Терминология гл. 20 НК-2019 приведена в соответствие с действующим законодательством
В НК-2019 внесены редакционные корректировки, которые обеспечили единство терминологии гл. 20 с терминологией:
– Кодекса о культуре [3];
– п. 4 Перечня № 150 [4], который содержит позицию «Юридические лица и индивидуальные предприниматели – для организации питания воспитанников, учащихся, курсантов и студентов в учреждениях образования».
В редакции п. 5 ст. 192 НК-2018 [5] отсутствовало слово «курсанты». В связи с этим Закон № 159-З внес в НК-2019 изменения в части непризнания бюджетных организаций плательщиками земельного налога в случае, если объекты недвижимости таких организаций, расположенные на их земельных участках, передаются в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование организациям и индивидуальным предпринимателям для организации питания курсантов в учреждениях образования.
Справочно: аналогичное изменение предусмотрено в отношении передачи организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, освобожденных от земельного налога.
Конкретизирован объект обложения земельным налогом
В п. 1 ст. 238 НК-2019, в частности, предусмотрено, что объектом обложения земельным налогом признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, в отношении которых в соответствии с законодательством плательщики имеют право осуществлять пользование.
Уточнен порядок применения отдельных льгот
1. Согласно ст. 192 и 194 НК-2018 бюджетные организации и организации, имеющие право на льготу по земельному налогу, признавались плательщиками земельного налога или утрачивали право на льготу в случае сдачи ими в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест. Причем независимо от того, что это имущество могло находиться в аренде несколько часов или дней в пределах одного календарного месяца.
При этом в один день могло быть заключено несколько договоров аренды (например, на час или два). Вместе с тем независимо от того, сколько времени капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места находились в аренде, ином возмездном или безвозмездном пользовании, организации обязаны были в силу указанных положений НК исчислять и уплачивать земельный налог за целый месяц.
Такой порядок делал неоправданно «дорогими» для арендаторов (ссудополучателей) случаи разовой почасовой аренды (безвозмездного пользования) недвижимого имущества бюджетных организаций, что сводило к минимуму количество заключаемых договоров такой аренды имущества и соответственно лишало бюджетные организации дополнительных источников дохода.
В целях исключения таких случаев, а также снижения налоговой нагрузки на бюджетные организации Закон № 159-З внес соответствующие корректировки, согласно которым они не будут признаваться плательщиками земельного налога при сдаче имущества в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование в случае, когда период нахождения такого имущества в аренде, ином возмездном или безвозмездном пользовании начинается и заканчивается в пределах одного календарного месяца (абз. 4 п. 1 ст. 237 НК-2019).
2. Все сооружения гидроэлектростанций являются единым энергетическим комплексом, участвующим в процессе производства электрической энергии, вырабатываемой ими, который невозможен без аккумулирования водных ресурсов в специально созданном для этих целей водохранилище, а его безопасная эксплуатация, в свою очередь, – без создания берегоукрепительных сооружений.
В связи с этим Закон № 159-З дополнил НК-2019 уточняющей нормой об освобождении от земельного налога земельных участков, занятых берегоукрепительными сооружениями |*|.
* О том, как можно законно уменьшить сумму земельного налога при строительстве и реконструкции жилья
3. Подпунктом 1.31 п. 1 ст. 194 НК-2018 было предусмотрено освобождение от земельного налога земельных участков технопарков.
Вместе с тем в случае, когда технопарки выполняют свою основную задачу по оказанию поддержки резидентам (предоставляют им недвижимое имущество, в т.ч. помещения различного функционального назначения, в аренду), льгота на такие площади не распространялась.
В результате технопарк становился плательщиком земельного налога, что влекло увеличение размера арендной платы для резидентов, не имеющих достаточного количества ресурсов для создания малых инновационных предприятий без государственной поддержки на начальном этапе их деятельности.
Кроме того, технопарки лишались стимула к увеличению площадей для размещения на них резидентов, что препятствовало выполнению основного направления деятельности технопарка как субъекта инновационной инфраструктуры.
С учетом изложенного Закон № 159-З дополнил НК-2019 нормами по аналогии с положениями НК-2018, регулирующими вопросы уплаты налога на недвижимость, которые позволят сохранить освобождение технопарков от земельного налога в случае сдачи ими в аренду недвижимого имущества своим резидентам (п. 3 ст. 239 НК-2019).
