не предусмотрено. Организация может, например, закрепить в учетной политике:
– требование о проведении переоценки не реже 1 раза в 3 года независимо от уровня инфляции;
– предусмотреть порог существенности при отклонении стоимости имущества от текущей рыночной стоимости (например, 10 %) и т.п.
Такие критерии организация устанавливать не обязана, это является ее правом.
Означает ли добровольность проведения переоценки, что организация может ее провести на любую отчетную дату в течение года либо чаще 1 раза в год?
Иной даты переоценки, отличной от 1 января, не предусмотрено.
Датой проведения переоценки является 1 января года, следующего за отчетным. При этом переоценку проводят за период, прошедший с даты предыдущей переоценки по 31 декабря отчетного года (подп. 1.2 п. 1 Указа № 622).
Справочно: результаты переоценки отражаются в бухгалтерском учете (книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН) организациями (кроме Нацбанка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций) 31 декабря отчетного года. Нацбанк, банки, небанковские кредитно-финансовые организации отражают результаты переоценки в бухгалтерском учете не позднее последнего рабочего дня марта года, следующего за отчетным, в отчетности – за отчетный год.
Проведение переоценки имущества на иную дату, отличную от 1 января года, следующего за отчетным, не предусмотрено. То есть даже при условии добровольности проведения переоценки и принятия организациями решения о ее проведении датой возможного проведения переоценки является только 1 января года, следующего за отчетным.
Проведение переоценки с отражением ее результатов (изменения стоимости) в бухгалтерском учете чаще 1 раза в год либо на иную отчетную дату противоречит законодательству.
Принятие решения о проведении переоценки и ее оформление
С какой целью проводят переоценку? Чем следует руководствоваться при принятии решения о ее проведении?
Если переоценка не является обязательной в соответствии с критерием, установленным Указом № 622, то организация самостоятельно принимает решение о необходимости ее проведения.
Общая цель переоценки – определение единых подходов к восстановлению стоимости имущества, используемого организациями в хозяйственной деятельности. По своей экономической сути переоценка – это осовременивание стоимости активов организации, по которой их отражают в бухгалтерском учете. Ее проводят периодически, чтобы не допустить значительного отклонения стоимости имущества, отраженной в бухгалтерском учете на конец отчетного периода, от стоимости его замены в текущих рыночных условиях.
После переоценки происходит изменение стоимости долгосрочного актива в учете и соответственно включение ее через амортизацию в стоимость производимой продукции (работ, услуг). Это означает возможность создания источника замены объекта, адекватного и соответствующего современным затратам на такую замену в текущих условиях и уровне цен, а не тех, которые существовали в момент приобретения объекта и его принятия к бухгалтерскому учету.
Кроме этого, в условиях инфляционной экономики переоценка позволяет:
– не допустить значительного обесценения активов организации при их отражении в учете и отчетности;
– формировать более достоверную и сбалансированную отчетность для принятия управленческих решений.
Если организация приняла решение о проведении переоценки, надо ли согласовывать его с собственником имущества?
Такого обязательного требования законодательство не предусматривает.
Переоценку проводят (в случае ее необязательности) по решению организации или собственника ее имущества. При этом Указ № 622 не требует обязательного согласования решения о проведении переоценки с собственником имущества (подп. 1.1.1 п. 1 Указа № 622).
Собственник имущества в рамках имеющихся у него полномочий (надзора, контроля, управления) сам может инициировать ее проведение.
Если ОАО примет решение не проводить переоценку на 1 января 2016 г., надо ли его в обязательном порядке принимать на общем собрании акционеров?
Надо, если это предусмотрено учредительными документами организации.
Такое решение может быть принято организацией самостоятельно. Согласование нужно только в том случае, если этого требуют учредительные документы организации.
Каким документом оформляют решение о проведении переоценки?
Оформляют приказом, решением, иным внутренним документом.
Решение о проведении переоценки и составе переоцениваемых объектов принимают ежегодно, и его целесообразно закрепить каким-либо внутренним документом. Законодательством не определен вид документа, которым должно быть зафиксировано решение о проведении переоценки по состоянию на 1 января 2016 г.
В качестве такого документа может выступать, например, приказ руководителя организации либо решение собственника (если он принимает такое решение).
Если организация решит не проводить переоценку всего имущества либо провести переоценку всего имущества без исключения, надо ли оформлять соответствующее решение?
Решение оформляют в любом случае.
Соответствующий документ о проведении переоценки на 1 января 2016 г. (приказ, решение) следует оформить в любом случае независимо от того, принято решение:
1) провести переоценку:
– всего имущества;
– отдельных объектов;
2) не производить вообще.
Это позволит обеспечить полноту и прозрачность ведения бухгалтерского учета и отчетности, получение информации о подходах к определению стоимости имущества в будущем.
В документе о проведении переоценки целесообразно указать (в произвольной форме):
– решение о проведении (непроведении) переоценки – если такое решение принято в отношении всего имущества организации;
– решение о проведении (непроведении) переоценки отдельных групп (подгрупп) имущества либо отдельных инвентарных объектов – если решение принято только по отдельным объектам выборочно |*|.
* Информация о проведении переоценки в 2015 г. доступна всем на портале GB.BY
(Продолжение следует.)