Что изменилось в сфере обязательного аудита?
Новая редакция Закона № 56-З |*| внесла ряд изменений в проведение обязательного аудита.
* Об изменениях в аудиторской деятельности
1. В перечень организаций, которые ежегодно проводят обязательный аудит, включены специальные финансовые организации.
2. Скорректирована норма, устанавливающая критерий выручки для проведения обязательного аудита субъектов хозяйствования.
Критерий в 5 000 000 евро заменен эквивалентным показателем в 500 000 базовых величин в целях упрощения расчета и использования данного критерия. Новый критерий будет применяться в отношении годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности начиная с отчетности за 2020 г.
3. Предусмотрено освобождение от проведения обязательного аудита отчетности, составленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь:
– юридических лиц, относящихся к организациям потребительской кооперации или осуществляющих производство (производство и переработку) сельскохозяйственной продукции и перешедших на применение единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции в порядке, установленном Налоговым кодексом Республики Беларусь;
– крестьянских (фермерских) хозяйств.
4. В условиях изменения подходов к осуществлению контрольной деятельности государственными органами и упразднения ведомственного контроля предусмотрены нормы, направленные на усиление контроля за проведением субъектами хозяйствования обязательного аудита.
В связи с этим субъекты аудиторской деятельности по итогам оказания аудиторских услуг по проведению обязательного аудита должны не позднее 1 августа года, следующего за отчетным, представлять в Аудиторскую палату перечень аудируемых лиц, которым была оказана такая услуга за отчетный год.
5. В целях повышения уровня использования государственными органами результатов аудита при оценке деятельности подведомственных им секторов аудируемые лица в случае проведения у них обязательного аудита в месячный срок с даты получения аудиторского заключения, но не позднее 15 июля года, следующего за отчетным, обязаны представить информацию о факте проведения обязательного аудита в Минфин для формирования информационного банка данных организаций, отчетность которых подлежит обязательному аудиту.
Кроме того, аудируемые лица, которые находятся в подчинении (ведении), входят в состав (систему) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров, местных исполнительных и распорядительных органов или их акции (доли в уставных фондах) переданы в управление указанных органов (организаций), должны представить в эти органы (организации) аудиторское заключение по результатам обязательного аудита.
В связи с этим предусмотрено расширение функций Минфина по формированию и ведению информационного банка данных организаций, годовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту.
Как идет процесс создания Аудиторской палаты?
Одним из важнейших нововведений Закона № 56-З является создание в республике органа самоуправления субъектов аудиторской деятельности – Аудиторской палаты. Основными ее функциями, в частности, являются:
– представление и защита интересов субъектов аудиторской деятельности;
– оказание субъектам аудиторской деятельности методической помощи в сфере оказания аудиторских и профессиональных услуг;
– участие в образовательном процессе;
– осуществление внешней оценки качества работы аудиторских организаций и аудиторов – ИП.
Для реализации этих и других функций в структуре Аудиторской палаты будут созданы специализированные органы, действующие на основании принятых Аудиторской палатой положений.
Законом № 56-З предусмотрено создание наблюдательного совета по аудиторской деятельности, который будет функционировать при Аудиторской палате после ее создания. В его функции будет входить в т.ч. оценка деятельности Аудиторской палаты и рассмотрение результатов осуществления ею внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов – ИП и принятых по ним решений.
Закон № 56-З устанавливает обязанность аудиторов участвовать по решению правления Аудиторской палаты в осуществлении ею внешней оценки качества работы других членов Аудиторской палаты на безвозмездной основе.
Каков порядок реализации данной нормы?
Внешняя оценка качества работы будет осуществляться в соответствии с утвержденным Аудиторской палатой планом-графиком внешней оценки качества работы на следующий календарный год, которым будет предусмотрено привлечение аудиторов в рабочую группу по проведению внешней оценки качества, исходя из возможностей аудиторов и по предварительной договоренности с ними.
В целях обеспечения принципа независимости и конфиденциальности рабочие группы по проведению внешней оценки качества будут возглавлять сотрудники специализированного органа Аудиторской палаты |*| по внешней оценке качества.
* О создании Аудиторской палаты
К участию в проведении внешней оценки качества работы будут приглашаться аудиторы, которые обладают соответствующими знаниями, предъявляемыми к аудиторам по оценке качества, а также специализированными знаниями и опытом, позволяющими провести внешнюю оценку качества работы конкретного субъекта аудиторской деятельности. Привлекаемым аудиторам будет обеспечено обучение методикам и процедурам осуществления внешней оценки качества работы.
Следует отметить, что внедрение механизма обязательной внешней оценки качества работы всех субъектов аудиторской деятельности является новой задачей для аудиторского сообщества |*| нашей страны. В связи с этим на создание эффективной системы внешней оценки качества потребуется определенное время.
Законом № 56-З предусмотрен мораторий более 3 лет на использование результатов внешней оценки качества для целей возможности включения сведений в аудиторский реестр о праве субъекта аудиторской деятельности на проведение обязательного аудита годовой финансовой отчетности по МСФО.
Таким образом, на первоначальном этапе действия Аудиторской палаты будут сосредоточены на внешней оценке качества работы именно этого сегмента аудиторского сообщества.