Справочно: в соответствии со ст. 186 НК-2018 освобождаются от налога на недвижимость капитальные строения (здания, сооружения) технопарков, а также капитальные строения (здания, сооружения), сданные в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование технопарками их резидентам.
Согласно анализу показателей деятельности научно-технологических парков внесенное изменение не окажет существенного влияния на доходную часть бюджета. В то же время по оценкам руководителей ряда технопарков реализация данной меры позволит создать дополнительные стимулы для развития малого инновационного предпринимательства, что будет способствовать увеличению количества резидентов технопарков.
Принимая во внимание роль субъектов инновационной инфраструктуры в инновационном развитии экономики, а также то, что резидентами технопарков являются субъекты малого инновационного предпринимательства, это также повысит привлекательность технопарков в качестве площадок для организации инновационных и высокотехнологичных производств и будет способствовать как поддержке и стимулированию их деятельности, так и инновационному развитию регионов.
4. Согласно п. 3 ст. 192 НК-2018 за земельные участки, предоставленные физическим лицам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (далее – КФХ), плательщиком земельного налога признавалось КФХ.
В подп. 2.1 п. 2 ст. 194 НК-2018 указывалось, что освобождение от земельного налога, предусмотренное в т.ч. подп. 1.39 п. 1 ст. 194 НК-2018, не распространяется на земельные участки, предоставленные физическим лицам, если эти участки используются для ведения КФХ.
Наличие в НК таких норм вызывало двоякое толкование вопроса о возможном применении КФХ, являющимися плательщиками налога при УСН, освобождения, предусмотренного подп. 1.39 п. 1 ст. 194 НК-2018.
Так, с одной стороны, земельные участки выделяются физическим лицам для ведения КФХ, а с другой – все льготы не действуют в отношении земельных участков физических лиц, используемых для ведения КФХ, тогда как это и есть их целевое назначение и льгота, установленная подп. 1.39 п. 1 ст. 194 НК-2018, предусмотрена для сельскохозяйственных производителей, к которым прежде всего относятся КФХ.
Закон № 159-З прямо определил возможность применения КФХ льготы по земельному налогу, что позволило устранить указанную проблему (подп. 1.28 п. 1 ст. 239 НК-2019).
Отменены коэффициенты, увеличивающие ставки земельного налога до 10 раз
Закон № 159-З:
– отменил с 1 января 2019 г. право областных (Минского городского) Советов депутатов увеличивать до 10 раз ставки земельного налога по земельным участкам, занятым неиспользуемым (неэффективно используемым) имуществом;
– ограничил с 2020 г. право местных Советов депутатов увеличивать (уменьшать) ставки земельного налога |*| не более чем в 2 раза (п. 10 ст. 241 НК-2019).
Дополнительно определено, что решения местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога не будут распространяться:
– на унитарные предприятия общественных объединений инвалидов и учреждения общественных объединений инвалидов;
– организации, находящиеся в процессе ликвидации, признанные экономически несостоятельными (банкротами) в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
– земельные участки (части земельных участков), на которых расположены капитальные строения (здания, сооружения), их части, в отношении которых применяются коэффициенты, установленные в п. 12 ст. 241 НК-2019 (п. 11 ст. 241 НК-2019).
Справочно: к годовой ставке земельного налога устанавливаются коэффициенты в следующих размерах (см. таблицу).
Изменения в отношении земельных участков, своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством, самовольно занятых, используемых не по целевому назначению
С 2019 г. отменена практика применения коэффициента 10 к ставкам земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством, самовольно занятых, используемых не по целевому назначению, ввиду наличия установленной законодательством административной ответственности за данные правонарушения.
Учитывая, что одним из принципов земельных отношений согласно ст. 5 Кодекса о земле [6] является принцип платности землепользования, а одним из принципов налогообложения – принцип равенства, Закон № 159-З определил порядок налогообложения таких участков без применения повышенных ставок земельного налога.
В частности, установлено, что земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, признаются объектом обложения земельным налогом. При этом предусмотрено, что в отношении таких земельных участков применяются ставки земельного налога по фактическому функциональному использованию.
! Уплата земельного налога не узаконивает самовольно занятый земельный участок (п. 9 ст. 241 НК-2019).
НК-2019 также определяет:
– срок и период уплаты земельного налога за земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные, самовольно занятые (п. 6 ст. 243);
– срок подачи налоговых деклараций (расчетов) по таким земельным участкам и уплату налога (пп. 2, 6 ст. 244);
– порядок взаимодействия землеустроительных служб и налоговых органов по вопросу их выявления и последующего налогообложения (ст. 244).
Одновременно устанавливается, что суммы земельного налога, исчисленные на земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные, самовольно занятые, не включаются в затраты плательщиков, учитываемые при налогообложении (подп. 3.4 п. 3 ст. 245 НК-2019 ) |*|.
Что поменялось в ставках налога?
1. Снижена ставка земельного налога для автомобильных заправочных и газонаполнительных станций (приложение 6 к НК-2019).
В 2018 г. она составляла 3 %, сейчас – 2 %.
Свою позицию законодатель обосновывает следующим.
Земельные участки, на которых размещены автомобильные заправочные и газонаполнительные станции, относятся к общественно-деловой зоне. В 2018 г. ставка земельного налога для таких участков была установлена приложением 5 к НК-2018 в размере 3 % кадастровой стоимости.
Справочно: аналогичная ставка применяется также в отношении игорных заведений и автомобильных рынков. Кроме указанных объектов к общественно-деловой зоне относятся участки для размещения рынков (за исключением автомобильных), торговых центров, в т.ч. стоянок, обслуживающих эти рынки и торговые центры, ставка земельного налога для которых составляет 0,7 % кадастровой стоимости.
Согласно постановлению № 85 [7] реализация нефтепродуктов и сопутствующих товаров на автозаправочных станциях отнесена к подклассу «Розничная торговля в специализированных магазинах» (код 47300), который включает также розничную торговлю смазочными и охлаждающими материалами, моющими и полирующими средствами для автомобилей и мотоциклов.
Таким образом, деятельность на автозаправочных станциях является розничной торговлей в специализированных магазинах. Однако базовая ставка земельного налога для земельных участков, на которых размещены автомобильные заправочные и газонаполнительные станции, а также стоянки для клиентов, существенно выше ставки для рынков, торговых центров, в т.ч. автомобильных стоянок, обслуживающих эти рынки и торговые центры.
Земельный налог занимает значительную долю в структуре затрат на реализацию нефтепродуктов и товаров (без учета их покупной стоимости): в 2014 г. – 11 %, в 2015 г. – 15 %, в 2016 г. – 20 %, в 2017 г. – 22 %.
В условиях сохранения государственного регулирования цен на нефтепродукты рост доли земельного налога в структуре затрат ухудшает финансовые результаты работы предприятий нефтепродуктообеспечения и приводит к их убыткам.
Вновь установленная ставка земельного налога в размере 2 % позволит обеспечить безубыточную работу автозаправочных станций.
2. Проиндексированы ставки земельного налога, установленные в белорусских рублях в приложениях 3 и 4 к НК-2019.
Индексация произведена на прогнозный уровень инфляции в целях адаптации ставок к инфляционным процессам |*|.
Установлен особый порядок индексации кадастровой стоимости в отношении производственной зоны
Как и ранее, НК-2019 предусматривает определение налоговой базы земельного налога (кадастровой стоимости) в белорусских рублях с ее индексацией по отдельным зонам на прогнозный уровень инфляции.
При этом в отношении производственной зоны п. 1 ст. 4 Закона № 159-З предусматривается особый порядок индексации кадастровой стоимости. Так, налоговую базу земельного налога на 1 января 2019 г. для производственной зоны следует определять в белорусских рублях путем пересчета кадастровой стоимости, определенной в долларах США до 1 января 2018 г., по официальному курсу Нацбанка, установленному на 1 января 2016 г., проиндексированной с применением сложившегося индекса роста потребительских цен за 2017 г. и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2018 и 2019 гг.
Данная новация позволит компенсировать возможные потери местных бюджетов в 2019 г.
Справочно: предварительные итоги переоценки кадастровой стоимости производственной зоны, проведенной в 2018 г., показали значительное ее снижение по отношению к существующей. Кроме того, имелась вероятность неутверждения результатов этой оценки местными органами власти до 1 января 2019 г. Данные обстоятельства могли привести к выпадению в 2019 г. доходов местных бюджетов по земельному налогу на сумму около 137 млн. руб.